НОД "Оберег"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Родничок» г. Кондрово.
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе на тему:
«Кукла – оберег»
Воспитатель: Коваленко Юлия Александровна.
2015г.
Цель: Знакомство детей с русскими обрядовыми куклами, и их изготовлением.
Задачи:
- Познавательная: закреплять знания детей о русских народных сказках. Способствовать расширению знаний детей о технике изготовления обрядовых кукол.
- Развивающая: развивать : внимание, память, мышление. Способствовать развитию любознательности.
- Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
Предварительная работа:
1.Иготовление макета русской избы.
2.организация совместно с родителями выставки: «Оберег моей семьи».
3. Сюжетно-ролевая игра: «Изба» .
4.Чтение русских народных сказок.
Словарная работа: Оберег, тряпичные куклы – закрутки, молитва, младенец, коляда, бессонница, младенчик – пеленашка.
Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, магнитофон с записью русских народных песен. Лоскуты, пуговицы, бусы, разноцветные нити, подносы, корзина.
Ход НОД
Звучит русская народная мелодия ,входит Бабушка-Лариса с корзинкой.
- Здравствуйте, ребятишки , девчонки и мальчишки! Как вы поживаете? Меня зовут Бабушка-Лариса ,я пришла к вам в гости, много нового и интересного для вас принесла, но сначала скажите мне друзья любите ли вы сказки? (ответы детей).
Сейчас я загадаю вам загадки проверю как хорошо вы их знаете.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился … (Колобок).
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»).
Круглый, тонкая, плетёный,
Вместе в лес пошли зелёный.
Вместе в домике живут,
Вместе пироги пекут («Пузырь, соломинка и лапоть»).
- Молодцы, ребятки! Сказки все знаете.
-А сейчас, я приглашаю вас поиграть в народную игру: «Как у бабушки Ларисы». (Проводится игра).
Игроки становятся в круг, один из них – водящий – становится в центре. Играющие идут по кругу со словами:
Как у бабушки Ларисы
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на бабушку глядели,
Разом делали вот так…
Игрок, стоящий в центре круга, изображает фигуру, играющие повторяют ее за водящим и замирают. Первый пошевелившийся игрок выходит из круга.
Если водящий мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы…» заменяют словами «Как у дедушки Ивана…».
- Ох, какие вы веселые и шустрые! Что-то утомилась я немножко. Давайте присядем отдохнём да в волшебное зеркало посмотрим.
Дети садятся на стульчики полукругом, Бабушка-Лариса перед ними.
- Зеркало волшебное, покажи нам, диво дивное!
На экране появляется изображение кукол (Слайд 1).
- Что же это такое, по-вашему?
- Правильно, это старинные русские куклы, но не просто куклы, а обереги! Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток. Они служили оберегами, то есть оберегали дом, хозяйство, считалось, что они могли защитить человека от злых сил, помочь хорошему урожаю.
- Ох, что же это я! Совсем забыла, в корзинке-то моей есть такие куклы!
Показ слайдов сопровождается показом заранее изготовленных кукол.
- Например, была такая кукла «Зайчик на пальчик», её делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом с ребёнком. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы малышу не было скучно. Ребёнок мог обратиться к зайчику как к другу, поговорить с ним, поиграть. Это и друг и оберег.
- А эта кукла называлась «Младенчик-пеленашка». Её делала мама перед рождением ребёнка с молитвой, с мыслями о будущем дитя; ткани для изготовления были - от сарафана матери, от рубахи отца, деда или бабушки.
- Это кукла “Бабочка”. Куклу “Бабочку” подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети.
- Это кукла Коляда. С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
-Это магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от зла, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Такая кукла оставалась в доме навсегда.
- Вот какие куклы оберегали, защищали людей в старину.
- А вы бы хотели сделать такую куклу своими руками? Сейчас я вам предлагаю смастерить куклу-оберег для своих родных близких людей. Для этого я приглашаю вас в свою мастерскую.
Дети вместе с Бабушкой - Ларисой проходят к “мастерской”.
- Что же есть в моей мастерской?
Ответы детей.
- Что же вам понадобится для изготовления куклы?
Ответы детей.
- Как вы думаете, почему здесь нет ножниц и иголок, то есть колющих и режущих предметов?
Ответы детей.
- Правильно, ножницы и иголки не нужны, потому что считалось, если человек поранится, когда будет делать куклу-оберег, то кукла будет нести плохое настроение, кукла не получится. Помните, ребята, куклу-оберег нужно делать с добрым, хорошим настроением, чтобы у человека, которому вы подарите её, она принесла счастье!
- Сегодня мы попробуем изготовить несложную куклу-закрутку. Вы внимательно послушайте, а я сейчас объясню, как будем её мастерить:
1. Сначала надо свернуть белую ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, закрепляю ее ниткой.
2. Делаю головку и руки куклы: кладу свернутую матерчатую трубочку на середину квадрата из белой ткани, перегибаю квадрат по диагонали и закрепляют голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию также перевязываю, чтобы получилась белая кофта на нашей кукле.
3. Наряжаю куклу: из ниток или ткани делаю и укрепляю косу. Затем надеваю юбку или сарафанчик.
5. На голову можно повязать платок из ткани, можно надеть повязку-ленту и даже бусы.
- Вот какая куколка у меня получилась. А теперь попробуйте и вы!
Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку.
- Вот куклы и готовы! А теперь придумайте своим куклам имена .
Ответы детей.
- Молодцы! Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Ответы детей.
- Обязательно подарите этих кукол своим близким.
-Мне пора возвращаться домой. До свидания, ребятки!