Волшебство в бумажном завитке
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Измайлова Надежда Осиповна

Основные цели программы – развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с бумагой.

Задачи:

1.     Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей.
 Формировать речевую деятельность.

2.     Развивать творческие способности ребенка.

3.     Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам.

4.     Обучать действиям по использованию сенсорных цветовых эталонов.

5.     Обучать действиям соотнесения предметных изображений по цвету.

6.     Обучать анализу и синтезу цветовых сочетаний.

7.     Развивать способности систематизировать эталоны цвета.

8.     Находить заданный цвет в классификации.

9.     Формировать представления о теплых и холодных цветах спектра.

10.                       Развивать внимание, память, мышление с опорой на представление о цвете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_razrabotka.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Старочукальский детский сад «Петушок»

Волшебство в бумажном завитке

Дополнительная образовательная программа

                               

д.Старые Чукалы

2013г.

Пояснительная записка

«Ребенок по своей      природе – пытливый исследователь, открыватель мира

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве .в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»

В.Сухомлинский

       Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

     Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства.

     Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, у них возникает желание жить по законам красоты.

      Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и с разными видами бумаги. В процессе работы дети познают ее свойства, возможности  преобразования и использования в различных композициях. Создавая аппликации у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д.Бартран «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интереснее, глубже и прочнее …».    

      В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, формируется цветовое восприятие.      

Основные цели программы – развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с бумагой.

Задачи: 

  1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей.
    Формировать речевую деятельность.
  2. Развивать творческие способности ребенка.
  3. Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам.
  4. Обучать действиям по использованию сенсорных цветовых эталонов.
  5. Обучать действиям соотнесения предметных изображений по цвету.
  6. Обучать анализу и синтезу цветовых сочетаний.
  7. Развивать способности систематизировать эталоны цвета.
  8. Находить заданный цвет в классификации.
  9. Формировать представления о теплых и холодных цветах спектра.
  10. Развивать внимание, память, мышление с опорой на представление о цвете.

Отличительные особенности программы:

-все задания, требующие ориентировки на цветовые свойства объектов, реализуются в процессе предметно-практической деятельности ;

 -знакомство с цветовыми эталонами  осуществлять от простого к сложному

Срока реализации программы- 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю в рамках кружковой работы. Длительность занятия-30 мин.

Форма проведения - подгрупповая

Ожидаемый результат-

В результате обучения в кружке дети должны получить знания и умения:

  1. о материалах, инструментах;
  2. о роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
  3. о различных приёмах работы с гофрированной бумагой;
  4. следовать устным инструкциям;
  5. улучшать свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.     

Принципы реализации программы:

-принцип сознательности - воспитание инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачи;

-принцип доступности и индивидуализации - обучение с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий;

-принцип прогрессивности - постепенное повышение требований, нарастание объема и интенсивности нагрузок;

-принцип дифференцированного подхода к обучению;

На занятиях используются технические средства обучения: DVD, компьютер а так же все наглядные средства: предметные картинки, изображения, плакаты и т.д.

    Занятия с детьми проводятся по следующей схеме.

  1. Начало занятия – как мотив путешествия по сказочным странам. Название страны, царства зависит от темы занятия, загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
  2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
  3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
  4. Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
  5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
  6. Самостоятельное изготовление поделки.
  7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
  8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

   Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.
   
Программа разрабатывалась с учетом следующих принципов:
1.Тематического  планирования

2. От простого к сложному.

 3.С учетом возможностей и интересов ребенка.

Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
    Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

     

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету, (выполненное взрослым панно, аппликация и т.д. В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.    

 Используется на занятиях и такой прием, как изготовление, поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для того, чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.


Содержание программы

перспективный план работы

1-ый блок занятий - Ознакомление с техникой торцевания

                                     Задачи

Содержание

  Формы проведения

Познакомить с техникой торцевания из гофрированной бумаги.

Упражнять в умении определять на ощупь свойства бумаги, давать словесную характеристику.

Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику.

Учить вслушиваться в речь педагога, сопровождающую действия.

Рассматривание образцов, фото, эскизов. Беседа.

Занятие-экскурсия в мастерскую на сайте.

Научить технике  наклеивания гофрированной бумаги методом торцевания.

Показ последовательности выполнения работы, методы и приемы.

Занятие практическое

Познакомить с видами торцевания -(контурное, плоскостное, объемное, многослойное).

Развивать познавательный интерес.

 Учить вслушиваться в речь педагога, сопровождающую действия, повторяя отдельные слова и словосочетания.

Практическая работа детей и воспитателя

Занятие

2-ый блок занятий - Ознакомление с техникой торцевания

                                     Задачи

Содержание

  Формы проведения

Закрепить цветов спектра.

Формировать умения распознавать цвета предметов.

Развивать познавательный интерес.

Развивать память, зрительную активность.

Классификация цветов спектра.

Игра-занятие.

Познакомить с холодными и теплыми цветами спектра.

 Красно-желтая - теплая гамма . Сине-голубая- холодная гамма.

Цветовая гамма 7 цветов радуги

Занятие практическое

3. Закрепить цвета и его оттенки

Практическая работа детей и воспитателя

Занятие

3-ый блок занятий – практическая работа детей в технике торцевания

                                     Задачи

Содержание

  Формы проведения

1. Закрепить контурное торцевание. Закрепление оттенков синего и зеленого цвета.

Аппликация «Цветок»

Занятие

2.Закрепить технику плоскостного наклеивания.

Цветовое панно

Занятие

3. Совершенствовать технику контурного и плоскостного наклеивания.

Аппликация

Шарики

Музыкально-игровые занятия

4.Научить методу объемного торцевания.

   Закрепить теплые и холодные цвета спектра.

Елка

Занятие

5.Закрепить метод объёмного торцевания

Занятие

 6. Совершенствовать умения наклеивания    цветных торцовок  методом контурного плоскостного и объемного торцевания.

Изготовление

Снеговика

Игровое практическое занятие

7.Закрепить технику комбинированного торцевания.

Снегири

Практическое занятие

8.Совершенствовать технику комбинированного торцевания, используя теплые и холодные цвета спектра.

Зимний пейзаж

Практическое занятие.

4-ый блок

                                 Задачи

Содержание

  Формы проведения

1.Выявить у детей умения наклеивать изображения разными способами торцевания.

Игра-занятие

2. Закрепить приемы наклеивания бумаги методом торцевания

Снегурочка

Игра-занятие

3. Выставка работ.

                                                                                   Приложение 1

       Виды работы с бумагой:

                                         ТОРЦЕВАНИЕ ИЗ БУМАГИ

Торцевание из бумаги, несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Из цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадрата ставят торцом стержень (не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня приклеивают на рисунок, нанесенный на бумагу или картон и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку прикрепляют рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

   Торцевание из бумаги бывает:

  1. контурное (торцовки выкладывают по контуру изображения);
  2. плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка) ;
  3. объемное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объемное изображение);
  4. многослойное (торцовки вклеивают друг в друга)

В начале дети работают в простой технике торцевания, затем в более сложной-объемной. Объемное торцевание позволяет добиться необычного эффекта, т.к. торцовки можно приклеивать не только под разным углом наклона, но и изменять их форму, размер, а так же способ закручивания.

Объемное торцевание чаще всего применяется в изготовлении цветов.          

Для изготовления большинства цветов используется плоскостное торцевание из квадратиков со стороной 10мм, лепестки же выполняются по-разному. Для фиалок вырезают кружки диаметром 3см. (три штуки одного цвета, две штуки другого цвета). Стержень устанавливают на середину кружка, но закручивают не весь кружок, а примерно треть его величины. В результате получается пушистая торцовка, с узким концом которым ее приклеивают рядом с серединой цветка под наклоном к горизонтальной поверхности почти боком. Маки выполняют аналогично, только круги вырезают диаметром 6-7 см., в количестве 5 шт. В объёмном торцевании можно экспериментировать, каждый раз получая новый эффект.
     Данная программа предусматривает наличие в развивающей среде, детского сада помещения для занятий по ручному труду, создание выставочного стенда для демонстрации результатов деятельности детей на кружке.

Для реализации поставленных задач необходимо пополнить творческий центр материалами и инструментами, используемые для продуктивной деятельности. Так же необходимо наличие картотек «Пальчиковые игры и упражнения», «Художественное слово», «Технологии выполнения поделок», «Краткая историческая справка возникновения данного вида искусства». Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ, родителями, для развития мелкой моторики ребенка, его творческих способностей.


Приложение 2

Методическое обеспечение

Пословицы и поговорки

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Умелые руки работы не боятся.

В хорошей артели всяк при деле.

Сперва думай, потом делай.

Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.

Сломать легко, сделать трудно.

Есть терпение будет и умение.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Кто работы не боится, у того она и спорится.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мало хотеть надо уметь.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

С умом больше сделаешь, чем одной силой.

Глаза страшатся, а руки делают.

Труд все побеждает.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

От желания к исполнению приложи умение.

Наскоро сделать – переделывать.

Делал наспех, сделал на смех.

Голова научит, а руки сделают.

Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Работа хвалит мастера.

Над чем постараешься, тому и порадуешься.

Каждое дело любовью освещается.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Где не возьмешь топором, там возьмешь смекалкой.

Веселись, играй, да дело знай.

Глаза облюбовали, а руки сделали.

Кто на все руки, у того нет скуки.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Без волненья, без заботы не ищи радости от работы.

Хором бригадир, хороша и работа.

Хорошему работнику мало уменья, нужна привычка.

Воля и труд дивные всходы дают.

Говорить легко, а делать трудно.

Дерево смотрят в плодах, а человека в делах.

Ленивые руки не родня умной голове.

Нерадивый дважды дело делает.

Честный труд – наше богатство.

Не говори что делал, а говори что сделал.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Трудолюбивый за что не возьмется – все заблестит.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Хорошая работа два века живет.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

Делай хорошо, а плохо и само получится.

Сам молчун, а руки громкие.

Не стыдись не знать, стыдись не научиться.

Встречают по одежке, провожают по уму.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Кому работа в тягость, тот не знает радость.

Каков человек, таков и инструмент.

От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.

Поспешишь – людей насмешишь.

От скуки бери дело в руки.

Пальчиковые игры

Буквы

Буквы из мозаики нравятся и заиньке,

И ежу, и мишке – вот они, детишки.

Слово

Буква “К” съедобная, из печенья сдобного.

Буква “У” из желудей, что в шкатулочке моей.

Буква “3” готова из семян фруктовых.

“Я” из пуговок сложили, слово “Кузя” получили.

Кузя - милый наш щенок, приглашает на урок.

Сказки оживают

Кусочки пластилина катает наша Зина:

Шарики, колбаски, и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят, развиваются.

Все из пластилина

Из пластилина овощи, из пластилина буквы.

Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.

Бумажный дом

Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.

Снежинка

Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,

Отогну еще разок, получился уголок.

Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!

Коврик

Коврик плету из полосок бумажных.

Видела коврик такой я однажды.

Яркими красками коврик горит,

Можно подружке его подарить.

Театр

Кукол рисую, потом вырезаю.

С ними в театр интересно играю.

Нравится маме театр бумажный.

Ловкие руки – как это важно!

Карандаш

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Орехи

Научился два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

Бусинки – горошки

Покатаю я в руках бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

Катя – мастерица

Если Катя в лес пойдет, разных шишек наберет.

А потом полдня сидит, терпеливо мастерит:

Зайчиков и мишек, все из разных шишек.

Бусы

Зайка желуди собрал, их на нитку нанизал.

Очень маме угодил, - он ей бусы подарил.

Робот

Робот маму удивил: робот по столу ходил,

А затем пустился в пляс, спрыгнув прямо на палас.

Удачный кораблик

Скорлупка ореха, из палочки – мачта.

Плыви, мой кораблик, ты сделан удачно.

Золотой коврик

Листья осенью сушила, как хорош подарок мой!

В день рождения вручила маме коврик золотой.

Муха

Муха не летящая, муха не жужжащая,

Сделана из желудей. Ты не настоящая.

Жираф

Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют.

А у меня жираф из палочек – из палочек, из выручалочек.

Силач

Палочки я разбросаю, снова в руку их возьму,

Быстро силу набираю, скоро гирю подниму.

Журавль

Семечек белых от тыквы взяла, птица похожа, да только бела.

Краску беру и журавль – настоящий.

Встретит он братьев, к нам с юга летящих.

Ослик

Ослик отличный вышел из пробок.

только характером ослик мой робок:

Тигра боится, от волка бежит,

И по – ослиному громко кричит.

                                             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебство в бумажном завитке (из опыта работы).

Волшебство в бумажном завитке (из опыта работы)....

Квиллинг-Секреты бумажных завитков

Технику квиллинга преминяют для изготовления объемных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и т. д....

Волшебство бумажных завитков

Одна из необычных техник бумажного творчества-это филигранное искусство   бумагокручения.На английском языке данный вид рукоделия называется квиллинг-от слова  квилл «птичье перо» по-др...

Мастер-класс для родителей «Квиллинг. Красота в бумажном завитке»

Проблема, на решение которой направлено мероприятие: поиск способов работы с родителями, посредством знакомства с простейшими техниками декоративно – прикладного творчества, которые помогут им во взаи...

Консультация и Мастер-класс для воспитателей «Квиллинг. Красота в бумажном завитке»

Цель: Познакомить воспитателей с историей возникновения квиллинга, значением его для детей.Задачи мастер- класса:  Познакомить с квиллингом – бумажной филигранью; научить скручивать полоски в спи...

Мастер - класс «Квиллинг. Волшебство в бумажном завитке».

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные ...