КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Качурина Ольга Мигдятовна

ВСТРЕЧА мАСЛЕНИЦЫ, ПРОВОДЫ ЗИМЫ, ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЧНОЕ, И КОНЕЧНО ЖЕ ДЕТЯМ ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНО СОЗДАТЬ КУКОЛ САМИМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной  группе

«Кукла-мотанка»

Цель: научить детей делать куклу-мотанку из ниток.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения кукол

- активизировать познавательную деятельность детей

- вызвать интерес к русской народной кукле

- развивать творческую фантазию и воображение

- воспитывать усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительные отношения друг к другу.

Словарная работа: кукла-мотанка, безликая.

Материал: современные куклы, кукла-мотанка, на каждого ребенка: нитки, ножницы, картон.

Ход занятия:

Куклу девочке купили,

И на праздник подарили,

О которой так мечтала,

Праздник долго ожидала.

Кукла глазками мигает,

Своё имя называет,

И любимая игрушка

Дремлет рядом на подушке!

С куклой девочка играет

Украшенья одевает

Очень модный был наряд

Глазки девочки горят.

Воспитатель. – Ребята, а вы любите играть с куклами? (ответы детей)

- В нашей группе есть много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие. У каждого из вас есть любимая кукла. Когда я была маленькой, тоже любила играть в куклы. Наши мамы, бабушки и прабабушки, когда были маленькими, тоже играли в куклы.  Наши бабушки тоже были детьми и играли в куклы. Из чего же их делали? (ответ детей). Из веток, сучков, соломы, тряпочек, ниточек, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода. Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.

Кукла имеет многовековую историю. А как же назывались куклы наших бабушек? Названия были разные, вот некоторые из них – кукла «Стригушка», самая распространенная игровая кукла. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы.

Кукла «Барыня», считается самой простой по изготовлению куколкой. Делается бесшитьевым способом из тряпичной скрутки. Отличительной особенностью этой игровой куклы плетеные руки. Такой куколкой играли дети постарше.

Куколок «Мартиничек» делали из ниток. Таких кукол делали весной, в первый месяц весны - марте, поэтому их так и назвали – Мартинички.

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Эти куклы были не только обрядовые, с ними дети играли. Сделать таких куколок не сложно, хотите попробовать?

Игровое упражнение «Это тоже я могу»

Кто, скажите, сможет, дети, Повторить движенья эти? Руки вверх я подниму - Это тоже я могу! Вправо-влево разведу - Это тоже я могу! И как птица полечу - Это тоже я могу! Головою поверчу - Это тоже я могу! А потом присяду, встану - Это тоже я могу! И нисколько не устану - Это тоже я могу! Я попрыгаю немного - Это тоже я могу! И пешком пойду в дорогу - Это тоже я могу! Если надо побегу - Это тоже я могу! Все на свете я смогу!

- Молодцы!

Приступаем к выполнению кукол.

Для работы нам понадобятся нитки для вязания, ножницы кусочек плотного картона, размером 15Х10 см.

Давайте повторим правила обращения с ножницами.

- с ножницами не шути;

- зря в руках их не крути;

- и держа за острый край

- другу не передавай.

- Лишь окончена работа

- ножницам нужна забота:

- не забудь ты их закрыть

- и на место положить.

Последовательность изготовления куклы:

  • Намотайте нитки на картонку по ее длине, размер картонки 15Х10 см. Число витков зависит от толщины нити (35-40). Это будут голова, туловище и ноги.
  • Вверху пропустите нитку и свяжите её узелком.  Здесь я обычно обращаю внимание ребят, что если узел будет слабым, то и голова будет квадратной.

Обмотайте несколько раз вокруг “шеи”, таким образом, выделяя голову. Оставшуюся нить опустите вниз.

  • Руки: намотайте нитки на картонку по ее ширине. Количество витков так же зависит от толщины нити (15-20).  Перехватите полученный моток с обеих сторон ниткой и завяжите узелками.
  • Проденьте руки сквозь туловище прямо под шеей.

Ниткой обмотайте вокруг талии (хорошо смотрятся пояса, выполненные ниткой другого цвета) Закрепите нитку несколькими узлами и обрежьте ее.

Расстригите юбочку и подравняйте её ножницами.

Если юбочку разделить на две части, получится мальчик.

Кукла готова!

Динамическая пауза

Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс.
– Давайте и мы развесим наших куколок, да по народному обычаю ветер закличкой позовём:

Ветер-ветерок
Прилети к нам
Принеси нам 
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.

Все вместе подуем. Вот и ветер услышал нас и прилетел.

- Ребята, как называют куклу, которую мы сделали? А почему она называется мотанка?

- Куклы у нас получились добрые, веселые.

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

Сегодня вы узнали о куклах, в которые играли бабушки, когда были детьми. Спросите у своих бабушек, в какие куклы они играли.

Пусть ваши куколки принесут вам теплую весну и веселую игру.

- Давайте, оживим наших кукол, пусть они нас повеселят в танце. (звучит русская народная мелодия, куклы танцуют)

Изготовление кукол-мотанок из ниток.

G:\фотосадик\кукла мотанка\IMG_20180213_094953.jpg

 G:\фотосадик\кукла мотанка\IMG_20180213_100756.jpgG:\фотосадик\кукла мотанка\IMG_20180213_103254.jpgG:\фотосадик\кукла мотанка\IMG_20180213_103955.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду "Букет в вазе"

В конспекте представлена последовательность выполнения цветов из бумаги (оригами, аппликация). Дана ссылка на литературу....

Конспект занятия по ручному труду (оригами) подготовительный к школе возраст "Путешествие в бумажный лес"

Учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационные карты; знакомить с новым условным знаком, принятым в оригами.  Закрепить знания детей о разных видах, св...

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Рукодельница и Ленивица". Правила безопасной работы с иглой и ножницами.

В нашем детском саду разработана программа развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами народной игрушки ( на примере текстильной куклы) "Куклы из бабушкиного сундука...

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе. Тема:"Остров на море лежит Град на острове стоит..."

Тема: "Остров на море лежит             Град на острове стоит..."Знакомство детей с архитектурой древней Руси, отметить её оригинальность, красоту, прочность построе...

План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию

План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию...