Программа "ТИКО-моделирование в ДОУ"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Матвеева Елена Андреевна

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Ян Амос Коменский Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Ключевая позиция требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям заключается:

 • в поддержке инициативы и самостоятельности детей;

• в предоставлении детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

• в признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательной деятельности;

• в формировании познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности;

     Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

         Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

       В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.

Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей детей, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы детей.  

                                

                                                  АКТУАЛЬНОСТЬ

 

             Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается в основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного материала. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию. Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

    1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей: - познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора; - речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) - художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора; - физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук; - социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

    2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;

 3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

 4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

 Программа кружковой деятельности « Грамотей по имени ТИКО» имеет:

 • обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;

• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;

• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Цель: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования

Задачи:

Обучающие

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

Развивающие

- расширять представления об окружающем мире - развивать психические процессы

 - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

 - создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.

 Воспитывающие

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tiko_matveeva.doc830 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Нижневартовск детский сад № 17 «Ладушки»

                                            Утверждаю:

                                                                                                    заведующий МАДОУ ДС №17

                                                     «Ладушки»

                                                                                        ____________Я.В.Полятыкина

                                                                      Приказ №             от

Программа дополнительной платной образовательной услуги  познавательной направленности  

для детей старшего  дошкольного возраста

«Грамотей по имени ТИКО »

Разработана на основе образовательной программы дополнительного образования  «Тико-конструирование»  под редакцией  И.В.Логиновой

г. Нижневартовск, 2017 г

Оглавление

1

Паспорт программы

Стр. 3

2.

Пояснительная записка

Стр. 4

3.

Основные направления работы

Стр. 5

4.

Возрастные особенности детей старшего   дошкольного возраста

Стр. 7

5.

Цели и задачи

Стр. 11

6.

Принципы работы

Стр. 12

7.

Планируемые результаты

Стр. 12

8.

Объем образовательной нагрузки

Стр. 13

9.

Содержание работы по реализации программы

Стр. 13

9.1

Календарно – тематическое планирование работы для детей 6-7 лет

Стр. 13

10.

Организационно – педагогические условия

Стр. 20

11.

Расписание занятий

Стр. 20

12.

Календарно учебный график

Стр. 20

13.

Программно-методическое обеспечение

Стр. 21

14.

Материально-техническое обеспечение

Стр. 21

15.

Мониторинг освоения программного материала

Стр. 21

16.

Список литературы

Стр.25

17.

Дополнительный материал

Стр.26

 

Наименование дополнительной платной образовательной услуги

 Программа дополнительной платной образовательной услуги  познавательной направленности  для детей старшего  дошкольного возраста «Грамотей по имени ТИКО »

Основания для разработки

- Закон РФ «Об образовании»;

- ФЗ «Об образовании» ст.26    п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;

- Постановления правительства РФ от 15.08.2013 года № 505 «Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования»

- Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

- Устав дошкольного образовательного учреждения

- Приказ МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 17 «Ладушки» № 540 от 03.09.14 г. «Об утверждении тарифов на дополнительные платные услуги»

Заказчик программы

Родители МАДОУ ДС № 17 «Ладушки»

Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Ладушки»

Целевая программа

Дети старшего   дошкольного возраста, посещающие МАДОУ ДС № 17 «Ладушки»

Составитель программы  

Воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» Матвеева Елена Андреевна

Цель

 Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования

Задачи

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

- расширять представления об окружающем мире - развивать психические процессы

 - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

 - создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.

Срок реализации

2017-2018  учебный год

Ожидаемый результат

 - Повысить уровень конструктивных  навыков  (комбинирование  деталей, сочетание по форме, цвету) на 15%;

 - Повысить уровень познавательного развития на 10%;

-  Повысить  уровень художественно-эстетического развития  на 5%;

 - Развитие  делового  и игрового общения детей;

- Повысится уровень удовлетворенности родителей на 10%

Сроки реализации программы

1 год

Условия реализации программы

- наличие  конструктора «ТИКО разных моделей.

- занятия лучше проводить в помещении, где можно быстро организовать учебное пространство - переставить столы и стулья, освободить место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей;

- наличие демонстрационного материал (схем, карт).

Основные формы работы

- работа в парах, индивидуально;

- коллективная работа;

-познавательные игры;

-рефлексия.

Основные методы работы

-метод наблюдения;

-проектно-конструкторский метод (моделирование и решение различных ситуаций);

- тестирование;

- игровой метод;

- объяснение и диалог;

- графический метод;

-психогимнастика, психокоррекционные упражнения.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Ян Амос Коменский Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Ключевая позиция требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям заключается:

 • в поддержке инициативы и самостоятельности детей;

• в предоставлении детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

• в признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательной деятельности;

• в формировании познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности;

     Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

         Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

       В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.

Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей детей, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы детей.  

                                 

                                                  АКТУАЛЬНОСТЬ

             Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается в основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного материала. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию. Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

    1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей: - познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора; - речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) - художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора; - физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук; - социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

    2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;

 3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

 4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

 Программа кружковой деятельности « Грамотей по имени ТИКО» имеет:

 • обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;

• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;

• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Цель: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования

Задачи:

Обучающие 

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

Развивающие 

- расширять представления об окружающем мире - развивать психические процессы

 - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

 - создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.

 Воспитывающие 

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;

 Инновационность и педагогическая целесообразность данной программы заключается:

• в простроенной системе логических заданий, позволяющей педагогам развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить математические понятия и объемное моделирование;

• в создание дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

 • в направленности программы на развитие ключевых компетентностей дошкольников: деятельностная, коммуникативная, социальная и направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей

• в соответствии основным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в Российской Федерации;

• в возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей;

 Место методического материала в педагогической системе Программа кружковой работы « Грамотей по имени ТИКО» обеспечивает развитие детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности.

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

     Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • совершенствование навыков классификации;
  • обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
  • развитие комбинаторных способностей;
  • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • изучение и конструирование различных видов многоугольников;
  • знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
  • овладение навыками пространственного ориентирования;
  • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
  • обучение различным видам конструирования.

              Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

           Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • формирование целостного восприятия предмета;
  • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
  • изучение и конструирование различных видов многогранников;
  • исследование «объема» многогранников;
  • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

                 Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. 

            Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.

 .

4. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. На фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов.

Особенности восприятия 

У детей 6 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения. 

  • К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 6 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.
  • Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже по сравнению с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп.
  • В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая тактильная чувствительность. Показателем их развития может служить различия тяжести предметов. В возрасте 4 – 7 лет эта способность возрастает в 2 раза. Огромное значение в развитии кинестетических ощущений имеют подвижные игры, гимнастика, упражнения (катание на велосипеде, коньках, лыжах, занятия теннисом).
  • Развивается обонятельная чувствительность. Дети 6 – 7 лет уже делают значительно меньше ошибок в различении запахов.
  • Значительные изменения наблюдаются и в восприятии пространства. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании, в играх.
  • Особо следует рассказать о некоторых особенностях художественного восприятия детей. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя. Оценочные суждения детей этого возраста ещё примитивны, но всё же свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценить его. Развитию художественного восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развития речи, мышления.

Особенности воображения 

Воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх. 
Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения. 
Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). 
Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. 

Особенности памяти 

Большую роль в развитии памяти у ребёнка играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно память становится все более сложной. Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. 
Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь. 
В этом возрасте начинает формироваться произвольная память. 
Следует также отметить, что преобладает наглядно- образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно - логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов. 

Особенности внимания 

Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте является непроизвольным. 
Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо: 

            1) развивать его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображени), 
           2) тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём). 

В 6 – 7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.. Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах. 
В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Ниже мы предлагаем Вам упражнение на развитие внимания детей.


Особенности мышления 

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: 

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами); 
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений); 
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). 

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. 
К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление. 

  

5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формирование пространственных и зрительных представлений у  детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи программы:

Образовательные·

-  научить ребёнка самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;

- познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами;

- научить предвидеть последствия предполагаемых действий;

-   учить ориентировки на плоскости, расширять кругозор, активизировать мыслительную активность дошкольников;

- увлечь детей активной творческой деятельностью.

Развивающие

- развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;

- развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, усидчивость, сообразительность.

- развить  коммуникативные навыки;

- способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;

- развивать у  воспитанников мотивационную сферу  –  интерес к исследовательской  деятельности и моделированию.

Воспитательные

- формировать стремление к усвоению культурных ценностей;

-  воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени

Коррекционные

- Укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук;

- Активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объёмных фигур;

6. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

а) Личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада - это развитие дошкольника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

 

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

 

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 К концу учебного года   дети должны знать:

плоские геометрические фигуры  (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);

различные виды многоугольников;

различные виды призм и пирамид;

различные виды многогранников;

По окончании дети должны уметь:

сравнивать и классифицировать многоугольники по  2 - 3 свойствам;

ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; «по диагонали»;

конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.

конструировать и исследовать многогранники;

владеть основами моделирующей деятельности;

сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;

решать комбинаторные задачи;

выделять «целое» и «части»;

выявлять закономерности;

считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);

конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;

создавать собственные ТИКО-изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).

Механизм отслеживания результатов:

Способами определения результативности программы являются:

Диагностика, проводимая в  начале и в конце  учебного года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

Выставки детских работ, организуемые в группе после цикла проведённых занятий.

Творческий отчёт руководителя на педсовету.

8. ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с детьми старшего   дошкольного возраста (6-7лет). Данная программа реализуется вне основной образовательной деятельности в  специально оборудованном помещении дошкольного учреждения. Форма обучения – очная. Срок реализации программы – 1 год обучения. Стоимость занятий утверждена приказом МАДОУ города Нижневартовска ДС №17 «Ладушки» от 03.09.2014 года № 540 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением города Нижневартовска детским садом №17 «Ладушки».

Методы и приемы

Программа рассчитана на реализацию содержания такими методами и приемами:

Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО; моделирование);

Наглядный (показ правил работы с конструктором,  демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами);

 

Словесный (как ведущий,  беседы, разъяснения).

9. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Структура образовательной деятельности по  обучению ТИКО-моделированию: 

вводная часть (приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели);

 основная часть (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических методов и приемов, технических средств обучения);

заключительная часть (организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни).


Месяц

№ недели/

занятия

Тема

Программное содержание

Методические

Приемы

1-2 недели

 

Мониторинг

1сентябрь

3 неделя/

5 занятие

Вводное.

Знакомство с конструкторомТИКО: разные детальки – форма, цвет, число. Играй-ка! (Плоскостное моделирование)

Уточнить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, пятиугольника, шестиугольникаИсследование форм и свойств многоугольников. Развивать  умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, сочувствовать.

Материалы: конструктор «ТИКО – Фантазер» - 1 набор на 2–х детей.

ТИКО-поделки:  Кот «Пушок»; мышь; собака.

- Игровая мотивация;

- Чтение  произведения,

-физминутка;

 разгадывание загадки

Изучение схем

-гимнастика для глаз;

Конструирование

-итог занятия.

 

6 занятие

«Летнее путешествие Зайчонка ТИКО»

Учить классифицировать различные виды транспорта и конструировать по собственному выбору.

Развивать умение классифицировать.

Учить  делать выбор.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур

ТИКО-поделки: парусник, автомобиль, самолёт (по выбору ребёнка).

- Игровая мотивация;

-  разгадывание загадок

Изучение схем

гимнастика для глаз;

конструирование

- -итог занятия.

4 неделя/

7 занятие

 

Занятие «Паровозик для друзей Зайчонка ТИКО»

Учить  проводить сравнительный анализ и классификацию различных видов многоугольников.

Закреплять умения анализировать, классифицировать многоугольники и делать вывод.

Учить конструировать  плоскостные фигуры по контурной схеме.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: паровоз, вагончики.

- Игровая мотивация;

- Дидактические игры и задания    

 физминутка;

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия.

октябрь

4 неделя/

8 занятие

 

Занятие «Почему осенью опадают листья с деревьев?»

Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам.

Учить определять формы многоугольников.

Учить  конструировать по контурной схеме.

Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями.  

Развивать речь детей с помощью игрового общения.

ТИКО-поделки: дерево, листья.

  - Игровая мотивация;

- Дидактические игры и задания    

 физминутка;

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия.

5неделя/

9-10 занятие

 

Занятие «Осенние хлопоты»

Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам.

Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам (цвет – форма - размер).

Учить конструировать по контурной схеме.

Развивать умение находить взаимосвязи в природе.  

Развивать речь детей с помощью игрового общения.

ТИКО-поделки: лесные животные, корзиночка с орешками и грибочками.

- Игровая мотивация;

Чтение произведения «Лес».

  Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,   «Большая и маленькая».

-гимнастика для глаз;

Конструирование

 -итог занятия.

6 неделя/

11 занятие

12 занятие

Занятие «Многогранники.

Пятиугольная пирамида»

.  

Учиться анализировать многогранники и делать вывод.

Развивать умение различать разные виды пирамид, выявлять их характерные признаки.

Знакомить с понятиями: вершины, рёбра, грани, основания.

Учить конструировать пятиугольную пирамиду по представлению.

ТИКО-поделки: пятиугольная пирамида, яблочко на тарелочке.

-игровая мотивация

 -изучение схем.

- физминутка.

-гимнастика для глаз;

-конструирование,

 -итог занятия.

7 неделя/

13 занятие

14 занятие

Занятие  

«Геометрический лес»

Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу квадраты и треугольники. Понятия «квадрат», «треугольник», «вверх», «вниз», «посередине». Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: корзинка, гриб.

-    

 -игровая мотивация

 -дидактические игры «один-много»,»найди по описанию», «на что похоже».

- физминутка.

-гимнастика для глаз;

-конструирование,

 -итог занятия.

8 неделя/

15 занятие

16 занятие

Занятие «Многогранники. Восьмиугольная пирамида»

Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам.

Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Изучаем животный и растительный мир материка Евразия (лесная зона России).

ТИКО-поделки: заяц, лиса.

  игровая мотивация

 -дидактические игры «один-много»,»найди по описанию», «на что похоже».

- физминутка.

-просомтр презентации «Наш край»

-гимнастика для глаз;

-конструирование,

 -итог занятия.

Ноябрь

9 неделя/

17 занятие

 

9 неделя/

18 занятие

Занятие «Многогранники. Четырёхугольная призма»

 Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид.

Исследовать четырёхугольную призму.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: моделирование спортивной игры «Хоккей с мячом» - поле, клюшка, мяч.

-Игровая мотивация;

-  просмотр сюжета «Хоккей»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

Занятие «Многогранники. Пятиугольная призма»

Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид.

Исследовать пятиугольную призму.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: пятиугольная башня

Игровая мотивация;

-  просмотр картин «Пирамиды»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

10 неделя/

19 занятие

20 занятие

Занятие « Башни нашего Кремля…»»

Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Составление дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования. Составление фигуры по схеме «Флаг России».

Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: крепость с башнями.

 Игровая мотивация;

-  просмотр картин «Крепость»,

-просмотр презентации «Стены Кремля»

- физминутка;

Чтение Цветаевой «Башни Кремля»

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

11 неделя/

21 занятие

22 занятие

Занятие «Комбинирование многогранников»

Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать  умение конструировать комбинируя многогранники.

 Поиск деталей конструктора заданного цвета.   Диктант для конструирования «Дом»

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: дом.

 Игровая мотивация;

-просмотр презентации « Архитектура строений»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

12 неделя/

23 занятие

24 занятие

Занятие «Конструирование детской площадки»

Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

Продолжать учить ориентироваться на плоскости, располагать  детали в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Диктант для конструирования «Ракета».

ТИКО-поделки: песочница с грибком, горка, карусель.

 Игровая мотивация;

- просмотр картин «Игровая площадка»

-беседа «Мой двор»

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

ноябрь

13 неделя/

25 занятие

26 занятие

Занятие «Знакомство со сложными многогранникам»

Познакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр.

Развивать умение делать выбор фигуры и конструировать на основе симметричного узора.

Знакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр.

Учить конструировать многогранники с помощью развёртки.

ТИКО-поделки: коробка  с новогодними шарами.

Игровая мотивация;

- физминутка;

-гимнастика для глаз;

-Изучение схем

-Конструирование

-итог занятия.

 декабрь

14 неделя/

27 занятие

 

Занятие «Конструирование новогоднего символа»

Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: символ 2018 года

Игровая мотивация;

- упражнения на интонирование диалогов;

-Рассказывание сказки с показом

-гимнастика для глаз;

 -итог занятия.

 

14 неделя/

28 занятие

Занятие «Конструирование ёлочки»

 Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: ёлочка.

Игровая мотивация;

-  чтение произведения «Елочка»;

-Конструирование,

- гимнастика для глаз;

-Рассказывание сказки с показом.

 -итог занятия.

15неделя/

29 занятие

30 занятие

 

Занятие «Конструирование снежной крепости»

Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников – додекаэдр.

Учить конструировать многогранник с помощью развёртки .

Закрепить понятия - «целое», «часть». Составление большого квадрата из четырех маленьких, выделение частей целого.

Знакомить с многогранником – додекаэдр.

Развивать фантазию, воображение.

ТИКО-поделки: снежная крепость.

 Игровая мотивация;

- Дидактические задания «Лабиринт»,  

-Чтение отрывка из произведения «Снежная Королева»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

16 неделя/

31 занятие 32 занятие

Занятие «Моделирование ледяной арктической пустыни»

Конструирование сложных конструкций по образцу.

Учить конструировать многогранники с помощью развёртки.

Знакомить с понятием «природная зона».

Изучаем флору и фауну ледяных арктических пустынь.

ТИКО-поделки: пингвин, снежные комочки;

Игровая мотивация;

- Дидактические задания «Лабиринт»,  

- просмотр презентации «Арктика- животный мир и природа»,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

17 неделя/

33 занятие

34 занятие

Занятие «Зимние забавы»

Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомиться  с многоугольниками (шестиугольник), научиться их различать.

Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево).

Учить рисовать многоугольники (треугольник, квадрат).

Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок.

ТИКО-поделки: снежинка, санки.

Игровая мотивация;

- Дидактические задания « найди по описанию»,  «назови правильно»

-  беседа и просмотр презентации «Зимние забавы»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

18 неделя/

35 занятие

36 занятие

Занятие «Моделирование ледяной арктической пустыни»

Конструирование сложных конструкций по образцу.

Учить конструировать многогранники с помощью развёртки.

Знакомить с понятием «природная зона».

Изучаем флору и фауну ледяных арктических пустынь.

ТИКО-поделки; белый медведь, льдина.

 Игровая мотивация;

- Дидактические задания «Лабиринт»,  

- просмотр презентации «Арктика- животный мир и природа»,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

19 неделя/

37 занятие

38 занятие

Занятие «Моделирование тундры»

 Учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные.  Продолжаем изучать «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Конструируем фигуры «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж». Закрепить понятия «пятиугольник», «четырехугольник», «пятиугольник».

Учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные.

Знакомить с природной зоной «тундра».

Изучаем флору и фауну тундры.

ТИКО-поделки: олень, «дерево», «ель», «пенек», «заяц», «лиса», «еж».

 Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

- просмотр презентации « Тундра – растительный и животный мир»,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Январь

20 неделя/

39 занятие

 

Занятие «Моделирование ручного вооружения: автомат»

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух.

Знакомить с различными видами военного оружия: ручное вооружение.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: автомат.

Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

-просмотр картин «оружие»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

20 неделя/

40 занятие

Занятие «Мой дом»

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух.

 Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки:  мебель в детской комнате.

 Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

-просмотр картин «мебель»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

февраль

21 неделя/

41 занятие

42 занятие

Занятие «Военная техника»

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы.

Знакомить с различными видами военной техники.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: военная техника

 Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

-просмотр  презентации «военная техника»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

22 неделя/

43 занятие

44 занятие

Занятие «Аттракционы»

Учить конструировать сложные конструкции по образцу.

Учить делать выбор конструкции.

Знакомить с различными видами развлекательных антракционов.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: аттракционы: карусели «Ветерок», «Паровозик», «Ромашка» горки аквапарка.

-  Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

- просмотр картин «карусель»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

23 неделя/

45 занятие

46 занятие

Конструирование сказки «Колобок»(Плоскостное моделирование

Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

 Закрепить знания о русских народных произведениях .

Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький».

Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

Учить конструировать по контурной схеме.

ТИКО-поделки: бабушка, дедушка, колобок, медведь, заяц, лиса, волк.

 -  Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

- просмотр сюжета сказки «Колобок»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

24 неделя/

47 занятие

48 занятие

Занятие «Подарок маме»

Учить сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов.

Расширять представлений о разных видах цветущих растений.  

Развивать самостоятельности детей в выборе ТИКО-деталей при конструировании.

ТИКО-поделки: цветок, ваза.

 -  Игровая мотивация;

- Дидактические задания  ,  

-  изучение схем,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

март

25неделя/

 

49 занятие

Занятие «Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО»

Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу.

Познакомить  с многоугольниками (треугольник, четырехугольник, пятиугольник), научиться их различать.

Развивать умение классифицировать свойства геометрических фигур по двум свойствам.Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме и по образцу.

Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-животных.

ТИКО-поделки: ёжик, корзина, грибы.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

25 неделя/

50 занятие

 

Занятие «Наши пернатые друзья!»

Учить сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Познакомить  с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Учить сопереживать, сочувствовать, помогать животным, нуждающимся в помощи.

ТИКО-поделки: птица, кормушка.

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Птицы»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

26 неделя/

51 занятие

52 занятие

Занятие  «Космический транспорт: звездолёт» (объёмная конструкция по технологической карте)

Определение формы геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Освоение навыков пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали. Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого.

Развивать умения анализировать и воссоздавать объёмную конструкцию по технологической карте.

ТИКО-поделки: звездолёт

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Космос»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

27неделя/

53 занятие

54 занятие

Занятие «Транспорт: водный транспорт»

Учить сравнивать и называть различные виды четырёхугольников и треугольников, конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Научить различать различные виды треугольников и четырёхугольников.

Знакомство с логическим кваратом.

учить достраивать плоскостные ТИКО-фигуры в объёме.

Познакомить с различными видами водного транспорта.

ТИКО-поделки: парусник, лодка

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций « Водный транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

апрель

28 неделя/

55 занятие

56 занятие

Занятие «Транспорт: воздушный транспорт»

Учить исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и по образцу.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Закрепить умение конструировать логический квадрат.

Познакомить с различными видами воздушного транспорта.

Развивать координацию движений.

ТИКО-поделки: вертолёт, самолёт.

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Воздушный  транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

29 неделя/

57 занятие

58 занятие

Занятие «Транспорт: наземный транспорт»

Учить конструировать с помощью словесной инструкции.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Познакомить с различными видами наземного транспорта.

Развивать навыки ориентирования: вправо - влево. ТИКО-поделки: автомобиль (объёмная фигура), светофор, пешеход, пешеходный переход.

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций « Наземный транспорт»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка работы по теме «Транспорт»

30 неделя/

59 занятие

60занятие

Занятие «Насекомые: откуда появляются бабочки?»

( Объемное моделирование)

 Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.

Научить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить со стадиями развития бабочки.

Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

ТИКО-поделки: гусеница, куколка, бабочка, цветок.

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Насекомые»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

31 неделя/

61 занятие

62занятие

Занятие «Насекомые: жуки»

(Объемное моделирование)

Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей.

Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить с различными видами жуков.

Развивать умение конструировать фигуры на основе ромбокубооктаэдра.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

ТИКО-поделки: жук, лист.

 Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций «Насекомые»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка «Насекомые»

32 неделя/

63 занятие

64 занятие

Занятие «Путешествие на Марс» (объемное моделирование)

Закрепить предоставления о космосе, расширять знания о космических аппаратах Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности  (работа в парах)

 ТИКО-поделки: «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит».

Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-просмотр презентаций « Космические аппараты»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка « Путешествие на Марс»

май

33 неделя/

65 занятие

66 занятие

Занятие « Сладкий стол» (объемное моделирование)

Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах)

Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом.

Составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре. Конструирование предметов посуды.

ТИКО-поделки: «ваза», «посуда».

 

Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

- просмотр посуды разных мастеров

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

 

34 неделя/

67 занятие

68 занятие

Занятие «Правила безопасного поведения на детской площадке» (Конструирование детской площадки – объемное моделирование)

 Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности  (работа в парах).

ТИКО-поделки: дом, горка, карусель

  Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-  просмотр презентации «Безопасность в нашем дворе»

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

35 неделя/

69 занятие

70 занятие

Занятие «Зоопарк» (Комбинирование многогранников – объемное моделирование)

Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Продолжать учить соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: верблюд, жираф и др.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

-  диктант по схемам

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

 

36 неделя/

71 занятие

72 занятие

Занятие «Мой любимый город»

(объемное моделирование)

(мониторинг)

  Выявить уровень знаний и умений  воспитанников. Продолжать учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Продолжать учить соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

 Обогащать знания о инфраструктуре городов.

  ТИКО-поделки:  

 «кремль», «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д.

Игровая мотивация

Дидактическое задание

 -  изучение схем,

- просмотр  схем, дополнение недостающих деталей

-гимнастика для глаз;

-конструирование

-итог занятия

Выставка «Мой любимый город».

 



10. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

10.1. Учебный план

Образовательная область

Продолжительность

Количество занятий/ количество часов в неделю

Количество занятий/ Количество часов в месяц

Количество занятий/ Количество часов в год

«Познание»

 

30 минут

2/1

8/4

72/36

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме итоговых занятий,  выставок работ.

11. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дни недели

Время проведения

Вторник / Четверг

 15.30-16.00

12. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Плоскостное моделирование

36

18

18

1.1

Исследование форм и свойств многоугольников

5

2.5

2.5

1.2

Сравнение и классификация

8

4

4

1.3

Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов

4

2

2

1.4

Пространственное ориентирование

9

4.5

4.5

1.5

Комбинаторика

4

2

2

1.6

Периметр

2

1

1

1.7

Выделение частей и целого

4

2

2

2

Объемное моделирование

36

18

18

2.1

Исследование и конструирование сложных многогранников

9

4.5

4.5

2.2

Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы

9

4.5

4.5

2.3

Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы

9

4.5

4.5

2.4

Тематическое конструирование

9

4.5

4.5

Итого

72

36

36

13. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование услуги

Наименование программы

Программно-методическое обеспечение

  Обучение детей старшего дошкольного возраста моделированию.

 

Программа дополнительной платной образовательной услуги  познавательной направленности  

для детей старшего  дошкольного возраста

«Грамотей по имени ТИКО »

 Разработана на основе образовательной программы дополнительного образования  «Тико-конструирование»  под редакцией  И.В.Логиновой

14. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

      Программа реализуется в специально оборудованном помещении, расположенном на  третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС №17 "Ладушки.  Помещение оснащено ноутбуком, мультимедийным оборудованием, доской для размещения наглядностей, мольберт, отдельными столами для работы детей,  наборами  ТИКО-конструкторов.

15. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

       Мониторинг разработан на основе  программы дополнительного образования  «Тико-конструирование»  под редакцией  И.В.Логиновой.

  Результативность программы « Грамотей по имени ТИКО» отслеживается в ходе проведения мониторинга, который предусматривает выявление уровня конструкторских умений и навыков.

Виды мониторинга:  на начало учебного года  с заполнением диагностической карты; итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и демонстрацией фотоальбома работ  воспитанников, выполненных в течение учебного года.

Фамилия, имя ребенка

Называет детали конструктора

Подбирает детали в соответствии со схемой

Работает по схемам

Умеет скреплять детали конструктора

  Строит по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

Работает в команде

Умеет  обыгрывать постройки

Кол-во баллов

Итог

1

2

 

Критерии уровня развития умений и навыков

 Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

 Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

 Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Умение проектировать по образцу

 Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (2): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

 Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Умение конструировать по схеме 

Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме.

Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.

Средний (2): Может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Уровни освоения программы:

 высокий уровень – 9 – 12б.

 средний уровень – 4 – 8б.

низкий уровень – 1 – 3б.

 Условные обозначения:

2 – высокий уровень развития

1 – средний уровень развития

0 – низкий уровень развития

 
 К концу учебного года   дети должны знать:

плоские геометрические фигуры  (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);

различные виды многоугольников;

различные виды призм и пирамид;

различные виды многогранников;

По окончании дети должны уметь:

сравнивать и классифицировать многоугольники по  2 - 3 свойствам;

ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; «по диагонали»;

конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.

конструировать и исследовать многогранники;

владеть основами моделирующей деятельности;

сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;

решать комбинаторные задачи;

выделять «целое» и «части»;

выявлять закономерности;

считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);

конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;

создавать собственные ТИКО-изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).

16.   ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Форма работы

сентябрь

«Знакомство с конструктором» Консультация

Родительские собрания «Преимущества ДОП « Грамотей по имени ТИКО»

октябрь

«Использование технологии ТИКО- моделирования при моделировании объектов» консультация  

ноябрь

«Плоскостное моделирование» Открытое занятие

декабрь

Презентация ДОП «ТИКО- моделирование»

 Открытое занятие

январь

«Играем дома» Консультация

февраль

 «Домашняя игротека» Консультация  

март

«Какие игровые упражнения можно выполнять дома» консультация

апрель

Проведение анкетирования, выявление уровня удовлетворенности родителей

май

Проведение выставки «Наши достижения»

        17.  ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.
  3. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
  4. Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.
  5. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

18. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ

Дидактическая игра «Буквенный конструктор»

Цель: способствовать запоминанию  букв через  выкладывание их из отдельных деталей  конструктора.

Материал: конструктор ТИКО  


           1 вариант: Из деталей конструктора ТИКО дети составляют буквы: самостоятельно придуманные, либо по образцу.
           2 вариант: Воспитатель составляет неправильную букву (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная буква.
           3 вариант: «Преобразование букв». Например: педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась буква. Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая буква. Дальше ребенок преобразует выложенную букву в другую.

Возможны следующие ряды букв: Т-Г-П-Н; Я-Ф-Р-В.


Дидактическая игра «Дружилки»


            Цель: инициировать запоминание букв через придумывание слов на эти буквы, развивать воображение, речь, расширять кругозор детей.


           Материал: конструктор ТИКО , картинки с изображением различных животных.


          К
артинки с животными разложены на одном столе, а буквы на другом столе. Игра проходит по очереди. Сначала педагог берет любую картинку и придумывает, с какой буквой хотело бы дружить животное, изображенное на ней. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Затем воспитатель находит соответствующую букву, рассказывает, почему животное хочет дружить с этой буквой.

      Следующий ход - ребенка. Он самостоятельно  выбирает картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, другие дети и педагог помогают ему: задают вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, вопрос: что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).

Задания по плоскостному конструированию

Задание1. «Знакомство с основными геометрическими фигурами». После беседы по картинкам попросите ребёнка показать квадрат, треугольник, круг, затем обвести карандашом фигуры, изображённые пунктиром, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: «Шарик круглый, окно квадратное…»

Задание 2: «Найди и назови». Предложите ребёнку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив её из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает. И цвет, который он выбрал для раскрашивания.

Задание 3. «Флажки и гирлянды». Предложите детям каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуру, изображённые пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

Задание 5. «Паруса». Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие ещё им фигуры известны. После этого дети отыскивают мелкие треугольники, затем большие. Помогите им ,если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение.

Задание 6. «Выкладывание фигур» .Детям предлагают схемы (уменьшенного размера) и геометрические фигуры для выкладывания изображения. После выполнения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего тебе понадобилось  фигур для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?»

Задание 7. «Найди лишнее». На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

Задание 8. «На что похоже?»Воспитатель поочерёдно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар, колобок, солнышко, лицо, воздушный шар, берет и т.

Задание 9. «Конструируем из палочек».Детям раздают палочки разной длинны, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.

Задание 10. «Конструирование по схеме». Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данное изображение из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

Задание 11. «Обустрой комнату». Воспитатель предлагает детям лист бумаги(35*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обустроить его кирпичиками(стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кладёт его рядом. Затем достаёт геометрические фигуры и предлагает                             подобрать по форме на предметы мебели(квадрат – табуретка, прямоугольник –кровать и т.д.)