КОНСТРУИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Церкович Марина Владимировна

Конструирование – одно из самых современных направлений развития детей. Конструктор, позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, творческие, развивается познавательная деятельность. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование – одно из самых современных направлений развития детей. Конструктор, позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, творческие, развивается познавательная деятельность. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них.

Кроме того, актуальность конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Различают  несколько  форм  конструирования:

Конструирование  по  образцу.  Оно  подразумевает  обеспечение  передачи  знаний  в  готовом  виде,  то  есть  обучение  с  помощью  образца  или  подражание.  В  качестве  образца  может  служить  рисунок,  фото  и  т.  д.  Воспроизводя  предложенный  объект,  ребенок  может  замещать  или  преобразовывать  отдельные  детали  так,  чтобы  получился  новый  объект.  Данная  форма  конструирования  позволяет  обеспечить  переход  к  самостоятельной  поисковой  деятельности  ребенка.  Исследователи:  Ф.  Фребель,  В.Г.  Нечаева,  З.В.  Лиштван,  А.Н.  Давидчук.

Конструирование  по  модели.  В  качестве  образца  выступает  модель,  в  которой  составляющие  её  части,  ребенку  являются  недоступными,  то  есть  скрытыми.  Есть  задача,  но  нет  способа  решения.  Такая  постановка  формы  конструирования  позволяет  развивать  к  дошкольников  аналитическое  и  образное  мышление.  Исследователи:  А.Н.  Миренова,  А.Р.  Лурия.

Конструирование  по  условиям.  Без  использования  образца,  рисунка  или  фото,  а  также  способов  воспроизведения  объекта,  ребенок  должен  создать  какую-либо  конструкцию  по  заданному  условию,  подчеркивая  ее  практическое  назначение.  Причем  условие  или  сама  задача,  поставленная  перед  ребенком,  должна  носить  проблемный  характер.  У  ребенка  формируется  умение  анализировать  задачу,  а  уже  после  анализа  строить  свою  деятельность.  Но,  по  мнению  исследователей  Н.Н.  Поддьяков,  А.Н.  Давидчук,  Л.А.  Парамоновой,  такая  форма  конструирования  является  успешной  в  работе,  если  ребенок  уже  владеет  конструированием  по  образцу.  Отмечено,  что  конструирование  по  условию  также  способствует  развитию  творческого  воображения.

Конструирование  по  простейшим  чертежам  и  схемам.  Данная  форма  конструирования  носит  моделирующий  характер  деятельности.  Ребенка  обучают  строить  простые  схемы-чертежи  построек,  а  потом  по  ним  создавать  свои  конструкции.  На  наш  взгляд  для  детей  5–6  лет,  как  показывает  опыт,  данная  форма  конструирования  является  трудной.  Необходимо  сначала  детей  обучить  навыкам  построения  таких  схем-чертежей.  Но  в  любом  случае,  и  здесь  развиваются  творческие  способности,  образное  мышление.  Исследователи:  С.  Леон  Лоренсо,  В.В.  Холмовская,  В.В.  Брофман.

Конструирование  по  замыслу.  Выступает  как  творческий  процесс,  в  котором  дети  имеют  возможность  проявить  свою  самостоятельность.  Но  это  возможно,  если  у  детей  сформированы  обобщенные  представления  об  конструируемом  объекте,  если  ребенок  владеет  обобщенными  способами  конструирования,  умеет  искать  новые  формы  конструирования.  Ребенок  должен  быть  самостоятельным  и  творческим.

Конструирование  по  теме.  На  основе  общей  темы  конструкции  («Детская  площадка»,  «Животные  леса»)  дети  самостоятельно  выбирают  материал,  обдумывают  способ  выполнения  и  воплощают  его  в  виде  постройки.

Каркасное  конструирование.  В  основе  каркас  –  центральная  часть  постройки,  с  помощью  которой  ребенок  додумывается,  «дорисовывает»  будущие  детали  конструкции.  Данная  форма  конструирования  подробно  исследована  Н.Н.  Поддьяковым

В  качестве  этапов  при  работе  с  лего-конструктором  можно  выделить:

Конструирование  по  модели,  то  есть  дополнение  предложенной  модели  своими  деталями  по  желанию  ребенка.

Конструирование  по  чертежам  и  схемам,  когда  дети  должны  воспроизвести  внешние  и  отдельные  признаки  объекта  конструирования.

Конструирование  по  теме,  когда  воссоздается  общая  тематика,  по  которой  создается  конкретная  постройка.

Конструирование  по  зачину,  когда  детям  сначала  рассказывается  сказка,  история,  а  затем  они  сами  должны  воссоздать  свою  постройку.

Как  мы  видим,  в  основе  лего-конструирования,  лежат  основные  формы  конструирования,  рассмотренные  в  работе  Л.А.  Парамоновой.

Лего-конструирование  разнообразно  по  содержанию.  При  создании  какой-либо  модели,  постройки,  дети  учатся  строить  последовательность  действий,  развивают  моторику  рук,  творческое  воображение.  Доказано,  что  при  работе  с  лего-конструктором,  у  детей  расширяется  представление  о  предметах  действительности,  окружающих  явлениях,  они  умеют  анализировать,  обобщать  по  признакам.  Можно  выделить  несколько  положительных  моментов  при  работе  с  лего-конструктором:

Развитие  моторики  рук.

Знание  о  цвете,  форме,  пропорции.

Знание  об  окружающей  действительности.

Развитие  памяти,  внимания,  воображения.

Умение  фантазировать,  воображать,  творчески  подходить  к  работе.

Развитие  коммуникационных  навыков.

Выделим  основные  показатели  деятельности  детей  при  лего-конструировании,  использование  которых  зависит  от  уровня  подготовки  детей:

Изготовление  игрушки  или  конструкции  под  непосредственным  руководством  воспитателя.  Объяснение  основных  приемов  и  действий,  необходимых  для  выполнения  задуманного,  умение  выделять  основные  и  дополнительные  части  конструкции,  обдумывание  действий  при  выполнении,  подготовка  необходимых  материалов.  На  данном  этапе  детям  можно  предложить  готовый  образец,  картинку  или  фото.

Необходимые  условия,  которые  дети  должны  осуществить  без  показа  приемов  конструирования  и  помощи  взрослых.

Демонстрация  приемов  конструирования,  которые  будут  детям  необходимы  для  последующего  использования  при  создании  конструкции.

Анализ  и  оценка  деятельности  детей  и  их  работ.  Какие  способы  конструирования  были  освоены,  какие  предстоит  освоить.

Содержание  дошкольного  уровня  образования  по  конструированию  направлено  на  поисковую  и  экспериментальную  деятельность,  развитие  образного  и  логического  мышления,  а  также  развития  творческого  воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ   И   УПРАЖНЕНИЯ   ДЛЯ   РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У  ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА...

Выступление на РМО "Ручной труд как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста"

Выступление на РМО на тему: "Ручной труд как средство развития  творческого   воображения у  детей  младшего  дошкольного возраста"...

Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказками

Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последни...

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются  основные  формы  конструирования  в  детском  дошкольном  возрасте  на примере лего-конструктора и его положительное  влия...

Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...

Роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Данная статья посвящена изучению роли нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста. Автор статьи подробно рассматривает влияние различных не...

Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...