Тема по самообразованию на 2017-2018 учебный год
опыты и эксперименты (младшая группа)
Тема по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_g.docx | 41.26 КБ |
plan_po_samoobrazovaniyu_vospitateley_2017.docx | 19.47 КБ |
otchet_2017-2018.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»
Индивидуальный план развития по самообразованию.
Тема по самообразованию: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»
2017-2018 г.
Воспитатель Устюгова Любовь Сергеевна
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
- Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Повысить уровень познавательной активности у детей.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
- Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Перспективный план работы
по теме самообразования: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»
Мероприятие | Форма работы | Сроки | Отметка о выполнении |
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Постоянно | Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал | |
Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. | Сентябрь | Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. | |
Разработка перспективного плана по опытно-экспериментальной деятельности | Перспективный план | Сентябрь-май | Разработан перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности |
Разработать конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности | Конспекты, занятия | Сентябрь-май | Разработаны конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности |
Разработать проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности | Проект | Сентябрь-май | Разработан проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности |
Представление опыта работы в рамках «Школы педагога» | Презентация | Выступление в рамках «Школы педагога» | |
Провести открытое занятие связанное с элементами экспериментирования | Занятие | Проведение открытого занятия | |
Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей |
| Сентябрь-май | Организовано предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей |
Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде. | Консультации, брошюры, памятки и т.п | Сентябрь, май | Проведение родительских собраний |
Посещать занятия педагогов ДОУ | Постоянно | Посещение занятий педагогов ДОУ | |
Принять участие с детьми в педагогических конкурсах | Конкурсы | Постоянно | Участие с детьми в конкурсах |
Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности | Постоянно | ||
Представление опыта работы на сайтах педагогических работников | Публикации; творческие работы детей; методические разработки. | Постоянно |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»
«План по самообразованию педагога»
____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________
(Ф.И.О. педагога)
_______4 года__________ _________первая___________
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»____________
(название темы)
__2017-2018__ _дети дошкольного возраста 3-4 лет__
учебный год возрастная группа
2017 г.
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»
Цель: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
- Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.
№ | Мероприятие | Сроки | Форма отчета, ожидаемый результат |
Самообразование | |||
1 | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Постоянно | Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал |
2 | Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. | Сентябрь | Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. |
3 | Разработка перспективного плана по опытно-экспериментальной деятельности | Сентябрь-май | Перспективный план. Разработан перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности |
4 | Разработать конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности | Сентябрь-май | Конспекты, занятия. Разработаны конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности |
5 | Разработать проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности | Сентябрь-май | Проект. Разработан проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности |
6 | Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей | Сентябрь-май | Организовано предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей |
7 | Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности | Постоянно | |
Работа с обучающимися | |||
8 | Принять участие с детьми в педагогических конкурсах | Постоянно | Конкурсы |
Работа с родителями | |||
9 | Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде. | Сентябрь, май | Консультации, брошюры, памятки и т.п. Проведение родительских собраний |
Работа с педагогами (диссеминация опыта) | |||
10 | Представление опыта работы в рамках «Школы педагога» | Презентация. Выступление в рамках «Школы педагога» | |
11 | Провести открытое занятие связанное с элементами экспериментирования | Занятие. Проведение открытого занятия | |
12 | Посещать занятия педагогов ДОУ | Постоянно | Посещение занятий педагогов ДОУ |
13 | Представление опыта работы на сайтах педагогических работников | Постоянно | Публикации; творческие работы детей; методические разработки. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»
Аналитический отчет по самообразованию педагога
____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________
(Ф.И.О. педагога)
_______4 года__________ _________первая___________
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»
(название темы)
__2017-2018__ дети дошкольного возраста 3-4 лет
учебный год возрастная группа
2017 г.
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»
Посмотрев в перспективы развития своей темы по самообразованию, которая была выбрана в 2016-2017 учебном году, я поняла, что у нее есть достаточное количество исследований, и разработок различных приемов развития воображения у детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Следовательно, в период с 2017 по 2018 учебные годы я решила сменить тему по самообразованию на более интересную и менее изученную: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности».
Цель: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности. Перед собой я поставила ряд задач:
- Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
- Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – велась активная работа с детьми на повышение уровня владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования;
- на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы;
- на третьем этапе – велась работа с родителями. Была разработана и использована программа «Маленькие исследователи», выпушена брошюра «Опыты с водой». Велось активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Были использованы следующие средства:
- Совместная деятельность педагога дополнительного образования с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые;
- ИКТ.
Диагностика познавательных способностей детей на начальном этапе показала:
- Высокий – 35%
- Средний – 41%
- Низкий – 24%
Благодаря проведению данной диагностики, необходимо сформировать у детей младшего дошкольного возраста знаний о экспериментальной деятельности, научить владеть простейшими техническими приемами работы с различными элементами экспериментирования, сформировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:
Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в подготовительной группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»;
Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.
Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
Для того чтобы дети получили больше знаний по теме, поместила в уголке для родителей консультацию «Применение игровых методов и приемов по организации детского экспериментирования в домашних условиях».
Использую новые сюрпризные моменты. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
В «мини-лабораторию» добавила необходимое оборудование. Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты-эксперименты.
Диагностика на контрольном этапе показала:
- Высокий – 73%
- Средний – 25%
- Низкий – 2%
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментально – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.
Перспектива:
1. Продолжить работу по освоению опытно-экспериментальной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка....
Отчёт по теме самообразования за 2017- 2018 учебный год "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности...
План по реализации темы по самообразованию на 2017-2018 учебный год
План по реализации темы по самообразованиюРазработала Булыкова Н.А....
Отчёт самообразования за 2017–2018 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Отчёт самообразованияза 2017–2018 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»...
Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.
Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...
Отчет по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни» в средней группе
laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»...