Мастер-класс для педагогов кукла-оберег: «Капустка»
материал по конструированию, ручному труду
Мастер-класс для педагогов кукла-оберег:
«Капустка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_kukla_kapustka.docx | 681.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ « Детский сад №162 »
Мастер-класс для педагогов кукла-оберег:
«Капустка»
Воспитатель:
Рудакова В.И.
I квалификационная категория
2019 учебный год
Цель мастер-класса: ознакомиться с историей возникновения традиционной народной куклы, освоить технологию изготовления обрядовой куклы Капустка. Изготовить подарок к празднику Великой Пасхи.
На пасху принято дарить подарки. В этот день дарят крашенные яйца, куличи, а я предлагаю подарить народную традиционную куклу, сделанную с душой своими руками.
Народная кукла учит добру, отражает мудрость народа, его идеалы и ценности. Она говорит на универсальном языке, который понятен всем людям, независимо от возраста, национальности, социального положения религиозных и идеологических воззрений.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца
– природы.
Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.
Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее
«перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.
Тех, кого я заинтересовала магией народной традиционной куклой, предлагаю принять участие в мастер-классе изготовления обрядовой куклы Капустка.
Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.
Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор,
пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".
Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.
Способствует обретению женской силы и семейного счастья.
Для работы нам понадобится:
лоскут белой х\б ткани 20х20 см
3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см
лоскут ткани для косынки лоскут ткани для фартука синтепон
х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу)
Шаг 1. Изготовление головы куклы. В середину белого лосута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки- это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.
Шаг 2. Оформляем ручки. Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.
Шаг 3. Подготовка груди. Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.
Шаг 4. Соединить детали груди с куклой также примотав нитью.
Шаг 5. Готовим заднюю часть сарафана.
Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.
Шаг 6. Соединяем деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, сматываем.
Опускаем юбку вниз, вот что получилось.
Наша Капустка приобретает формы, пора и фартук надеть.
Шаг 7. Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью сделать закреп, нить можно оторвать.
Шаг 8. Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок. В общем надеваем его также, как любят одевать бабушки.
Вот такая красота получилась!
Пусть эта берегиня оберегает ваш дом, дарит вам свою любовь, заботу, удачу! Желаю вам всего хорошего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...