Конструктивная деятельность и ее значение в развитие ребёнка.
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Кадышева Татьяна Анатольевна

Цель:

расширение общепедагогических и психологических знаний о механизме и системе развития познавательных и творческих способностей  детей 3-7 лет во время конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_konstruirovanie.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

Консультация

 на тему:

«Конструктивная деятельность

и ее значение в развитие ребёнка».

Подготовила:

педагог-психолог

Кадышева Т.А.

Москва, 2017 г.

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.  Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.  В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

  1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше,  ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
  2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию,  должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
  3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки,  описание пространственного расположения  отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета  о проделанных действиях -  развивается  также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
  4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
  5.  К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
  6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для  фантазии, воображения  и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.  Самым первым конструктором в жизни ребенка являются  простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков.  Позже  количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором,  после начните сооружать что-нибудь сами.  В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого  и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных  построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 - 5  годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми  поэтому,   дополнительно к набору строительных деталей, подберите  игрушки  соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям.  Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире  река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.  

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого  на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

Ребенку  старшего дошкольного возраста  стоит приобрести  деревянный строительный  набор,  состоящий из множества  деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора  до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять  их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские»  названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.

К старшему дошкольному  возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.  Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк).  Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

 К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,  привлекать внимание детей  к архитектурным и художественным достоинствам различных  сооружений  (церкви, театры, мосты,  башни, маяки).                                                                                

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.  

Главная задача, которая стоит «во главе современной педагогики»это создание таких условий для развития детей, которые бы способствовали формированию «универсальных» качеств и способностей, необходимых в дальнейшей жизни и при обучении в школе.
Одним из путей реализации данной задачи, поставленной ФГОС ДО представляется в одном из практических видов деятельности – детском конструировании. Здесь идет всестороннее развитие личности ребенка и является универсальным средством, через которое воспитатели в детских садах имеют возможность решать самые разнообразные задачи (развития мышления и речи; формирования нравственных качеств; задачи развития детского творчества, поскольку конструирование, каким бы оно не было, всегда направленно на создание готового продукта и т.д.) и конечно игре, как специфического для дошкольников вида деятельности.
В настоящее время особое внимание уделяют детскому конструированию. В современных программах по дошкольному воспитанию конструктивная деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Задачи конструктивной деятельности.

  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать приемам работы с различными материалами: бумага, природный, строительный и др.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Организуя конструктивную деятельность через интеграцию образовательных областей, которая позволяет сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным, дошкольники приобретают такие личностные качества как: 
- дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);
- целеустремленности (начатое должно быть завершено);
- самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);
- активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);
- любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно); 
- ответственность и воспитанность.
В процессе конструктивной деятельности совершенствуются умения, навыки, умственное и эстетическое развитие ребенка. Происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольниками быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества, уточняет и углубляет представления об окружающем мире. 
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. 
Под конструктивным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем:
- создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (постройка); 
- создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (конструировании), разных
вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.;
- применение усвоенных ранее способов соединения деталей или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения различными вариантами соединения деталей, использования различных деталей конструктора и т.д.);
- проявление инициативы во всем.


Формы организации детского конструирования
По образцу (фотографии и рисунки)

  • По модели (в качестве образца предъявляют модель, в которой есть лишь очертание отдельных элементов, например, конструкции обклеенные бумагой, а детали скрыты)
  • По условиям (детям предлагаются условия, которым должна соответствовать постройка)
  • По простейшим чертежам и схемам
  • По замыслу (в этом случае ребенок сам решает, как и что он будет строить). Необходимо помнить, что этот вид обучения является следствием овладения детьми конструированием по образцу и условиям
  • По теме (воспитателем дается одна тема для всех детей и близка к конструированию по замыслу с той лишь разницей, когда замысел ограничивается темой)

Продумывание историй, которые могут произойти с постройкой – следующий этап, который связан с игровой деятельностью. Воспитатели сохраняют условия для детской постройки в течение нескольких дней. За это время дети могут совершенствовать свои конструкции,обыгрывать в различных сюжетах.

По наблюдениям педагогов и психологов выросло число детей, у которых выражены трудности в общении со сверстниками, снижен уровень развития образного мышления. Это позволяет нам сделать вывод о том, что снижается уровень развития игровой деятельности. Поэтому каждый педагог должен понимать и осознавать связь игровой деятельности с другими видами и последовательно выстаивать образовательный процесс, с опорой на дидактические принципы и зону ближайшего развития детей. Так при предложении создать постройку по схеме для одного ребенка зона ближайшего развития будет определяться тем, что воспитатель изменит масштаб схемы, и он справится с заданием. А для другого требуется заменить схему образцом. Именно в конструировании или строительных играх как нельзя лучше на наш взгляд раскрываются возможности всестороннего развития личности ребенка.

Для формирования детского конструирования как универсальной умственной способностинеобходимо выполнение двух условий:
Первое - профессионализм педагога как личности творческой, которая не будет следовать подражательной и жестко регламентированной основе обучения детей, и учить их делать конкретные изделия, а сможет принять главную цель обучения - формировать конструирование как универсальную способность к созданию разных оригинальных целостностей. Овладев общими принципами и закономерностями формирования такой способности, педагоги смогут построить свою практику в сотворчестве с детьми.
Второе - предоставление детям широкого спектра разных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на обучающих занятиях, но и в самостоятельной деятельности - изготовление
поделок для игр, декораций и костюмов для спектаклей, карнавалов, панно для украшения интерьеров детского сада и т.п. Для этих целей в каждой группе детского сада должна быть организована мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов (разная по фактуре и цвету бумага, природный и бросовый материал, краски, кисти, ножницы) ; в каждой группе должно быть и достаточное количество другого конструкторского материала: наборы строительных деталей, конструкторы, модули и т.п. Необходимо также предусмотреть место и время для организации конструирования на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупных модульных блоков, пакетов из-под молока и соков, больших картонных коробок, бревен, камней, песка и т.п.).
Очень важно показать детям важность и значимость выполненной ими работы, применение детских работ в повседневной жизни. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности дошкольника, её значение в развитии ребёнка.

Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит...

Сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности дошкольника, её значение в развитии ребёнка.

Сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые пережива...

Конструктивная деятельность и её значение

Консультация для родителей....

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....

Конструктивная деятельность и его значение в ДОУ

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно...

Статья «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В инте...

консультация для родителей "Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка"

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивн...