Проект "Лего и мы"
проект по конструированию, ручному труду на тему
Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_i_my.docx | 820.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Лего и мы».
Тип проекта по целевой установке - информационно – практико - ориентированный
Тип проекта по продолжительности - длительный
Срок реализации – декабрь 2016 года
Тип проекта по количеству участников – групповой
Участники – воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Актуальность введения LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. LEGO–конструирование в ФГОС определено как вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.
Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения LEGO-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Идея проекта: сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего лего-проекта.
Цель проекта: внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о конструировании, ее значении в жизни человека;
3. Развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки;
2. Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
5. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
6. Обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе детского сада:
7. Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучению LEGO -технологии.
8. Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Планируемые результаты реализации проекта:
1) ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
2) ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3) ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
4) ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO; умеет определять, различать и называть детали конструктора
5) ребёнок умеет конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. Уметь работать по предложенным инструкциям
6) ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
Основные формы работы с детьми:
1. Конструирование по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов.
2. Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.
Основные методы и приемы образовательной деятельности:
- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
Модель реализации проекта:
•презентации, стихи, раскраски
•подборка художественной литературы по ЛЕГО конструированию
•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
•цикл схем.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Лего – уголок.
2. Наглядный материал:
- схемы;
- презентации;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, раскраски.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОЕКТУ:
1. Папки-передвижки «Все о Лего»
2. Беседы с родителями «LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с детьми»
3. Консультации для родителей «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»;
4. Памятка для родителей «Играем в Лего дома»
5. Фотовыставка «Мы играем в ЛЕГО»
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный
1. Выбор темы, её актуальность;
2. Составление плана работы по проекту;
3. Создание условий для реализации проекта «Лего и мы»;
4. Накопление информации и материалов по теме проекта:
• Подбор художественной литературы по теме проекта;
• Подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);
• Аудиозаписи;
5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;
6. Запуск проекта (просмотр мультфильмов с сюжетами «История создания конструктора LEGO», беседы, чтение художественной литературы)
II этап. Основной
Период | Форма проведения | Задачи |
1 неделя | Беседы: 1. «Дети мира играют в LEGO». 2. «Удивительное - в истории LEGO». 3. Что означает слово- LEGO 4.«Какие наборы LEGO есть у тебя дома? | - активизировать конструктивное воображение детей; -создать условия для овладения основами конструирования; |
Д/И «Что лишнее?» | развивать внимание и память. | |
Д/И «Построй, не открывая глаз» | - учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку. | |
Д/И «Здравствуйте, это я!», «Я дарю тебе улыбку» | - формировать умение передавать с помощью образных средств языка, эмоциональные состояния; -развивать коммуникативные навыки. | |
Конструирование «Русская печка» из сказки р. н. с. «Гуси-лебеди» | - продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.); - формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; | |
«Просмотр схем по легоконструированию» | - развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание, называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. | |
2 неделя | Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов по теме: «История создания LEGO», «Кто такой – Оле Кирк Кристиансен?», «Превращение пластмассы». | Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности. |
Игра «Чья команда быстрее построит» | -учимся строить в команде, помогать друг другу; -развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. На прогулке | |
Конструирование «Зимний городок» | -закрепить полученные навыки конструирования; - развивать творческую инициативу и самостоятельность | |
Конструирование «Мост» | Учить строить мост, соблюдая правила соединения, пользуясь образцом постройки. Закрепить умение создавать крепкие постройки, соблюдая правила соединения кирпичиков. | |
Виртуальная экскурсия по достопримечательностям города. | Познакомить детей с историей образования Югорского моста через р.Обь. Воспитывать любовь и гордость своей Родиной. | |
3 неделя | Чтение и заучивание стихов о LEGO | помочь детям в сборе информации о конструкторе LEGO. |
Раскрашивание ЛЕГО раскрасок | ||
Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO: Герои LEGO, Автоледи | ||
Конструирование «Кормушка для птиц» | Закреплять навыки, строить по схемам; - Учить строить кормушку из лего-конструктора; -Распределять детали лего-конструктора правильно. | |
Д/И «Найди такую же деталь как на карточке» | закреплять названия деталей лего-конструктор; - рассматривание иллюстраций, рассказ о зимующих птицах; - закрепить знания детей, развивать внимание | |
Конструирование «Зимующие птицы» | - закрепить навык конструирования птиц; -воспитывать доброжелательное отношение к природе. | |
4 неделя | Отгадывание загадок с использованием конструктора LEGO | Развивать внимательность, сообразительность, логическое мышление |
Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO: Полиция, LEGO- город | Дать детям основные понятия зимнего пейзажа, вспомнить особенности городских построек; Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Рассматривание иллюстраций, схем. | |
Конструирование «Новогодние игрушки» | Развивать фантазию и воображение детей; -Закреплять навык скрепления деталей; -Учит строить более сложную постройку | |
«Зимний праздник –Новый год» | - рассматривание фотографий, картин, иллюстраций; - рассказать детям о новогодних традициях своей страны, а также познакомить с традициями других стран. | |
Конструирование «Новогодний хоровод» «Елочка красавица всем ребятам нравится». | -закрепить полученные навыки; -развивать фантазию, творчество; -вызывать положительные эмоции. |
III этап. Заключительный.
Анализ результативности работы над проектом «Лего и мы»
- Работа по ЛЕГО-конструированию даёт возможность дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
- Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
- Ребёнок приобретает навыки культуры труда: начинает соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.
- Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
Основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.
Таким образом, использование игровых приемов с помощью ЛЕГО приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким, динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и, конечно, мелкую моторику.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
*Обеспечению работы в рамках ФГОС;
*Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
*Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
*Повышению профессионального уровня педагогов.
Список использованной литературы:
1) Брофман В – Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. -144с.: илл.
2) Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
3) Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. – 88 с.: ил.
4) Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.
5) Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -104 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
6) Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.