Рабочая программа по роботехнике
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Андриченко Екатерина Викторовна

Рабочая программа по робототехнике для детей подготовительной группы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_robototehnike.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Название образовательной организации. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №57 «Одуванчик» г. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия).
  2. Тема проекта: «Развитие творческих способностей и научно-технического потенциала, обучающихся средствами образовательной робототехники».
  3. Срок реализации проекта 2017-2018 учебный год.
  4. Краткая аннотация проекта. Данный проект долгосрочный. Проект направлен на развитие творческого и научно-технического потенциала, обучающихся средствами LEGO-конструирования и робототехники в образовательной деятельности. По своему содержанию проект носит практико-ориентированный характер. Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В ходе его реализации предполагается индивидуальная, в паре и коллективные работы.
  5. Актуальность проблемы. Как сделать в современном мире воспитательно-образовательный процесс интересным и увлекательным? Пожалуй, это один из самых серьезных и значимых вопросов, стоящих не только перед современным детским садом, но и в целом перед образованием. Зачастую у ребенка отсутствует мотивация к какой-либо деятельности, отсюда и идет снижение усвоения программного материала. Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? Вполне, если создать ребенку такие условия, при которых он имел бы возможность совершать, хотя бы маленькие, но открытия.  

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.)   показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере, является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов,  обладающих признаками полезности  или субъективной новизны, развитие которых происходит в  процессе специально организованного обучения.          

Возможности  дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно.  Обучение  и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день,  LEGO- конструкторы   активно  используются воспитанниками  в нашем детском саду в игровой деятельности.  Идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить   содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу нашего инновационного проекта.

  1. Цель проекта: внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ для развития творческих способностей и научно-технического потенциала воспитанников.

Задачи проекта: 

Развивающие:

- развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

- развивать логико-математическое представление;

-активизировать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

Образовательные:

- знакомить детей с основными принципами механики;

- стимулировать речевое развитие, обогащать словарный запас научными понятиями и законами;

- содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение основного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий);

-формирование умения видеть конструкцию, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

  1. Ожидаемые результаты проекта. 

Образовательные:

- знакомство детей с моделью робототехники, основами программирования в компьютерной среде;

- научить детей работать со схемами и картой.

Развивающие:

- закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете, форме;

- формирование умения располагать предметы в указанном направлении, отражать их речи пространственное расположение;

- развитие познавательного интереса к робототехнике;

- развитие логического мышления, формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитательные:

- умение работать в команде.

  1. Ожидаемые эффекты проекта. 

- Повышение интереса к работе у воспитанников;

- Улучшение работы мелкой моторики рук;

- Обогащение словарного запаса, повышение уровня речевого развития;

- умение прогнозировать, анализировать, сравнивать;

- Повышение уровня самооценки, самоконтроля, самостоятельности;

- Умение обыгрывать постройку или конструкцию;

- Устойчивость творческого замысла.

  1. Критерии показателей оценки результативности и эффективности проекта.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей 5-7 лет по методике Т.В. Федоровой.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещении элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемых результат, назвать некоторые их возможных способах конструирования. Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

 

  1. Описание основных мероприятий проекта.
  1. Этап исследовательско-подготовительный – знакомство с деталями конструктора LEGO WEDO; с правилами безопасного поведения при работе с конструктором.
  2. Этап практический – делится на 4 раздела:

- В разделе «Забавные механизмы» основной образовательной областью является познание. На занятии «Танцующие птицы» дети знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрестными ременными передачами. На занятии «Умная вертушка» воспитанники исследуют влияние размеров зубчатых колес на вращение волчка. Занятие «Обезьянка – барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами движения. Дети совместно с педагогом изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки обезьянки барабанить по поверхности с разной скоростью.

- В разделе «Звери»  основной образовательной областью является познание и технология, понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. На занятии «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» они программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.

- В разделе «Футбол» сфокусирован на математике. На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик. На занятии «Вратарь» дети подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета. На занятии «Ликующие болельщики» они используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трех различных категориях.

- Раздел «Приключения» сфокусирован на развитие речи. На занятии «Спасение самолета» дети осваивают важнейшие вопросы любого интервью Кто? Что? Где? Почему? Как? И описывают приключения пилота – фигурки Макса. На занятии «Спасение от великана» исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса. На занятии «Непотопляемый парусник» дошкольники последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса.  

  1. Этап рефлексивно-обобщающий – итоговое занятие коллективная работа на тему «Страна LEGO» (закрепление полученных знаний и умений, развитие творческого потенциала воспитанников).

  1. Ресурсное обеспечение проекта:

- воспитанники детского сада;

- педагоги детского сада;

- родители воспитанников;

- LEGO-центр, оборудованный конструкторами нового поколения.

  1. Материально-техническое обеспечение проекта.

Наименование имеющегося оборудования

Количество

1.

- LEGO EDUCATION WEDO;

- Ноутбуки;

- Программное обеспечение LEGO EDUCATION WEDO.

- 10 комплектов конструктора;

- 10 штук (в наличии ДОУ);

- 10.

  1. Финансовое обеспечение проекта.

Направление

Год

Источник финансирования

Объем финансирования

1.

В рамках обязательной части общеобразовательной программы ДОО предполагается реализация ОД с использованием LEGO-конструкторов

2017-2018

Средства госстандарта

100000 рублей (только на покупку конструкторов)

  1. Основные риски и пути их минимизации.

Основные риски проекта

Пути их минимизации

1.

Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с воспитанниками.

Повышение квалификации педагогов за счет курсов повышения квалификации, проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов.

2.

Недостаточная возможность проявить личностные достижения в LEGO-конструировании (фестивали робототехники только для детей школьного возраста) не позволит удовлетворить запросы воспитанников.

Поиск потенциальных партнеров проекта, налаживание сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предлагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты.

3.

Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.  

Корректировка образовательной программы в соответствии с возможностями и интересами дошкольников.

4.

Отсутствие партнерских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.

Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражение своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах. Сайте ДОУ и т.д.)

  1. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости после окончания его реализации.

Предложения

Механизмы реализации

1.

2.

3.

- Освещение опыта в СМИ;

- Принятие участия в конкурсах различного уровня организационно-методической направленности по темам, отражающих инновационную деятельность в ДОУ;

- Принятие  участия в конкурсах и фестивалях робототехники и технического творчества.

- Открытые занятия;

- Мастер-классы;

- Методические объединения;

- Семинары;

- Организация конкурсов, выставок;

- Популяризация проекта;

- Изготовление дидактического пособия;

- Изготовление презентаций;

- Организация фестиваля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...