Трудовая деятельность детей подготовительной группы.
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Формировать умения самостоятельно организовывать и выполнять трудовую деятельность, создавая бригады по желанию ребенка. Стирка кукольной одежды в форме игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_deyatelnost_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Антонюк Екатерина Григорьевна
воспитатель,
Структурное подразделение МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова «Детский сад №259», г. Барнаул.
КОНСПЕКТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. СТИРКА КУКОЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ.
Цели: Формировать умения самостоятельно организовывать и выполнять трудовую деятельность, создавая бригады по желанию ребенка.
Задачи:
- Учить детей договариваться между собой, соблюдать условия договора.
- Готовить рабочее место и выполнять в определенной последовательности трудовую деятельность.
- Ценить труд взрослых.
Дети уже умеют стирать, На предыдущих занятиях все четко обговаривалось. Алгоритм подготовки рабочего места отработан. Необходимы: тазы, мыло, тряпочки, для уборки рабочего места, «грязная» одежда кукол. Воду наливает помощник воспитателя.
Ход занятия:
Воспитатель раскладывает ткани и между прочим у проходящих мимо детей спрашивает: А ты знаешь, как называется эта ткань? (Молчит) Это фланель. Возьми в руки, подумай, что руки помогают тебе узнать о ней? А это что? Сукно.., драп, ... и т.д.
Важно, чтобы каждый обследовал ткани, дал характеристику ей сам или с Вашей помощью. Привлеките не менее 10 ребяток, особенно тех, кто явно проявил любопытство.
В.: А что мы вчера читали? ("Мы учимся жить") Да, о том, как жили полярники, как белье стирали, из снега воду добывали... Но мы с вами не на Северном полюсе и не в Арктике...Но у нас тоже есть грязное белье...куклы уже испачкали свою одежду (в глазах огоньки юмора). Вода у нас есть? И мыло есть? Ну, если замочите белье, думаю, что оно не замерзнет?! (Лукаво). А вот КАК стирать вы будете?! Может получиться так, что перестирывать придется?!
Дети: Нет. Мы будем отдельно: темное отдельно от светлого...
В.: А как вы считаете, можно выстирать и быстро, и хорошо?
Дети: Можно, одни могут стирать темное, а другие - светлое.
В.: Будете стирать так, как дома?! Или (азартно) устроим механическую прачечную, куда сдают много, белья?
В.: Если как дома, тогда каждый возьмет две вещи и будет стирать, полоскать, развешивать... (мало интересно)... А если, (азартно), как на фабрике-прачечной, тогда (чудо) в цеху, где стирают, будет работать одна бригада; в цеху, где прополаскивают белье - другая бригада; а в цеху, где белье будет сушиться, третья бригада..!
Дети: Да! Давайте, как на фабрике!
В.: А сумеете САМИ на бригады разделиться?
В.: Так сколько же будет бригад? Одна бригада ЧТО будет делать... а другая... а еще...?
(Отвечают)
В.: Одинаковое ли количество людей должно быть в бригаде или разное, ваше мнение какое? Кому дольше делать работу тем, кто будет стирать или развешивать? Наверное, вы правы, скорее закончится работа у того, кому развешивать мокрое белье. Но ведь им еще надо веревки натянуть?! Это, наверное, дольше делать, чем тазы ставить? Так, что, если по справедливости решать, то, я бы советовала сделать бригады равными по числу участников.
Идет процесс сговора.
В.: Хорошо, когда каждый занимается своим любимым делом. Если я люблю стирать, хорошо бы, чтобы попала в бригаду, где будут стирать... А если я люблю полоскать, то буду рада, если смогу поработать в бригаде полоскальщиков... Спорится работа на той фабрике, где каждый занят любимым делом. А что же делать, если нелюбимое досталось? Тогда очень важно, чтобы РАБОЧИЕ МОГЛИ СЕБЕ ПРИКАЗАТЬ: "Я должен сделать хорошо, то, что мне поручат, чтобы не подвести фабрику-прачечную. Чтобы люди не говорили: "Не сдавайте туда белье, там плохо стирают". Хоть и нелюбимую (со вздохом) работу, а надо сделать хорошо!"
Дети, конечно, слышат Ваши рассуждения и принимают их к размышлению.
В.: А ты, кем решила быть? А с кем будешь в бригаде работать вместе?! А тебе любимое дело досталось (интимно) или нелюбимое?! Ну, что же (заметив огорчение), так бывает, что хоть работа и нелюбимая, да человек рядом будет со мной любимый работать! Это тоже хорошо! Да, нелюбимое дело, но рядом с любимым! Хорошо!
Раздеваются. Спокойная обстановка, приглушенные голоса.
СОН ЧАС
В.: Добрый день, рабочие фабрики-прачечной! Вставайте! А нужна ли эта фабрика? (Доказывают необходимость тем, что у кукол грязное белье). А почему фабрику-то надо открывать? Ну, Саша да Маша постирали бы, да и хорошо! (Много белья, белое и цветное, платья и простыни...)
В.: А кто работать-то будет на этой фабрике?!
Дети: Мы договорились...мы будем работать... Мы будем стирать...мы будем ....
В.:А сколько же цехов задумали открыть на фабрике? (Три: Стирать надо, полоскать и сушить).
В.: А как вы хотите выстирать белье, долго хотите стирать, до самого вечера или сделал дело, как говорится, гуляй смело?! (Дружно отвечают, что быстро хотят завершить). А если быстро, то ведь может получиться плохо...-нечисто?! И, если много стираешь, та устанешь и уже терпения не хватит, чтобы все сделать, что хотел?! Вот взрослые (и придумали работать вместе, разделяя работу по бригадам. А в бригаде - один задумщик, другой материал отбирает, помогайте дальше. Тогда каждый будет делать умело и быстро свою часть дела.
Дети(неуверенно): Нужен главный..
В.: Да (убедительно), конечно, главный нужен, чтобы помог, проверил, посоветовал, где лучше встать, чтобы удобнее было работать... Но (меняете интонацию), он должен быть умелым или необязательно?! Да, умелым, тогда успеет и посоветовать, и позаботиться о других, и сам свою часть дела сделать...
В.: Как вы думаете, кого можно выбрать главным в цех, в котором будут стирать? Кто с этим поручением может справиться?
Реб.: Я могу!
В.: Как вы считаете, может он справиться с этой работой? Сумеет он пригласить рабочих... сумеет сделать так, чтобы они не ссорились?
Дети могут принять, а могут ему отказать, найдя доводы.
В.: А кто же может им быть? (Молчат). А как вы думаете, Дима может справиться?
Ждите реакции детей, ведь в группе есть внешне скрытые лидеры. Хорошо, если это - честный лидер. А если современный, закупивший детей жвачками и другими ценными дарами для них?! Тогда надо сделать так, чтобы его авторитет оказался несоответствующим должности, то есть подарки ума не заменяют. Он будет подбирать к себе детей не по деловым качествам, а по тому, кого удалось "купить". Этот ВЫБОР многое и Вам расскажет. Ведь нам главное, еще и еще раз это подчеркиваем, не то, чтобы дети стирали, а то, как через эту форму деятельности между детьми строятся взаимоотношения.
Музыкальная разминка.
В.: Ну, так что, можно и постирать?! (Лукаво). Ну уж здесь-то каждый будет стирать от начала и до конца (азартно). А принимать качество стирки буду я! (С улыбкой). Посмотрим, будете ли в песке полоскать или пониже наклоняться, чтобы до воды достать? А развешивать какое будете белье, мятое или не забудете стряхнуть... Играют "Стираем".
Требуйте качества исполнения каждого движения - очень низкий наклон, когда "полощут", энергичные действия, обозначающие "стираем". На слова "мы вешаем" нужно на первую фразу изобразить, что белье стряхивается, а на вторую фразу - развешивается на веревке. Так раньше не играли, поэтому дети так не сделают. Поэтому остановите игру и покажите действие.
В.: Если не стряхнуть белье, не расправится ткань и белье будет трудно гладить. Да, висит, чистое... ни одного пятнышка (восторг)!
Эта игра должна подготовить ожидание ими прелести от предстоящей деятельности. Ваше отношение придаст азарт их эмоциям. Те неудачи, которые были как ошибки игры, Вы должны показать, как огорчение от невозможности получить белье нужного качества, то есть игра! Они поймут, какую радость можно испытать: "Ах какое чистое белье получили из прачечной! Без единой морщинки, без единого пятнышка...- душистое, очень приятное!!
В.: Где же будем устраивать фабрику-прачечную? Как нужно поставить столы, чтобы удобно было передавать, чтобы не капала вода на пол? Наверно, все столы нужно поставить в ряд. Я предлагаю, с одной стороны встать бригаде "стиралыциков", а с другой - "полоскальщнков". А где веревки удобно натянуть для сушки? Там будет работать бригада "сушильщиков". А с какой стороны вставать бригаде "сушильщиков"? Да за спиной бригады "полоскалыциков". Встаньте, попробуйте, удобно ли будет работать?
В.: (Они вернулись) Что же мы задумали?
Ставите перед ними собранное в широком тазу или в коробке грязное белье, цветное и белое вперемешку.
Дети: Задумали сделать белье чистым.
В.: (Лукаво) Так фабрика уже готова принять белье или требуется оборудование? Требуется.
Все сами для себя организуют. А Вы с няней быстро наливайте воду обеим подгруппам. Но первым – стиральщикам.
В.: Первая смена может начать работу, а вы поиграйте пока в игру "Золотые ворота" (Увидите на лицах разочарование). Да, не простая это игра. Воспитатель проведет через ворота только того, кто назовет какую-то ткань. Повторяться нельзя. Так что слушайте друг друга. В "ворота" встаю я.
После первого ответа, отпускайте "полоскалыциков" к рабочему месту. Потом и "сушильщиков". Так Вы обеспечите равномерность включения в процесс. Дети стирают, все убирают, протирают тазы. Все садятся на стулья лицом к развешенному белью.
В.: Как вы считаете, четко ли сегодня работала фабрика?
Стиральщики: Мы стирали хорошо...чисто...
В.: А хорошо ли "стиральщики" отжимали мыльную воду, были ли капельки на столе, когда передавали "полоскалыцикам"?! (Дети объясняют).
В.: Значит, бригада "стиралыциков" работала хорошо, но почему же так случилось, что Сережа долго не передавал белье "полоскальщику"?
Сережа: Оно было очень грязное, никак было не отстирать..
В.: А хорошо ли полоскалыцики отполоскали от мыла белье? А хорошо ли отжали, не капала ли вода с белья на пол? (Объясняют).
В.: Ну уж как работала третья бригада, мы можем полюбоваться, и все вместе дать ей оценку. (Слушаете). Так КАК же мы в следующий раз поступим?! Будем ли стирать на фабрике-прачечной или будем приглашать по очереди прачку?
Если все было хорошо организовано, был азарт игры, тогда детям будет по душе эта форма организации. Если же были ссоры, неравенство в качестве действий из-за разного уровня освоенности деятельности, значит данная форма овладения процессом стирки, для детей Вашей группы несвоевременна. Тогда надо рассуждать с детьми над тем, как же сделать фабрику хорошей.
Список литературы:
1. Крылова, Н.М, Детский сад дом радости. Книга для воспитателей. Санкт-Петербург. - 1996. с. 161
2. Лоскутова, Н.А. Упражнения, игры для развития логического мышления [Текст] /Н.А. Лоскутова // Начальная школа. - 2005. - №4 - с. 80-82
3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект трудовой деятельности в подготовительной группе: «Приготовление салата «Здоровье».
Учим детей готовить...
Конспект по организации трудовой деятельности в подготовительной группе " Наведем порядок в группе"
Цель: учить детей поддерживать порядок в группе, закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять.Задачи:1. Формировать умение планировать последовательность своей работы.2....
Статья о трудовой деятельности детей подготовительной группы.
Программное содержание:*Закреплять у детей навыки пользования столовым ножом, кухонной доской;*Соблюдать технику безопасности во время работы;*Мыть руки перед работой, надевать фартуки и косынки, колп...
Конспект трудовой деятельности детей подготовительной группы в уголке природы.
В данном конспекте описывается проведение трудовой деятельности детей в уголке природы по уходу за растениями, которые есть в группе....
Конспект трудовой деятельности детей подготовительной группы в уголке природы.
В данном конспекте описывается работа сдетьми по уходу за растениями в группе....
Организации трудовой деятельности в подготовительной группе. Тема: «Все вместе наведем порядок в группе»
Цель: учить детей поддерживать порядок в группе, закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять. Задачи:· Формировать умение...
Презентация на тему "Трудовая деятельность детей подготовительной группы в детском саду и дома"
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности...