Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию . Квест - игра.
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Творческо - исследовательский проект по экологическому воспитанию " Яблочный спас". Квест - игра " В поисках молодильных яблочек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект «Яблочный спас».

Актуальность: 

В настоящее время остро встал вопрос о безнравственности и бездуховности подрастающего поколения. Чтобы этого не произошло, необходимо с самого раннего детства научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т.е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, сочувствия, радости, через познавательный интерес. Нравственно - патриотическое воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными, а у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

Очевидно, что без нравственности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что патриотизм и нравственность воспитывать необходимо через русскую народную культуру и традиции, на материале истории нашего народа.

Необходимо, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю семьи, страны, любил свою Родину. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении её ценностями, необходимо сформировать основу для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев

Цель: Через праздник “ Яблочный спас” познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа. Приобщать к русским народным традициям. Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с праздником Яблочный спас и его традициями. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями – с праздником Яблочный Спас.

Развивающие: Развивать умение соотносить форму с реальным объектом. Развивать ловкость, смекалку. Развивать моторику, координацию движения. Развивать тактильное ощущение. Развивать внимание, память. Пополнение словарного запаса.

Воспитательные: Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции. Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие. Воспитывать уважение друг к другу и взрослым. Воспитывать бережное отношение к природе, как источнику летних даров.

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Тип проекта: краткосрочный.

Ожидаемые результаты: 

Вид проекта: краткосрочный.

Время реализации: август

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Предполагаемый результат: 

  1. Участие детей в русских народных праздниках.
  2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 ЭТАП-Подготовительный

Подобрать загадки, потешки, поговорки, пословицы о яблоке и яблоне.

Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь (в сборе иллюстраций, художественнойлитературы).

Итоговое мероприятие:

Оформление выставки экспонатов семейного творчества «Наливное яблочко».

Праздничное развлечение «Яблочный спас».

Вызвать желание родителей участвовать в проекте.

Оформление папки – передвижки «Яблочный спас не пройдет мимо нас».

Разработка положения о проведении конкурса семейных творческих работ «Наливное яблочко».

Консультация в родительском уголке на тему «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Рекомендации для домашнего чтения:

В. Стрельцов « Это Спас»,

Н. Невская «Яблочный Спас»,

Л. Бесчастная «Август. Яблочный Спас»

Ю. Левитанский «Сказка про яблоню»,

Вл. Сутеев « Яблоко»,

К. Ушинский «История одной яблоньки»,Е. Сергейчук «Сказка про яблоко»        

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ – ЭТО РАБОТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:


Работа с детьми:

Понедельник

I пол. дня: Беседа «Лето уходит, яблочный спас приходит!»

Формирование знаний о лете, дать детям представление о важности и значении праздника «Яблочный спас».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Прогулка: познакомить детей с подвижной народной игрой «Ходит яблочко по кругу» - развивать желание участвовать в коллективных играх.

II пол. дня: Показ кукольного театра по сказке Сутеева «Яблоко».

Разучивание стихов о яблоке, яблони, «Яблочном Спасе».

Вторник

I пол. дня: Рассматривание иллюстраций с изображением яблонь.

Дать детям представление о характерных признаках яблони (ствол, ветви, листья, плоды).

Познавательная игра “ Как яблоки вырастить”.

Аппликация коллективная «На яблоне выросли яблоки» - развитие мелкой моторики рук; закрепление умения пользоваться клеем, намазывать детали клеем и приклеивать их.

Прогулка: игра «Поймай яблоко» - развивать координацию движений, умение ловить двумя руками яблоко (мяч).

II пол. дня: Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди», беседа по прочитанному.

Игры-диалоги: «Яблоко и жук», «Яблоко и бабочка».

Среда

I пол. дня: Беседа о плоде яблони - яблоке.

Дать детям представление о пользе яблока для здоровья человека.

Слов. игра «Что можно приготовить из яблок».

Рисование на бумажных одноразовых тарелочках «Яблочки для мамы» - закреплять умение правильно держать карандаш, упражнять в рисовании предметов круглой форы, в аккуратном закрашивании.

Прогулка: игры-забавы: “Пронеси яблочки в тарелочке”, “Перенеси яблоко в ложке в лукошко” – развивать координацию движений, двигательную активность, умение работать в команде, соревноваться.

II пол. дня: Просмотр мультфильма по сказке Сутеева «Мешок яблок». Решение проблемных ситуаций: У тебя гора яблок. Что ты будешь с ними делать? Яблоко не вмещается в рот. Как поступить?

Четверг

I пол. дня: Слушание народных песен и мелодий. Хороводная игра «Летом солнце светит ярко» - закреплять умение водить хоровод, выполнять движения по тексту песни.

Лепка «Лукошко для яблок» - развитие мелкой моторики, закрепление приемов лепки, воспитание интереса к творчеству.

