Проект"Мир солёного теста в творчестве детей."
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Цель проекта : Содействовать формированию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников через нетрадиционные способы лепки из теста. "Мир соленого теста в творчестве детей" Тема проекта: «Мир соленого теста в творчестве детей» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев..От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В.А. Сухомлинский
Тестопластика – самый осязаемый вид художественного творчества. Тесто – это материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Модель проекта: Состоит из 3 этапов. Каждый этап проекта предусматривает единую поэтапную структуру: организационно -подготовительный, практический, заключительный. Цель проекта : Содействовать формированию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников через нетрадиционные способы лепки из теста. Задачи : 1. Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли. Учить готовить соленое тесто для последующего использования его в лепке. 2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, материала и освоению разнообразной традиционной и нетрадиционной технике лепки. 3.. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, возможность создания объемных поделок. 4.. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизацию работы обеих рук. 5.. Способствовать развитию воображения, творчества детей, эстетического восприятия, художественно – образного и пространственного мышления, памяти, внимания, интеллектуального развития. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Продолжительность : Краткосрочный (2 недели). Классификация: групповой, исследовательско – творческий. Гипотеза: «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль» - так говорили в праздники в русских деревнях, даря произведения из соленого теста. Мукосол – это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Наблюдая за детьми я заметила, что уровень развития моторики руки, и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю, что дети редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками, вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания), а также дети не стремятся к «живому» общению, заменяя его просмотром телепрограмм, играми на компьютере или планшете.
А о важности развития мелкой моторике руки говорится очень много. Это стало одной из не многих актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста.
Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами .
В своей работе опираюсь на принципы:
1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.
2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Принцип поэтапности. От простого к сложному
4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.
5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы, которые использую в проектной деятельности , это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности .
На занятиях использую различные приемы:
- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
- «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.
Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.
Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.
Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т.д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к более сложному, лепили сюжетные панно. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях кружка. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Проводила с родителями семинары-практикумы, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.
Я не буду останавливаться на достигнутом и буду продолжать работу по тестопластике.
- Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.
Работы выдающихся педагогов прошлого – Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля – свидетельствуют: занятия различными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Наиболее доступной для самостоятельного освоения и самой безыскусственной является тестопластика.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Занятия по
тестопластики дают уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Тестопластика помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно - прикладной деятельности.
Целью моей работы являлось создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Для достижения цели определены и решены следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу и педагогический опыт по проблеме использования в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного материала – соленого теста и основы технологии «Тестопластика».
2. Создать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников, посредством применения технологии тестопластики.
3. Разработать и внедрить комплекс занятий тестопластики, способствующих развитию творческих способностей дошкольников.
4. Определить эффективность развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Объект исследования: нетрадиционные материалы и технология «Тестопластика» в работе с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста лепке из соленого теста.
При работе с тестом важна структуру занятий:
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж; игры - драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами изображения.
3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала.
4. Рассматривание готовых работ.
Новые подходы раскрепощают ребенка.
Во время занятий с тестом у детей улучшается настроение, тестопластика оказывает благотворное влияние на нервную систему. Воспитывается трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца, повышается самооценка, совершенствуется умение общаться со сверстниками и работать в коллективе. Поддерживать интерес детей к занятиям тестопластикой помогает игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл.
Тесто является одним из самых интересных пластичных материалов, и не требуется многих усилий, чтобы приготовить солёное тесто. Детей очень увлекает сам процесс приготовления теста: насыпать муку, добавить соль и воду, а самое увлекательное — это месить, пробовать на ощупь, какое оно, — липкое, гладкое, эластичное, белое, холодное, твёрдое.
В работе важно всегда замешивать тесто в присутствии детей. Давать возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками. Определённые действия с тестом, побуждают ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий важно грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Занимаясь с детьми тестопластикой замечено, что у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели.
Работа над темой не может быть полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями. Всегда важно устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно
Реализация проекта : Провела работу с детьми : 1 . Лепка «Овощи и фрукты . 2 . Лепка « Ежата». 3 . «Талисманчики». 4 . «Петушки». 5 . «Цветы для мамы». 6 . «Божьи коровки». Провела работу с родителями : 1. Беседа ,консультации ,рекомендации . 2 .Оформление фотоальбома « Чудо –тесто». 3. Изготовление поделок к выставке « Творим вместе». Итогом проектной деятельности была итоговая ОД «Божья коровка». Была представлена выставка работ детей и родителей «Творим вместе».
Работая с детьми, мы пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».
Таким образом, пришли к выводу, что тестопластика является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Тополек» муниципального образования Ясненский городской округ
Проект
Тема: "Мир соленого теста в творчестве детей"
Подготовительная группа
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории
Детского сада «Тополёк» города Ясный
Шульженко Н. В
2018 год.
Проектная деятельность Выполнила: Воспитатель 1 категории МДОАУ ДС «Тополёк» Шульженко Наталья Васильевна. Подготовила проект в подготовительной группе: "Мир соленого теста в творчестве детей" Тема проекта: «Мир соленого теста в творчестве детей» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В.А. Сухомлинский
Тестопластика – самый осязаемый вид художественного творчества. Тесто – это материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Модель проекта: Состоит из 3 этапов. Каждый этап проекта предусматривает единую поэтапную структуру: организационно -подготовительный, практический, заключительный. Цель проекта : Содействовать формированию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников через нетрадиционные способы лепки из теста. Задачи : 1. Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли. Учить готовить соленое тесто для последующего использования его в лепке. 2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, материала и освоению разнообразной традиционной и нетрадиционной технике лепки. 3. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, возможность создания объемных поделок. 4. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизацию работы обеих рук. 5. Способствовать развитию воображения, творчества детей, эстетического восприятия, художественно – образного и пространственного мышления, памяти, внимания, интеллектуального развития. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Продолжительность : Краткосрочный (2 недели). Классификация: групповой, исследовательско – творческий. Гипотеза: «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль» - так говорили в праздники в русских деревнях, даря произведения из соленого теста. Мукосол – это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Наблюдая за детьми я заметила, что уровень развития моторики руки, и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю, что дети редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками, вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания), а также дети не стремятся к «живому» общению, заменяя его просмотром телепрограмм, играми на компьютере или планшете.
А о важности развития мелкой моторике руки говорится очень много. Это стало одной из не многих актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста.
Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами .
В своей работе опираюсь на принципы:
1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.
2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Принцип поэтапности. От простого к сложному
4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.
5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы, которые использую в проектной деятельности , это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности .
На занятиях использую различные приемы:
- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
- «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.
Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.
Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.
Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т.д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к более сложному, лепили сюжетные панно. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях кружка. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Проводила с родителями семинары-практикумы, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.
Я не буду останавливаться на достигнутом и буду продолжать работу по тестопластике.
- Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.
Работы выдающихся педагогов прошлого – Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля – свидетельствуют: занятия различными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Наиболее доступной для самостоятельного освоения и самой безыскусственной является тестопластика.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Занятия по
тестопластики дают уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Тестопластика помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно - прикладной деятельности.
Целью моей работы являлось создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Для достижения цели определены и решены следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу и педагогический опыт по проблеме использования в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного материала – соленого теста и основы технологии «Тестопластика».
2. Создать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников, посредством применения технологии тестопластики.
3. Разработать и внедрить комплекс занятий тестопластики, способствующих развитию творческих способностей дошкольников.
4. Определить эффективность развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Объект исследования: нетрадиционные материалы и технология «Тестопластика» в работе с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста лепке из соленого теста.
При работе с тестом важна структуру занятий:
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж; игры - драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами изображения.
3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала.
4. Рассматривание готовых работ.
Новые подходы раскрепощают ребенка.
Во время занятий с тестом у детей улучшается настроение, тестопластика оказывает благотворное влияние на нервную систему. Воспитывается трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца, повышается самооценка, совершенствуется умение общаться со сверстниками и работать в коллективе. Поддерживать интерес детей к занятиям тестопластикой помогает игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл.
Тесто является одним из самых интересных пластичных материалов, и не требуется многих усилий, чтобы приготовить солёное тесто. Детей очень увлекает сам процесс приготовления теста: насыпать муку, добавить соль и воду, а самое увлекательное — это месить, пробовать на ощупь, какое оно, — липкое, гладкое, эластичное, белое, холодное, твёрдое.
В работе важно всегда замешивать тесто в присутствии детей. Давать возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками. Определённые действия с тестом, побуждают ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий важно грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Занимаясь с детьми тестопластикой замечено, что у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели.
Работа над темой не может быть полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями. Всегда важно устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно
Реализация проекта : Провела работу с детьми : 1 . Лепка «Овощи и фрукты . 2 . Лепка « Ежата». 3 . «Талисманчики». 4 . «Петушки». 5 . «Цветы для мамы». 6 . «Божьи коровки». Провела работу с родителями : 1. Беседа ,консультации ,рекомендации . 2 .Оформление фотоальбома « Чудо –тесто». 3. Изготовление поделок к выставке « Творим вместе». Итогом проектной деятельности была итоговая ОД «Божья коровка». Была представлена выставка работ детей и родителей «Творим вместе».
Работая с детьми, мы пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».
Таким образом, пришли к выводу, что тестопластика является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)
Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...
Проект по тестопластике ""Мир соленого теста в творчестве детей"
• Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.В связи...
проект "Мир солёного теста в творчестве детей"
Проект для старшей группы детского сада....
Проект " Огород на окне" Совместное творчество детей,родителей и воспитателей группы " Капельки"
Опыт работы совместного творчества детей < родителей и воспитателей группы " Капельки"...
Проект по театрализованной деятельности "Театр-творчество-дети"
Актуальность проблемы: недостаточное внимание родителей и детей к театру; несформированные умения детей в «актёрском мастерстве»; поверхностные знания детей о разных видах театра в д...
Мастер-класс по лепке из солёного теста "Ангел" для детей старшего дошкольного возраста.
Мастер-класс представлен в виде презентации с пошаговым выполнением работы....
Проект «Чудеса из теста» (тестопластика) для детей 5-6 лет
Актуальность:Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится в...