"Строительно-конструктивная деятельность в ДОУ. Консультация для воспитателей"
статья по конструированию, ручному труду по теме
Данный материал поможет в работе воспитателю по конструированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_n.n.sh_.docx | 916.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка- детский сад № 49
Колпинского района Санкт-Петербурга
Строительно-конструктивная деятельность в ДОУ
Консультация для воспитателей
Воспитатель
Шаморова Н.Н.
2017 г
Санкт-Петербург
Строительно-конструктивная деятельность – вид продуктивной деятельности ребенка, направленный на моделирование окружающего пространства и предметного мира в самых существенных чертах и отношениях. Сегодня перед педагогом в рамках ФГОС стоят задачи по формированию мотивации развития и обучения дошкольника. Эти задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим большое значение отведено конструированию.
Занятия по конструированию развивают у детей творческие способности, воображение, логическое мышление, воспитывают трудолюбие, терпение и усидчивость.
Существует несколько видов и типов конструирования.
Виды конструирования:
- конструирование из строительных материалов
- конструирование из бумаги и дополнительных материалов
- конструирование их природного материала
- конструирование из бросового материала
Типы конструирования:
- техническое конструирование из строительных материалов, из деталей
конструкторов, из крупногабаритных модульных блоков.
- художественное конструирование из природного и бросового материала,
из бумаги
Правильно организованная деятельность детей способствует развитию умения не только сооружать простые постройки из строительного материала, но и приобретают умение целенаправленно рассматривать предмет, сравнивать их, выделять части, из которых оно состоит, делать выводы. Можно выделить некоторые принципы организации детского конструирования:
- от общего к частному (целостное восприятие предмета, определение
общей формы, выделение частей)
- использование разных форм организации обучения
- диалогическая форма общения (обсуждение разных вариантов решения,
возможность учиться у других детей, продуктивное сотрудничество)
- сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования
- включение конструирования в различные жизненные события
- организация целенаправленных наблюдений разных объектов
- создание условий для экспериментирования с разными материалами
- предоставление детям самых разнообразных материалов для
самостоятельной деятельности.
Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим при формировании навыков исследовательского поведения. Прежде чем приступить к постройке, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить его основные и дополнительные части и т. д.
Рекомендуемая последовательность обследования предмета:
При грамотной организации занятий конструирование может стать любимым видом досуга для ребёнка.
Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов в доступной игровой форме от простого к сложному. Следует учитывать возрастные психологические особенности детей при выборе тех или иных типов конструирования.
Младший дошкольный возраст
Аналитико-синтетические и сенсорные умения | Анализируют простейшие постройки. Различают и называют основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, части постройки по величине (большая, маленькая, длинная- короткая, высокая-низкая, узкая-широкая). |
Содержание конструкции | Строят элементарные предметные конструкции: мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида.) |
Технические навыки | Сооружают постройки из деталей разного цвета, используя накладывание, приставление, прикладывание. Располагают пластин, кирпичики вертикально, в ряд, по кругу, по четырехугольнику, ставя их, плотно друг к другу. Изменяют постройки двумя способами, заменяя детали другими или надстраивая их высоту, длину (высокая-низкая, узкая-широкая). |
Замысел | Развивается желание конструировать по замыслу. Конструируют целенаправленно. Обыгрывают постройки, объединяя их по сюжету (стол, стул, диван-мебель для кукол) |
Средний дошкольный возраст
Аналитико-синтетические и сенсорные умения | Различают и называют куб, пластину, брусок. Анализируют образец постройки в определенной последовательности, выделяют основные части и различают их по величине и форме. Устанавливают расположение частей постройки в пространстве относительно друг друга (в доме-стены; перекрытия; крыша). |
Содержание конструкции | Строят разные конструкции одного и того же объекта (5-6 вариантов). Сооружают до 10 несложных конструкций, передавая форму и детали. Конструируют здания, мосты, гаражи, машины. |
Технические навыки | Используют детали с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Самостоятельно преобразуют постройки в высоту, длину, ширину, соблюдая заданные взрослыми принцип конструкции («Построй такой же домик, но низкий») Осваивают способы замещения форм, придания и им устойчивости, прочности. В конструировании используют перекрытия и другие детали для ограничения пространства. |
Замысел | Создают замысел конструкции, который может меняться в процессе деятельности. |
Старший дошкольный возраст
Аналитико-синтетические и сенсорные умения | Самостоятельно анализируют сделанные взрослыми постройки, выделяют части, определяют их назначение и пространственное расположение. Анализируют и используют в конструировании рисунок, схему, чертеж. На основе анализа находят конструктивное решение. Самостоятельно подбирают необходимый строительный материал. | Выделяют и анализируют конструкцию предмета в соответствии с его практическим назначением. Видят основные части, устанавливают функциональное назначение каждой их них. Определяют соответствие форм, размеров, местоположения этих частей на условиям использования конструкции. На основе анализа самостоятельно находят оригинальные конструктивные решения. |
Формируются обобщенные способы обследования образца, предмета и обобщенные способы чтения чертежей, рисунков схем, фотографий. | ||
Содержание конструкции | Строят разные конструкции одного и того же предмета с учетом определенных условий. Создают постройки зданий жилищного, общественного и промышленного характера, мосты, транспорт, сюжетные композиции, на пример «Улица города» и пр. В конструировании применяют знания, полученные при ознакомлении с архитектурой зданий. Используют архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и пр. | |
Технические навыки | Заменяют одни детали другими. Варьируют использование деталей. Конструируют, используя имеющийся материал. Усваивают обобщенные способы конструирования. Знают закономерности конструирования прочного и высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, прочность их установки, легкость и устойчивость перекрытий). Придают формам устойчивость, заменяя детали, совмещая их. | |
Замысел | Создают и реализуют индивидуальный и коллективный замысел конструкции. Планируют, кто, какую часть постройки будет выполнять, этапы конструирования на основе анализа образца или предмета. Отбирают детали в соответствии с замыслом. |
Система обучения детей старшего дошкольного возраста
конструированию из строительного материала.
Задачи для детей старшей группы
- Совершенствовать умения рассматривать предметы, анализировать готовые постройки и игрушки, анализировать образец постройки по схеме:
- рассматривание объекта в целом
- установление его практического назначения
- выделение основных частей
- определение их основных частей функционального назначения
в соответствии с назначением объекта в целом
- установление пространственного расположения этих частей
- выделение деталей, составляющих основные части
- Совершенствовать умения коллективно выполнять задания.
- Совершенствовать умения конструировать из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов разнообразные постройки жилищного, общественного и промышленного характера по схемам, моделям, фотографиям, по заданиям, условиям.
Задачи для детей подготовительной группы
- Способствовать формированию умения анализировать объект с точки зрения его практического использования, создать собственные замыслы конструкций с учетом определенных условий.
-Совершенствовать умения выполнять задания на создание собственных конструкций с учетом определенных условий
- Продолжать формировать умение работать коллективно
- Создавать условия для самостоятельного поиска конструктивного решения
-Способствовать формированию представлений об архитектуре как искусстве.
Создавать сооружения, разных видов (промышленные, общественные, жилые здания; мосты, площади, набережные, памятники); создавать представления об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота); использовать архитектурные украшения.
- Совершенствовать умения конструировать из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов разнообразные постройки жилищного, общественного и промышленного характера по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям, схемам, чертежам.
- Совершенствовать умения упражняться в плоскостном моделировании, в создании собственных планов, схем, чертежей, использовать разнообразные конструкторы.
Примеры, способствующие появлению мотивации и развитию интереса к деятельности.
- воспитатель «забывает»
- воспитатель «ошибается»
- воспитатель «сомневается»
- воспитатель размышляет вслух о том, как лучше поступить
- постановка проблемных ситуаций
- использование соревновательного мира с поощрением победителей
- использование мотива взаимопомощи
- прием новизны и разнообразия заданий
- создание условий для самостоятельного свободного выбора
дидактически однозначных, но субъективно (для ребенка) разных
материалов и задач
- верная педагогическая оценка результатов детской деятельности
Методика обучения
- в качестве образцов используются рисунки, фотографии, построек
- основная форма обучения конструированию – по условиям
- чаще всего используются словесные приемы обучения
- при обсуждении дети сами отмечают оригинальные, прочные постройки
Поэтапное использование игровых приемов
Этапы работы
I этап | Знакомство с геометрическим телом. | - отличие тела от фигуры - назначение тела - рассматривание тела со всех сторон |
II этап | Рассматривание и зарисовка каждой грани | - умение узнавать тело по зарисовке |
III этап | Отработка понятия вид «спереди», «сбоку», «сверху» | |
IV этап | Соотнесение простейших чертежей с постройкой | - постройка - чертеж - чертеж– постройка |
V этап | Постройки по чертежам | - с прорисовкой деталей - по контору чертежа |
VI этап | Зарисовка построек в 3-х проекциях | - создавать постройку - учить находить ошибки в чертежах и постройках |
Знакомство с геометрическим телом.
Рассматривание и зарисовка каждой грани.
Игры:
«Узнай форму детали»
«Выбери форму детали»
Отработка понятия
вид «спереди», «сбоку», «сверху».
«Найди ошибку» «Путаница»
*
Соотнесение простейших чертежей постройки.
«Подбери чертеж постройки»
Постройки по чертежам
Постройки по чертежам
«Подберите детали»
С прорисовкой детали По контуру чертежа
Зарисовка построек в 3-х проекциях
«Создайте постройку по виду «сверху», «спереди».
Вид «сверху»
Вид «спереди»
«Найди ошибку»
Список используемой литературы
В. Брофман «Архитектурная школа имени Папы Карло» - Москва 2001 год.
Т. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - «Владос» – 2009
Л. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» (серия книг) Москва 2012 год
А. Белошистая «Играем и конструируем» –СПб 2012 год
Л. Ремезова «Учимся конструировать» Москва -2004 год
Фотоматериалы взяты из разных интернет- ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка
Строительно-конструктивная игра очень интересное дело. Нужна ли такая игра? Какие задачи можно решить в процессе конструирования. Каково ее место в жизни дошкольника....
Строительно-конструктивная игра "Деревня"
Конструирование и строительные игры в детском саду создают большие возможности для развития творчества детей. Детское творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого...
Строительно-конструктивные игры дошкольников-один из видов творческой деятельности детей.
Строительно-конструктивные игры способствуют развитию творчества, мышления, пространственного воображения....
Особенности игровой деятельности детей 6-7 лет (строительно-конструктивные игры)
Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях....
ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ. Строительно-конструктивная игра «КОРАБЛЕСТРОИТЕЛИ»
Игры со строительным материалом.Возрастная группа старшая. Строительно- конструктивная игра "Кораблестроители"...
Консультация для педагогов "Строительно-конструктивная игра, как один из элементов развития ребёнка"
Конструирование — это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. Детское конструирование означает...