НОД "Оберег"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Коваленко Юлия Александровна

конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obereg.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                       Детский сад «Родничок» г. Кондрово.

Конспект НОД по познавательному развитию

               в старшей группе на тему:

                       «Кукла – оберег»

Воспитатель: Коваленко Юлия Александровна.

                                                     2015г.

Цель: Знакомство детей с русскими обрядовыми куклами, и их изготовлением.

     Задачи:

  1. Познавательная: закреплять знания детей о русских народных сказках. Способствовать расширению  знаний детей о технике изготовления обрядовых кукол.
  2. Развивающаяразвивать : внимание, память, мышление. Способствовать развитию любознательности.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

Предварительная работа:

1.Иготовление макета русской избы.

2.организация совместно с родителями выставки: «Оберег моей семьи».

3. Сюжетно-ролевая  игра: «Изба» .

4.Чтение русских народных сказок.

Словарная работа: Оберег, тряпичные куклы – закрутки, молитва, младенец, коляда, бессонница, младенчик – пеленашка.

Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, магнитофон с записью русских народных песен. Лоскуты, пуговицы, бусы, разноцветные нити, подносы, корзина.

Ход НОД

Звучит русская народная мелодия ,входит Бабушка-Лариса с корзинкой.

- Здравствуйте, ребятишки , девчонки и мальчишки! Как вы поживаете? Меня зовут Бабушка-Лариса ,я  пришла к вам в гости, много нового и интересного для вас принесла, но сначала скажите мне друзья любите ли вы сказки? (ответы детей).

Сейчас я загадаю вам загадки проверю как хорошо вы их знаете.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

 Покатился … (Колобок).

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»).

Круглый, тонкая, плетёный,

Вместе в лес пошли зелёный.

Вместе в домике живут,

Вместе пироги пекут («Пузырь, соломинка и лапоть»).

- Молодцы, ребятки! Сказки все знаете.

-А сейчас, я приглашаю вас поиграть в народную игру: «Как у бабушки Ларисы». (Проводится игра).

Игроки становятся в круг, один из них – водящий – становится в центре. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так…

Игрок, стоящий в центре круга, изображает фигуру, играющие повторяют ее за водящим и замирают. Первый пошевелившийся игрок выходит из круга.

Если водящий мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы…» заменяют словами «Как у дедушки Ивана…».

- Ох, какие вы веселые и шустрые! Что-то утомилась я немножко. Давайте присядем отдохнём да в волшебное зеркало посмотрим.

Дети садятся на стульчики полукругом, Бабушка-Лариса перед ними.

- Зеркало волшебное,  покажи нам, диво дивное!

На экране появляется изображение кукол (Слайд 1).

- Что же это такое, по-вашему?

- Правильно, это старинные русские куклы, но не просто куклы, а обереги! Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток. Они служили оберегами, то есть оберегали дом, хозяйство, считалось, что они могли защитить человека от злых сил, помочь хорошему урожаю.

- Ох, что же это я! Совсем забыла, в корзинке-то моей есть такие куклы!

Показ слайдов сопровождается показом заранее изготовленных кукол.

- Например, была такая кукла «Зайчик на пальчик», её делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом с ребёнком. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы малышу не было скучно. Ребёнок мог обратиться к зайчику как к другу, поговорить с ним, поиграть. Это и друг и оберег.

- А эта кукла называлась «Младенчик-пеленашка». Её делала мама перед рождением ребёнка с молитвой, с мыслями о будущем дитя; ткани для изготовления были - от сарафана матери, от рубахи отца, деда или бабушки.

- Это кукла “Бабочка”. Куклу “Бабочку” подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети.

- Это кукла Коляда. С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу,  находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

-Это магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от зла, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница, 
Не играй моим дитятком, 
А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

- Вот какие куклы оберегали, защищали людей в старину.

- А вы бы хотели сделать такую куклу своими руками? Сейчас я вам предлагаю смастерить куклу-оберег для своих родных близких людей. Для этого я приглашаю вас в свою мастерскую.

Дети вместе с Бабушкой - Ларисой проходят к “мастерской”.

- Что же есть в моей мастерской?

Ответы детей.

- Что же вам понадобится для изготовления куклы?

Ответы детей.

- Как вы думаете, почему здесь нет ножниц и иголок, то есть колющих и режущих предметов?

Ответы детей.

- Правильно, ножницы и иголки не нужны, потому что считалось, если человек поранится, когда будет делать куклу-оберег, то кукла будет нести плохое настроение, кукла  не получится. Помните, ребята, куклу-оберег нужно делать с добрым, хорошим настроением, чтобы у человека, которому вы подарите её, она принесла счастье!

- Сегодня  мы попробуем изготовить несложную куклу-закрутку. Вы внимательно послушайте, а я сейчас объясню, как будем её мастерить:

1. Сначала надо свернуть белую ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, закрепляю ее ниткой.

2. Делаю головку и руки куклы: кладу свернутую матерчатую трубочку на середину квадрата из белой ткани, перегибаю квадрат по диагонали и закрепляют голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию также перевязываю, чтобы получилась белая кофта на нашей кукле.

3. Наряжаю куклу: из ниток или ткани делаю и укрепляю косу. Затем надеваю юбку или сарафанчик.

5. На голову можно повязать платок из ткани, можно надеть повязку-ленту и даже бусы.

- Вот какая куколка у меня получилась. А теперь попробуйте и вы!

Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку.

- Вот куклы и готовы! А теперь придумайте своим куклам имена .

Ответы детей.

- Молодцы! Что  нового вы сегодня узнали?

Ответы детей.

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Ответы детей.

- Обязательно подарите этих кукол своим близким.

-Мне пора возвращаться домой. До свидания, ребятки!