Проект "Мастерская самаделкина"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 118 г. Чебоксары
ПРОЕКТ
МАСТЕРСКАЯ САМОДЕЛКИНА
Номинация
Инновационные Проекты педагогов дошкольного образования
Срок реализации проекта: сентябрь, 2012г. – май, 2013 г.
Автор проекта: Лисакова Анна Аполлоновна
воспитатель МБДОУ детский сад № 118
г. Чебоксары
Обоснование актуальности
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг...
А тот, кто дела не найдет,
Пусть скучает целый год.
М. Ивенсен
Природный материал - это кладовая для развития детского творчества. Формирование любви и интереса к труду - одна из основных задач воспитания детей. В различных видах детского труда содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора профессии в дальнейшем.
Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской, и чтобы они стали хозяевами, задумались над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской-забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Природный материал сам по себе кладезь для фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно оживить, дать вторую жизнь.
Ребенок, как губка впитывает все, что видит и слышит. Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, и личностные качества, и он становится творческой личностью. Отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддяков, Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки. Новизна открытий продукта - первая важная особенность детского творчества. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.
Детское творчество носит характер экспериментирования, которое необходимо развивать в двух направлениях, во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, во- вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разных видах деятельности.
Цель проекта: формировать творческие способности ребенка через использование в конструктивной деятельности природного материала.
Задачи проекта
1. Развивать творческие способности детей через использование в конструктивной деятельности природного материала.
2. Раскрыть способности детей средствами ручного труда и художественного конструирования.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах развития творческой деятельности детей.
4. Обогатить предметно-развивающую среду в группе.
Сроки реализации проекта: сентябрь, 2012 – май, 2013
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Ожидаемый результат
- Развитие свободной творческой личности;
- Развитие потребности детей в создании собственной поделки;
- Научатся видеть необычное в обычном предмете;
- Увеличение числа семей, занимающихся с детьми ручным трудом;
- Организация персональной выставки поделок в рамках дошкольного учреждения Т.Е.Верещагиной;
- Конкурс «Новое и удивительное своими руками» на районном уровне, где будут представлены поделки изготовленные воспитанниками ДОУ и их родителями.
Практическая значимость реализации проекта состоит в разработке
- Диагностических методов по выявлению и развитию творческих способностей детей средствами ручного труда и художественного конструирования.
- Форм и методов практической работы с детьми средствами ручного труда и художественного конструирования в рамках реализации системной педагогической деятельности.
- В обеспечении ориентации содержания знаний, умений и навыков на развитие и саморазвитие личности ребенка. Детское экспериментирование необходимо развивать через постоянное расширение арсенала объектов и возможность использовать самостоятельно обнаруженные детьми свойства объектов в разных видах деятельности.
- В организации преемственности в работе с семьями воспитанников по развитию умственных способностей ребенка средствами ручного труда.
- Предложений и рекомендаций по работе с детьми и родителями по подготовке к обучению в школе.
Большое влияние ручной труд оказывает на умственное развитие ребенка, развитие психических процессов. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания, формирует его произвольность. Поделки из различного материала удовлетворяют любознательность и любопытство детей. В таком труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность достижения более совершенных результатов.
Социумом для ребенка является семья и детский сад, которые оказывают влияние на формирование гармоничной личности. В семье и в детском коллективе ребенок впервые познает себя и мир, который его окружает, формируется положительное отношение к трудовой деятельности.
Основные формы внедрения результатов проекта
в практику работы учреждения
• Теоретические - предполагают рассказ о значении ручного труда, его влиянии на развитие умственных способностей ребенка, об использовании упражнений по художественному конструированию в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
• Практические- обеспечивают обучение новым упражнениям, совершенствование умений изготавливать новые поделки из природного материала; анкетирование родителей по развитию творческих способностей детей.
• Самостоятельные - предусматривают самостоятельное выполнение заданий, проявление индивидуальности, реализацию своих возможностей и способностей.
• Индивидуальные - направлены на совершенствование умственных способностей детей, которые имеют слабую подготовку или, наоборот, сильную.
Распределение работы по этапам деятельности
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап - Подготовительный |
|
|
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы |
|
|
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов |
|
|
Схема осуществления проекта
4 этап - Презентация проекта “Персональная выставка Т.Е.Верещагиной”
| ||
Разделы программы | Виды детской деятельности | |
Игровая деятельность |
| |
Учебно – познавательная деятельность |
| |
Художественно – речевая деятельность |
| |
Ознакомление с природой |
| |
В работе не требуются дорогостоящие материалы ни трудоемкие, ни технически сложные действия. Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально привлекателен. Но при этом ребенку не просто заниматься целенаправленной трудовой деятельностью, тем более доводить ее до конца. В связи с этим на занятии встает важная задача — сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный и посильный процесс изготовления. Для этого от воспитателя требуется: все этапы работы тщательно продумать, подготовиться к занятию с детьми, чтобы у детей не возникли технические проблемы. В основе такого методического подхода, положена идея: ребенок должен самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения. |
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Анкетирование родителей | Сентябрь 2012г - май 2013 | Т.Е. Верещагина |
2 | Сбор бросового материала | Сентябрь 2012г | Т.Е. Верещагина |
3 | Диагностическое обследование детей | Сентябрь, ноябрь, май | Т.Е. Верещагина |
4 | Работа с родителями:
| В течение реализации проекта | Зам. заведующего по ВМР, Т.Е. Верещагина, педагог-психолог |
5 | Работа с детьми:
| В течение реализации проекта | Т.Е. Верещагина |
6 | Мастер-класс для педагогов «Изготовление поделок новогодней тематики» | Декабрь, 2012 | Т.Е. Верещагина |
7 | Конкурс на лучшее изготовление поделок на тему «Рождественская сказка» | Январь, 2013г | Зам. заведующего по ВМР, Т.Е. Верещагина |
8 | Организация мини-музея поделок в группе | Ежемесячно | Т.Е. Верещагина |
9 | Персональная выставка поделок в рамках ДОУ Т.Е.Верещагиной. | Март, 2013г | Зам. заведующего по ВМР, Т.Е. Верещагина |
10 | Выпуск буклетов для родителей «Наши поделки» | Апрель, 2013г | Т.Е. Верещагина |
11 | Конкурс совместного творчества детей и взрослых «Новое и удивительное своими руками» | Май, 2013г | Зам. заведующего по ВМР, Т.Е. Верещагина |
Ресурсное обеспечение проекта
Содержание деятельности | Мероприятия |
Нормативно-правовая база |
|
Организационно-педагогическая деятельность |
|
Научно-методическое сопровождение |
|
Информационное сопровождение |
|
Описание проекта
В группе была оборудована творческая мастерская, где расположены разнообразный материал для творчества: бросовый - пробки, проволока, крышка, киндер сюрпризы, фломастеры, пластмассовые бутылки, ткань и многое другое, природный материал: веточки, листья, шишки, орехи, скорлупа, засушенные цветы, а также бумага разного качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей. Помимо этого для мотивации детей к проявлению творчества, фантазии, воображения ребятам были предложены альбомы с образцами игрушек и поделок. Весь материал и инструменты расположены в доступном для детей месте.
Также в ходе работы с детьми было проведено много экскурсий и целевых прогулок, во время которых нацеливалось внимание детей на то, как можно использовать тот или иной материал в работе. В группе коллективно выясняли, где его можно применить. Интересные и необычные находки рассматривали особенно внимательно, выясняли, на что это похоже? Также для развития воображения детей проводились игры «Дорисуй фигуру», «Несуществующее животное», «Что художник забыл дорисовать?»
Работа по изготовлению поделок проводилась по следующей схеме:
- Определение и выявление частей поделки
- Отбор необходимого материала и инструментов
- Зарисовка будущей поделки по частям
- Изготовление основных частей поделки
- Изготовление дополнительных деталей
- Соединение частей поделки, игрушки
- Украшение поделки, игрушки
Важным моментом в работе с детьми стало обязательное изготовление поделок, игрушек руками воспитателей, с целью привлечения детей к погружению в удивительный мир творчества. Главное для педагога дать детям понять, что они смогут, справятся, их труд будет оценен по достоинству, что работа, выполняемая ими целесообразная, важная и нужная. Обязательно организовывались выставки результатов детского труда, также игрушки, поделки, изготовленные детьми использовались в оформлении групп к праздникам, для поздравлений родителей и сотрудников детского сада.
В процессе изготовления поделок использовалось художественное слово - загадки, стихотворения, волшебные сказки, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку.
В работе с детьми использовались индивидуальные и коллективные работы. В ходе изготовления коллективных работ каждый ребенок имел возможность внести свою лепту, свой замысел, проявить инициативу, реализовать свое видение поделки. Большое внимание уделялось развитию нравственно-волевых качеств: умения добиться поставленной цели, ответственности, старательности, аккуратности. Проводилась большая работа по воспитанию у детей эстетического вкуса, умение видеть прекрасное, неповторимое и воплощать увиденное в своей работе. После изготовления поделки давалась оценке детьми и взрослым, чтобы никого не обидеть, выбираем работы:
• самую смешную
• самую прочную
• самую необычную
• самую красивую и т. д.
Обязательным условием работы было продумывание названия поделки. В процессе изготовления поделки старались вовлечь всех детей. С робкими, застенчивыми, малоактивными сначала изготавливали самые простые поделки, постепенно вовлекая их в коллективное изготовление поделок.
Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации проекта
Критерии
- Умение отбирать материал и инструмент
- Умение планировать изготовления поделки
- Эстетически оформляет поделку
- Самостоятельность в изготовлении поделок
- Проявление фантазии
- Умение составлять композицию
ВЫВОД
Сравнительный анализ результатов (за два месяца), полученных в ходе реализации проекта, позволяет сделать вывод о положительной динамике роста. Можно отметить, высокий уровень повысился на 20%, низкий снизился – на 15%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие поделки из бумаги и картона. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 241 с.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Подлеки из природных материалов. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 256 с.
- Агапова И., Давыдова М. Аппликации. / М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008. – 192 с.
- Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками / Синтия Браун; художник-оформ. А.Киричек. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.
- Белякова О.В. Волшебная бумага, или Бумажные фокусы / О.В. Белякова, А.В. Щеглова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 254 с.
- Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов / С.Гирндт; пер. с нем. А.П. Прокопьева. – Изд. 4-е. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
- Золотая коллекция идей для детского досуга. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.
- Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.
- Румянцева, Е.А. Простые поделки без помощи мамы / Е.А. Румянцева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
- Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки, крупные и мелкие: Бумага, ткань, соломка, глина, камушки / А.Л. Романовская, Е.М. Чезлов. – М.: АСТ, Мн.: ООО «Харвест», 2006. – 96 с.
- Румянцева Е.А. Делаем игрушки сами. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192 с.
- Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004. – 224 с.
- Сержантова Т.Б. Оригами. Новые модели / Т.Б. Сержантова. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
- Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами / Т.Б. Сержантова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 208 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Перспективный план работы
по проекту «Мастерская САМОДЕЛКИНА»
Работа с родителями | Работа с детьми | |
Сентябрь | Анкетирование родителей | Наблюдение за детьми, диагностическое обследование. |
Октябрь | Памятка для родителей «Что могут дети шестого года жизни» | - «Ручные змейки» Материал: двухсторонняя цветная бумага, фломастеры, линейка. - «Котенок» Материал: шишки, пластилин - Игра «Заколдованные овощи» Материал: морковь, картофель, помидор, свекла |
Ноябрь | Практикум «В мастерской Самоделкина» | - «Собачка» Материал: цветная бумага, фломастеры - «Веселая карандашница» Материала: пластиковая бутылка, цветная бумага - «Бумажные квакушки» Материал: цветная бумага, маленькие пуговицы |
Декабрь | Консультация «Путешествие в мир оригами» | - «Петушок» Материал: пробки, перышки, нитки, цветной картон. - «Снегурочка» Материал: цветная бумага, фломастеры. - «Дед Мороз» Материал: спичечные коробки, цветная бумага |
Январь | Конкурс на лучшее изготовление поделок на тему «Рождественская сказка» | «Цыпленок в гнезде» Материал: пластиковый контейнер (из киндер-сюрприза), цветная бумага, перья. - «Павлин» Материал: шишки, перья, пластилин. - «Корзиночка» Материал: белая, цветная бумага |
Февраль | Консультация «Бумага + творчество =оригами» | «Вертолет» Материал: шишки, цветная бумага, пластилин - «Паровоз» Материал: пластмассовые катушки, крышечки, колпачки от фломастеров, проволока - «Маска Арлекин» Материал: картон, краски |
Март | Выставка поделок «Весенние фантазии» | Оригами «Цветы» Материал: цветная бумаг - «Чудо-дерево» Материал: маленькое кашпо, пластилин, колпачки от фломастеров - «Девочка с коромыслом» Материал: шишки, веточки, цветная бумага |
Апрель | Консультация «Что необходимо для изготовления поделок?» Выпуск буклетов для родителей «Наши поделки» | - «Плот» Материал: зубочистки, проволока - «Самолет» Материал: пластиковая бутылка, картон - «Мамонтенок Момо» Материал: цветная бумага, фломастеры |
Май | Конкурс совместного творчества детей и взрослых «Новое и удивительное своими руками» | «Кактус в горшке» Материал: маленькое кашпо, зубочистки, цветочек, пластилин. - Кашпо «Солнечный день» Материал: цветная бумага, бусинки - «Дюймовочка и жаба» Материал: крышечки, пластиковая бутылка, бисер, пуговицы, цветная клеенка |
Приложение № 2
Показатели диагностики развития творческих способностей ребенка
через организацию занятий по ручному труду
№ | Фамилия, имя ребенка | Умение отбирать материал и инструмент | Умение планировать изготовления поделки | Эстетически оформлять поделку | Самостоятельность в изготовлении поделок | Проявление фантазии | Умение составлять композицию | Умение составлять узор | Умение называть подделку | Уровень | |
1 | Рыбкина Даша | ||||||||||
2 | Тишина Света | ||||||||||
3 | Васильева Милена | ||||||||||
4 | Чернова Даша | ||||||||||
5 | Герасимов Дима | ||||||||||
В (высокий уровень) - ребенок самостоятельно выполняет задание С (средний уровень) - ребенок выполняет задание при не большой помощи воспитателя Н (низкий уровень) - ребенок затрудняется выполнить задание |
Приложение № 3
Нам понадобится
- Фотографии ярких экзотических лягушек
- Бумажные тарелки
- Листы плотной бумаги белого, зеленого и красного цвета
- Ножницы
- Краски
- Кисточки
- Клей
- Карандаши
Порядок работы
1. Покажите малышам фотографии лягушек, которые обитают в Южной Америке или Австралии.
2. Пусть детишки вырежут из зеленой бумаги круг такого же диаметра, как и бумажная тарелка.
3. Теперь нужно сложить бумажную тарелку пополам и разрезать зеленый круг на две равные части. Пусть ребята смажут тарелку по краю клеем и приклеят одну половину круга к тарелке, чтобы между тарелкой и зеленым полукругом образовался кармашек.
4. Помогите детишкам вырезать из белой бумаги полукруг такого же размера, как наклеенная часть тарелки, и приклеить его по краю, чтобы в образовавшиеся кармашки малыши могли просунуть пальчики руки (кроме большого).
5. Пусть ребята разукрасят лягушек яркими цветами и нарисуют разные узоры. Отложите поделки в сторону, чтобы краска высохла.
6. Пока квакушки сохнут, помогите малышам сделать глаза: вырежьте кружочки или овалы из остатков зеленой бумаги, согните нижнюю часть и приклейте глаза к мордочке лягушки. Пусть детишки нарисуют зрачки.
7. Помогите ребятам сделать язычки для квакушек. Разрежьте красную бумагу на тонкие полоски и раздайте их детям. Покажите, как закрутить бумажные язычки: нужно обернуть полоску вокруг карандаша, а потом снять ее. Получатся завитки. Пусть малыши приклеят язычки к сгибу тарелки.
8. Когда клей высохнет, пусть дети просунут большой пальчик руки в нижний кармашек поделки, а остальные - в верхний, чтобы квакушка ожила и заговорила.
Дополнительно
Ролевая игра. Можно устроить вместе с малышами лягушачье представление. Игры. Поиграйте с детишками в чехарду или проведите «лягушачьи скачки».
Приложение № 4
Нам понадобится:
- Тонкие бумажные тарелки (по одной для каждого ребенка)
- Ножницы
- Дырокол
- Кусочки веревочки длиной 20 см
- Темпера зеленого или коричневого цвета
- Маленькие кисточки
- Пластмассовые глаза
- Плотная бумага красного цвета
- Клей
Порядок работы
1. Разрежьте тарелку по спирали, от края к центру. Должна получиться полоска толщиной приблизительно 3 см.
2. Сделайте дырочку на конце полоски и проденьте веревочку, чтобы змейку можно было поднять.
3. Пусть детишки разукрасят своих змеек.
4. Помогите вырезать малышам из красной бумаги язычок змеи. Когда краска высохнет, покажите ребятам, как приклеить змейке глазки и язычок.
5. Подвесьте готовых змеек к потолку и подождите, пока они полностью высохнут.
Дополнительно
Прогулка. Можно понаблюдать за змеями в зоопарке или террариуме; пусть
работники расскажут малышам, как правильно обращаться со змеями.
Подвижные игры. Пусть детишки под музыку поползают и пошипят, как
змейки.
Развитие творческих способностей. Разрежьте большую и широкую
бумажную змею на кусочки с разными краями; пусть ребята разукрасят эти
кусочки, а потом соберут из них змею. Из старых носков и обрезков ткани
можно сделать мягких змеек.
Новые знания. Можно пригласить на занятие укротителя змей, чтобы он
показал детишкам своих воспитанниц и рассказал о них.