Прогулка: игры «Яблочная карусель», «Собери яблоки по цвету» - развивать быстроту, ловкость движений, внимание.

II пол. дня: Пальчиковая игра: “Катись, яблочко по тарелочке”.

Разгадывание загадок о яблоке, яблоне. Разучивание стихов, пословиц, поговорок, народных примет о яблоке, яблоне, «Яблочном Спасе».

Пятница

I пол. дня: праздничное развлечение «Яблочный спас» - Приобщение детей к русским народным традициям, создать радостную атмосферу праздника, способствовать развитию двигательной активности детей, развивать ловкость, смекалку.

Прогулка: подвижные игры, игры - драматизации по желанию детей.

II пол. дня: Беседа «Чем запомнился праздник?».

Оформление выставки работ детского творчества.

Оформление выставки экспонатов семейного творчества «Наливное яблочко».

3 ЭТАП-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

В ходе проекта расширились знания о яблоках: яблоки не просто вкусный и сладко – кислый продукт, но и ценный для детского питания. Дети собирали и использовали художественную литературу, наблюдали, эксперементировали, задавали вопросы. Используя исследовательскую деятельность я развиваю у детей творческие способности, мышление и речь.

Квест – игра «В поисках молодильных яблочек»

Цели:

-- приобщать детей к духовно - нравственным ценностям

-- познакомить с народным праздником « Яблочным спасом»

-- расширять знания детей о целебных свойствах яблок

-- формировать интерес к традициям отечественной культуры

-- учить заботиться о ближних

-- дать возможность каждому ребенку проявить себя.

Ход квеста:

 

Огородница:Здравствуйте, ребята!

Я знаю, что бы вы хотите вырасти умными и смекалистыми. Для этого вам нужно многое знать, многому научиться.

А вот вам веселая загадка,

Отгадка у ней очень сладка.

Начинается на «Я», и кончается на «Я»,

И на каждой ветке детки, детки тоже с буквы «Я».

Правильно! Это яблоня, а детки — яблоки.

Я румяную матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда матрешка

Упадет сама в траву. ( Яблоко)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

А откусишь - сладко. (Яблоко)

Слышала я, ребята, что за семью морями, за семью долами есть волшебный сад и растёт там волшебное дерево. На этом дереве раз в году вырастают молодильные яблочки. Называют их молодильными, потому что, кто съест это яблочко, тот сразу же становится любознательным, находчивым и внимательным.

А сегодня, ребята, как раз тот самый день, когда на волшебном дереве поспели аппетитные, ароматные, сладкие яблочки. Хотите их отведать? (Ответы детей).

Как же нам узнать где растет это волшебное дерево? Кто же нам подскажет?

Садовод:

Здравствуйте, ребята! Слышала помощь, Вам нужна?

Огородница: Здравствуй, Садовод! Ребята это же садовод! Он нам поможет! Нужно нам найти волшебное дерево! Именно сегодня на нем растут молодильные яблочки!

Садовод: Молодильные яблочки говоришь... Сейчас посмотрим в моей умной книге... Что же там написано? (читает)

«Кто захочет попасть в волшебный сад и сорвать с волшебного древа конфеты знаний, должен преодолеть множество препятствий, разгадать загадки, ответить на вопросы. За это Вы получите ключи к замкам, за которыми спрятано волшебное дерево».

Ну, что? Готовы ли вы, ребята к испытаниям? (Ответы детей).

Чтобы первый ключ вам получить, нужно отгадать загадки.

Попробуйте отгадать:

 Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит.

(Солнце)

 По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки.

(Облака)

 Серебристый занавес

с неба вдруг спустился.

Серебристый занавес

каплями пролился.

Уронила занавес

тучка, представляешь?

Что за чудный занавес?

Может, угадаешь? (Дождь)

 По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

(Дети отвечают).

Садовод: Получайте ключ от первого замка!Найти следующий ключ вам помогут волшебные цветы . Ищите внимательно! Да запомните, идти нужно до ромашек.

Огородница: Ну что ребята, отправляемся в путь? Ребята, в наших поисках мы должны быть одной дружной командой, предлагаю для этого нам всем вместе  рассказать вам о приметах, связанных с Яблочным Спасом.

1. Если на Яблочный Спас сухой день - то осень будет сухой,

если дождливый - то зима будет суровой.

2. Пришел Спас – всему час: плоды зреют.

3. Какой второй Спас – такой и январь.

4. Яблочный Спас – встреча осени - осенины

5. Яблочный Спас - всему час: шубу припас.

6. Прошёл Второй Спас – держи рукавицы про запас

7. С Преображения погода преображается.

Садовод: Вот вам следующее  задание, и отдам ключик!

В моем саду можно встретить очень много насекомых. Сейчас превратим вас в паучков. Нам нужно 10 человек. Вставайте близко друг к другу,(5) мы наденем на вас обруч, и у нас получится 2 симпатичных паучка. Посмотрим, какой паучок будет самым шустрым и не запутается в лапках. Надо добраться до пенька и вернуться назад.

КОНКУРС «ПАУЧКИ».

Огородница:  мы выполнили твое задание, давайте нам ключ!

Садовод: Ну, это было слишком простое задание... давайте еще одно задание выполняйте.

Огородница: Выполним ребята? Рассыпались наши волшебные картины, да все части перепутались. Помогите собрать их, герб города Борисоглебска, старый герб города Борисоглебска, герб России.

Садовод: Ну, молодцы, ребята! Справились на отлично! А, знаете, ли вы как называются эти дивные картины?

Держите ваш ключ !И получите следующее задание. « Назови сказку».

Огородница: Ну что, готовы поиграть?

Пора турнир наш начинать!

Кто больше сказок назовет,

Где речь о яблоках идет?

Всем отвечать погромче надо,

Ждет победителя награда.

Кто сможет всех ответить лучше,

Тот яблочко от нас получит!

Ребята называют сказки и легенды, где встречаются упоминания о яблоках. Примеры: «Иван Царевич и серый волк», «Финист —ясный сокол», «Крошечка-Хаврошечка» «Гуси-лебеди», «Иван, вдовий сын», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о молодце- удальце, молодильных яблоках и живой воде». Раздают яблоки тем, кто дал верный ответ.

А кто про яблочко сейчас

Стихи расскажет здесь для нас?

В это яблочное лето

Закрома полным полны

Солнцем радостным согреты,

Красны яблоки, крупны.

На ладошке у ребенка

Солнце яркое лежит,

Улыбаются глазенки,

Сок по пальчикам бежит.

Все хрустят сегодня сладко

Унеслась далеко грусть,

Возит яблоки лошадка,

Пахнет яблоками Русь.

После чтения стихов дети получают третий ключ от замка.

Садовод: А дальше ступайте до анютиных глазок! Там вас ждет следующее задание!

Огородница: Спасибо! До свидания! (Обращается к детям) Ну что, ребята, в путь?

Дети находят на следующем участке цветок и читает задание:

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (береза)

Огородница: Ну как ребята, догадались где спрятана подсказка? Правильно у березки!

Дети находят среди растений березе, а под ней конверт с заданием: «Предстоит вам смастерить знаки, которые будут предупреждать людей о правилах поведения в лесу» (природоохранные знаки).

После объяснения знаков, Огородница в конверте находит ключ и записку: «Дальше путь держите до желтых цветов! Да будьте очень внимательны!»

Попадаем в музыкальный зал, на пороге лежит конверт: «Последний ключ, вы найдете в чудо-плодах над своими головами и под ногами!» (лопая шары, дети находят последний ключ)

На сцене - ширма, за ней дерево с «яблочками», на ширме висят  замки.

Огородница: А вот и волшебное дерево. И замки весят. Ребята, посмотрите, теперь у нас есть все ключи! Давайте, скорее откроем замки!

Под музыку открываются замки. С последним замком убирается ширма и дети подходят к дереву. Снимают яблоки с дерева (В большой конфете упакованы конфеты для всех детей группы).

Огородница: Ребята, вы сегодня показали свою ловкость, смекалку и желание еще больше знать. Пора молодильными яблочками каждому подкрепиться!

Раздача яблок.

Вед: Мне с вами очень интересно.

Вам всё, друзья, про всё известно.

Наш яблочный турнир на славу,

Друзья, сегодня удался!

Все победители по праву,

Кто лучше, и сказать нельзя!

Заглянули в старину мы

Может быть не до конца.

Праздник Яблочного Спаса

Всем затронул нам сердца.

Всех не спеть частушек, песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край родимый наш чудесный,

Как и вся Россия – Мать!

раздают детям яблоки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт творческо-исследовательского проекта по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для 2 младшей группы детского сада

Цель проекта: Формировать представления детей об осенних изменениях в природе, какими средствами и как реализуется....

Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию

ТвТворческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Что нам осень подарила?» для младшей группы детского садаЦель проекта:Формировать представления детей об осенних изменениях в природе...

Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «В саду, в огороде» для младшей группы детского сада

Цель проекта:Формировать представления детей об осенних изменениях в природе.Длительность проекта:1 месяцУчастники проекта:Дети, воспитатели.Задачи проекта:Создать условия для формирования у детей поз...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Интерактивная форма работы с родителями по экологическому воспитанию Квест – игра: «Как прекрасен этот мир – посмотри!»

Интерактивная форма работы с родителями по экологическому воспитанию Квест – игра: «Как прекрасен этот мир – посмотри!»...