"Куколки-подружки"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Работа с детьми по изготовлению куклы-оберега."Кукла для Василисы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2kukla-_skrutka_nod_1.docx | 147.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Кукла для Василисы. В народе «Скрутка».
Педагог Лукина Татьяна Васильевна
ГБДОУ №81 Приморского района Санкт - Петербурга
Материалы для изготовления: Для изготовления куклы – оберега «скрутка» понадобиться несколько кусочков белой и набивной ткани ( 20х20 см., 15х15, 15х15, 3х18), катушечные нитки, шерстяная пряжа, кружева, тесьма, вата, бусы и ножницы.
Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы.
Тема: «Куколки-подружки»
Цель: развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа, познакомить с историей кукол – оберегов, научить изготовлять кукол.
Задачи: 1. «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа, формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости при изготовлении куклы;
2. «Речевое развитие»
Обогащать и активизировать словарь детей (оберег, скрутка, тулово, дружки…), развивать связную, грамматически правильную речь, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные;
3. «Познавательное развитие»
Познакомить с историей и видами народных кукол;
4. «Физическое развитие»
Формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности, способствовать развитию мелкой моторики рук (наматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости;
5. «Художественно-эстетическое развитие»
Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.
Оборудование: Ноутбук, электронные слайды, телевизор, сундук, кукла-столбушка, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки», карточка по технике безопасности
Раздаточный материал: По несколько кусочков белой (20х20, 15х15) и набивной ткани (15х15, 3х18 см.), нитки, шерстяная пряжа, кружева, тесьма, бусы и ножницы, заготовки (косички, скрутки для рук).
Предварительная работа:
Беседы на тему: «Откуда берутся игрушки», «Куклы-обереги»; рассматривание иллюстраций на тему: «Куклы обереги»; рассматривание кукол- самоделок; создание в мини-музее выставки на тему: «Такие разные куклы»; чтение русской народной сказки “Василиса Премудрая”в обработке А.Н. Афанасьева, С. С.Лаврова «Русские игрушки, игры, забавы», «Белый город», Москва, 2007, разучивание русской народной игры «У Маланьи, у старушки», пальчиковой гимнастики «Наша куколка гуляла», плетение косичек, изготовление тряпичных кукол.
Технологии: Коммуникационные, игровые
Ход НОД
1.Организационный момент
Русская народная игра «Маланья»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
- Ребята, садитесь поудобней. Посмотрите, у меня есть волшебный сундучок, хотите узнать, что в нем? Но его так просто не открыть, нужно отгадать загадку:
Платья носит, Всегда послушна,
Есть не просит, Но с ней не скучно. (Кукла)
- Правильно, это кукла. Но не простая, как такие куклы называются? (Ответы детей) Да, это кукла – оберег. Мы с ней уже знакомы. Вспомните, что вы знаете о кукле? (Ответы детей). Правильно, кукла для Василисы из русской народной сказки «Василиса Прекрасная». Она в трудную минуту помогала Василисе, оберегала девочку.
2.Проблемная ситуация
- Посмотрите, что-то случилось с куколкой. Она «невесела - голову повесила». Давайте, спросим, что случилось? (Куколка) – Наступила весна, хочется песни петь, хороводы водить, а одной скучно.
- Давайте сделаем ей подружек и дружков?
3. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-скрутки.
- Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
- А сейчас повторим технику безопасности. Посмотрите на экран и вспомните правила безопасной работы с ножницами (слайд1). Ребята, дайте посмотрим карточки – подсказки (слайд2). Они помогут нам в работе. Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.
– Потрем наши ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.
Дети вместе с воспитателем делают куколок.
Изготовление куклы.
Кукла готова! Теперь у нашей куклы будут подружки и дружки.
4. Рефлексия.
Люди добрые! Наш русский народ. Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину, Куклу новую покажем свою!
- А что вам понравилось больше всего?
-О каких куклах вы сегодня узнали?
- Вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Спасибо за работу вашу, за старание.
Рис.1 Рис.2
1.Берем большой белый лоскут 2.Затем сгибаем его пополам и сворачиваем его в
трубочку (скрутку)
Рис.3 Рис.4
3,4.Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос. Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.
Рис.5 рис.6
5.Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек).
6. Продеваем трубочку (руки) через белую трубочку (тулово). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы,
Рис.6
7.Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ.
8. Платье подвязать пояском, подвязать передник и заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя.
Рис.8