Волшебство в бумажном завитке
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Основные цели программы – развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с бумагой.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей.
Формировать речевую деятельность.
2. Развивать творческие способности ребенка.
3. Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам.
4. Обучать действиям по использованию сенсорных цветовых эталонов.
5. Обучать действиям соотнесения предметных изображений по цвету.
6. Обучать анализу и синтезу цветовых сочетаний.
7. Развивать способности систематизировать эталоны цвета.
8. Находить заданный цвет в классификации.
9. Формировать представления о теплых и холодных цветах спектра.
10. Развивать внимание, память, мышление с опорой на представление о цвете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Старочукальский детский сад «Петушок»
Волшебство в бумажном завитке
Дополнительная образовательная программа
д.Старые Чукалы
2013г.
Пояснительная записка
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве .в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»
В.Сухомлинский
Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, у них возникает желание жить по законам красоты.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и с разными видами бумаги. В процессе работы дети познают ее свойства, возможности преобразования и использования в различных композициях. Создавая аппликации у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д.Бартран «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интереснее, глубже и прочнее …».
В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, формируется цветовое восприятие.
Основные цели программы – развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с бумагой.
Задачи:
- Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей.
Формировать речевую деятельность. - Развивать творческие способности ребенка.
- Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам.
- Обучать действиям по использованию сенсорных цветовых эталонов.
- Обучать действиям соотнесения предметных изображений по цвету.
- Обучать анализу и синтезу цветовых сочетаний.
- Развивать способности систематизировать эталоны цвета.
- Находить заданный цвет в классификации.
- Формировать представления о теплых и холодных цветах спектра.
- Развивать внимание, память, мышление с опорой на представление о цвете.
Отличительные особенности программы:
-все задания, требующие ориентировки на цветовые свойства объектов, реализуются в процессе предметно-практической деятельности ;
-знакомство с цветовыми эталонами осуществлять от простого к сложному
Срока реализации программы- 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю в рамках кружковой работы. Длительность занятия-30 мин.
Форма проведения - подгрупповая
Ожидаемый результат-
В результате обучения в кружке дети должны получить знания и умения:
- о материалах, инструментах;
- о роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- о различных приёмах работы с гофрированной бумагой;
- следовать устным инструкциям;
- улучшать свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Принципы реализации программы:
-принцип сознательности - воспитание инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачи;
-принцип доступности и индивидуализации - обучение с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий;
-принцип прогрессивности - постепенное повышение требований, нарастание объема и интенсивности нагрузок;
-принцип дифференцированного подхода к обучению;
На занятиях используются технические средства обучения: DVD, компьютер а так же все наглядные средства: предметные картинки, изображения, плакаты и т.д.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме.
- Начало занятия – как мотив путешествия по сказочным странам. Название страны, царства зависит от темы занятия, загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
- Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
- Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
- Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
- Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
- Самостоятельное изготовление поделки.
- Анализ готовых поделок своих и товарищей.
- Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.
Программа разрабатывалась с учетом следующих принципов:
1.Тематического планирования
2. От простого к сложному.
3.С учетом возможностей и интересов ребенка.
Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету, (выполненное взрослым панно, аппликация и т.д. В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используется на занятиях и такой прием, как изготовление, поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для того, чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Содержание программы
перспективный план работы
1-ый блок занятий - Ознакомление с техникой торцевания
Задачи | Содержание | Формы проведения |
Познакомить с техникой торцевания из гофрированной бумаги. Упражнять в умении определять на ощупь свойства бумаги, давать словесную характеристику. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику. Учить вслушиваться в речь педагога, сопровождающую действия. | Рассматривание образцов, фото, эскизов. Беседа. | Занятие-экскурсия в мастерскую на сайте. |
Научить технике наклеивания гофрированной бумаги методом торцевания. | Показ последовательности выполнения работы, методы и приемы. | Занятие практическое |
Познакомить с видами торцевания -(контурное, плоскостное, объемное, многослойное). Развивать познавательный интерес. Учить вслушиваться в речь педагога, сопровождающую действия, повторяя отдельные слова и словосочетания. | Практическая работа детей и воспитателя | Занятие |
2-ый блок занятий - Ознакомление с техникой торцевания
Задачи | Содержание | Формы проведения |
Закрепить цветов спектра. Формировать умения распознавать цвета предметов. Развивать познавательный интерес. Развивать память, зрительную активность. | Классификация цветов спектра. | Игра-занятие. |
Познакомить с холодными и теплыми цветами спектра. Красно-желтая - теплая гамма . Сине-голубая- холодная гамма. | Цветовая гамма 7 цветов радуги | Занятие практическое |
3. Закрепить цвета и его оттенки | Практическая работа детей и воспитателя | Занятие |
3-ый блок занятий – практическая работа детей в технике торцевания
Задачи | Содержание | Формы проведения |
1. Закрепить контурное торцевание. Закрепление оттенков синего и зеленого цвета. | Аппликация «Цветок» | Занятие |
2.Закрепить технику плоскостного наклеивания. | Цветовое панно | Занятие |
3. Совершенствовать технику контурного и плоскостного наклеивания. | Аппликация Шарики | Музыкально-игровые занятия |
4.Научить методу объемного торцевания. Закрепить теплые и холодные цвета спектра. | Елка | Занятие |
5.Закрепить метод объёмного торцевания | Занятие | |
6. Совершенствовать умения наклеивания цветных торцовок методом контурного плоскостного и объемного торцевания. | Изготовление Снеговика | Игровое практическое занятие |
7.Закрепить технику комбинированного торцевания. | Снегири | Практическое занятие |
8.Совершенствовать технику комбинированного торцевания, используя теплые и холодные цвета спектра. | Зимний пейзаж | Практическое занятие. |
4-ый блок
Задачи | Содержание | Формы проведения |
1.Выявить у детей умения наклеивать изображения разными способами торцевания. | Игра-занятие | |
2. Закрепить приемы наклеивания бумаги методом торцевания | Снегурочка | Игра-занятие |
3. Выставка работ. |
Приложение 1
Виды работы с бумагой:
ТОРЦЕВАНИЕ ИЗ БУМАГИ
Торцевание из бумаги, несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Из цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадрата ставят торцом стержень (не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня приклеивают на рисунок, нанесенный на бумагу или картон и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку прикрепляют рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
Торцевание из бумаги бывает:
- контурное (торцовки выкладывают по контуру изображения);
- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка) ;
- объемное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объемное изображение);
- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга)
В начале дети работают в простой технике торцевания, затем в более сложной-объемной. Объемное торцевание позволяет добиться необычного эффекта, т.к. торцовки можно приклеивать не только под разным углом наклона, но и изменять их форму, размер, а так же способ закручивания.
Объемное торцевание чаще всего применяется в изготовлении цветов.
Для изготовления большинства цветов используется плоскостное торцевание из квадратиков со стороной 10мм, лепестки же выполняются по-разному. Для фиалок вырезают кружки диаметром 3см. (три штуки одного цвета, две штуки другого цвета). Стержень устанавливают на середину кружка, но закручивают не весь кружок, а примерно треть его величины. В результате получается пушистая торцовка, с узким концом которым ее приклеивают рядом с серединой цветка под наклоном к горизонтальной поверхности почти боком. Маки выполняют аналогично, только круги вырезают диаметром 6-7 см., в количестве 5 шт. В объёмном торцевании можно экспериментировать, каждый раз получая новый эффект.
Данная программа предусматривает наличие в развивающей среде, детского сада помещения для занятий по ручному труду, создание выставочного стенда для демонстрации результатов деятельности детей на кружке.
Для реализации поставленных задач необходимо пополнить творческий центр материалами и инструментами, используемые для продуктивной деятельности. Так же необходимо наличие картотек «Пальчиковые игры и упражнения», «Художественное слово», «Технологии выполнения поделок», «Краткая историческая справка возникновения данного вида искусства». Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ, родителями, для развития мелкой моторики ребенка, его творческих способностей.
Приложение 2
Методическое обеспечение
Пословицы и поговорки
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Каков мастер, такова и работа.
Умелые руки работы не боятся.
В хорошей артели всяк при деле.
Сперва думай, потом делай.
Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.
Сломать легко, сделать трудно.
Есть терпение будет и умение.
Кто первый в труде, тому слава везде.
Кто работы не боится, у того она и спорится.
Кто в труде впереди, у того орден на груди.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мало хотеть надо уметь.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
С умом больше сделаешь, чем одной силой.
Глаза страшатся, а руки делают.
Труд все побеждает.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
От желания к исполнению приложи умение.
Наскоро сделать – переделывать.
Делал наспех, сделал на смех.
Голова научит, а руки сделают.
Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Работа хвалит мастера.
Над чем постараешься, тому и порадуешься.
Каждое дело любовью освещается.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Где не возьмешь топором, там возьмешь смекалкой.
Веселись, играй, да дело знай.
Глаза облюбовали, а руки сделали.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
Без волненья, без заботы не ищи радости от работы.
Хором бригадир, хороша и работа.
Хорошему работнику мало уменья, нужна привычка.
Воля и труд дивные всходы дают.
Говорить легко, а делать трудно.
Дерево смотрят в плодах, а человека в делах.
Ленивые руки не родня умной голове.
Нерадивый дважды дело делает.
Честный труд – наше богатство.
Не говори что делал, а говори что сделал.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Трудолюбивый за что не возьмется – все заблестит.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Хорошая работа два века живет.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Делай хорошо, а плохо и само получится.
Сам молчун, а руки громкие.
Не стыдись не знать, стыдись не научиться.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Кому работа в тягость, тот не знает радость.
Каков человек, таков и инструмент.
От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.
Поспешишь – людей насмешишь.
От скуки бери дело в руки.
Пальчиковые игры
Буквы
Буквы из мозаики нравятся и заиньке,
И ежу, и мишке – вот они, детишки.
Слово
Буква “К” съедобная, из печенья сдобного.
Буква “У” из желудей, что в шкатулочке моей.
Буква “3” готова из семян фруктовых.
“Я” из пуговок сложили, слово “Кузя” получили.
Кузя - милый наш щенок, приглашает на урок.
Сказки оживают
Кусочки пластилина катает наша Зина:
Шарики, колбаски, и оживают сказки.
Пальчики стараются, лепят, развиваются.
Все из пластилина
Из пластилина овощи, из пластилина буквы.
Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.
Бумажный дом
Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.
Снежинка
Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,
Отогну еще разок, получился уголок.
Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!
Коврик
Коврик плету из полосок бумажных.
Видела коврик такой я однажды.
Яркими красками коврик горит,
Можно подружке его подарить.
Театр
Кукол рисую, потом вырезаю.
С ними в театр интересно играю.
Нравится маме театр бумажный.
Ловкие руки – как это важно!
Карандаш
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Орехи
Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
Бусинки – горошки
Покатаю я в руках бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.
Катя – мастерица
Если Катя в лес пойдет, разных шишек наберет.
А потом полдня сидит, терпеливо мастерит:
Зайчиков и мишек, все из разных шишек.
Бусы
Зайка желуди собрал, их на нитку нанизал.
Очень маме угодил, - он ей бусы подарил.
Робот
Робот маму удивил: робот по столу ходил,
А затем пустился в пляс, спрыгнув прямо на палас.
Удачный кораблик
Скорлупка ореха, из палочки – мачта.
Плыви, мой кораблик, ты сделан удачно.
Золотой коврик
Листья осенью сушила, как хорош подарок мой!
В день рождения вручила маме коврик золотой.
Муха
Муха не летящая, муха не жужжащая,
Сделана из желудей. Ты не настоящая.
Жираф
Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют.
А у меня жираф из палочек – из палочек, из выручалочек.
Силач
Палочки я разбросаю, снова в руку их возьму,
Быстро силу набираю, скоро гирю подниму.
Журавль
Семечек белых от тыквы взяла, птица похожа, да только бела.
Краску беру и журавль – настоящий.
Встретит он братьев, к нам с юга летящих.
Ослик
Ослик отличный вышел из пробок.
только характером ослик мой робок:
Тигра боится, от волка бежит,
И по – ослиному громко кричит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебство в бумажном завитке (из опыта работы).
Волшебство в бумажном завитке (из опыта работы)....
Квиллинг-Секреты бумажных завитков
Технику квиллинга преминяют для изготовления объемных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и т. д....
Волшебство бумажных завитков
Одна из необычных техник бумажного творчества-это филигранное искусство бумагокручения.На английском языке данный вид рукоделия называется квиллинг-от слова квилл «птичье перо» по-др...
Мастер-класс для родителей «Квиллинг. Красота в бумажном завитке»
Проблема, на решение которой направлено мероприятие: поиск способов работы с родителями, посредством знакомства с простейшими техниками декоративно – прикладного творчества, которые помогут им во взаи...
консультацию для родителей и воспитателей: «Квиллинг. Красота в бумажном завитке».
«Квиллинг. Красота в бумажном завитке»....
Консультация и Мастер-класс для воспитателей «Квиллинг. Красота в бумажном завитке»
Цель: Познакомить воспитателей с историей возникновения квиллинга, значением его для детей.Задачи мастер- класса: Познакомить с квиллингом – бумажной филигранью; научить скручивать полоски в спи...
Мастер - класс «Квиллинг. Волшебство в бумажном завитке».
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные ...