Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду на тему
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Салгал» с. Барлык Барун-Хемчикского кожууна
Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»
Выполнила: Кужугет
Марта Алдын-ооловна
Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»
Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении.
Задачи:
1. Создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов светопесочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх;
2. стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники;
3. обогащение тактильного опыта у воспитанников;
4. формирование навыка экспериментирования с песком;
5. Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения;
6. Отражать в речи свои ощущения, свое настроение, называть свойства и признаки песка (мягкий, рассыпчатый, лёгкий, сухой, снега (холодный, мокрый, белый);
7. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству;
8. Способствовать развитию воображения и творческих способностей;
9. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, желание прийти на помощь;
10. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Материал:
Искуственный снег (сода+пена для бритья, тазики с водой, салфетки, Светопесочный стол, маленькие фигурки, деревья, цветы, бусинки, диск с записью спокойной музыки, Арка с разноцветными ленточками «Сухой душ», пиктограммы «Эмоции».
Ход занятия:
Под спокойную музыку дети заходят в зал. Детей встречает Песочная Фея (педагог-психолог) .
- Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам отправиться в сказочную страну вместе со мной. Я – Песочная Фея! Раскрою вам один секрет. В моей стране произошла беда! На страну налетела Песочная буря. Она уничтожила все в песочной стране и все жители разлетелись. И стала песочная страна темной и безжизненной. Добрые мои друзья, готовы ли вы мне помочь вернуть красоту в мою страну?. Спасибо, что вы согласились. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба. Я вам предлагаю отправиться туда и заселить её новыми жителями. Но для начала поприветствуем друг друга:
Ритуал приветствия: я поприветствую своего соседа справа, взяв его за руки и называя ласково по имени (Я рада видеть тебя, Димочка). Он передаст моё приветствие и улыбку своему соседу справа таким же образом. И так наше приветствие обойдёт всех ребят по кругу и вернётся снова ко мне. После того, как все дети поприветствуют друг-друга Песочня Фея приглашает в путешествие в песочную страну.
Но чтобы попасть в песочную страну, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто то из вас знает волшебные слова из сказок?.
Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:
«Песочная фея нам помоги, В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Сердце свое для добра распахни! »
Музыкальное сопровождение: Чайковский П. И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже».
Детки друг за другом проходят под аркой из цветных ленточек
(Имитация «сухого душа») .
-Ну вот мы с вами и оказались в песочной стране. Но что это?
- Вместо песочных степей и дюн у нас горы снега. Ребята, оказывается, мы с вами оказались высоко в горах. А в горах всегда как (ответы детей)
- холодно и поэтому снег не тает. Попробуйте на ощупь, какой у нас снег?
Чтобы спустится с гор в теплую песочную страну, нужно выполнить мое задание. Давайте все дружно слепим по одному маленькому комочку снега.
Что нужно сделать чтобы все снежки растаяли? Правильно! Сейчас я возьму свою волшебную палочку и нашу водичку сделаю теплой. Давайте опустим все наши комочки в эту водичку. Что у нас произошло? (ответы детей). От снега не осталось и следа.
Теперь без опаски мы можем спустится по волшебной тропинке в мою страну.
Детки по цветным дорожкам подходят к светопесочному столу.
Песочная фея предлагает детям для начала познакомиться со свойствами песка.
А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи.
Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить. Упражнение «Здравствуй, песок! »
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?. (сухой, шершавый, мягкий) .
Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок! ».
Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?. (ответы детей) мы его не слышим, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?.
Давайте его погладим между ладонями.
Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!
-Ребята, а кто знает, что такое Дюны, как они образовываются и где располагаются? (ответы детей). - Это скопление песка с меняющейся формой. Когда ветер дует сильный, дюна преображается.
- Ну а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Ветер и дюны». Вы превратитесь в дюны, а я стану ветром.
Подвижная игра «Ветер и дюны».
Под музыку педагог-психолог с лентой в руке прикасается к детям. Тот, к кому он прикоснулся, меняет положение тела.
Мимическая гимнастика.
- Замечательно! Наш песочек тоже приготовил для вас сюрприз. Найдите среди песка интересные карточки с эмоциями. Это те эмоции которые царили когда-то в нашей стране. Каждому из вас нужно будет изобразить ту эмоцию, которая будет у ребенка в руках.
Под песком спрятаны пиктограммы с различными эмоциями.
(Дети аккуратно поднимают карточки и по очереди мимикой передают настроение, которое изображено у них) .
- Ребята, а кто может рассказать, когда бывают такие настроения?
(Дети высказывают свои мнения) .
Посмотрите, на полянке у нас кто-то есть.
Медленно ползёт в траве,
Тащит ношу на спине:
Дом тащить такая пытка,
И зовут её. (улитка) Дети отгадывают загадку.
- Правильно, к нам улитка приползла не одна. Вместе с ней приползли и ее детки, которые очень хотят с вами поиграть. Поиграем с улитками?
Предлагаю детям сыграть в игру, а для этого нужно превратиться в улиток (дети одевают браслетики с изображением улиток) .
Пальчиковая игра: «Улитка».
В круглом домишке -
С круглым окошком
Грела улитка на солнышке рожки.
Грела улитка на солнышке рожки.
И притомилась улитка немножко
Вот потянулась улитка лениво
Вот затворила улитка калитку
Спрятала ключ -
И отправилась спать
В самую круглую в мире кровать.
-Вы хотите узнать, что снится улитке?
Песокотерапия
Дети подходят к столам с подсветкой для рисования на песке, выполняют рисунок в соответствии с текстом:
Снится улитке, что ползет она по песочку – мягко шуршит песочек под ней.
Ползла, ползла улитка и увидела цветочек (дети рисуют одним пальчиком цветок) .
Подползла, понюхала – чудесный запах!
Дальше поползла… вдруг пошел дождь. (покажите, как он капает? Рисуют капли подушечками пальцев.)
От дождя целый ручеек получился (3- мя пальцами рисуют волны) .
Решила улиточка обсушиться – легла и рожки свои подставила солнышку (рисуют солнышко) .
Высохла, дальше поползла. Захотела улитка есть – нарисуйте вкусный грибок (рисуют грибок) .
Ой, какой вкусный грибок! Поела и дальше поползла. Ползла, ползла, да и устала!
Прилегла на травку (рисуют 2-мя пальцами травку) .
Мягкая травка! Отдохнула и поползла домой на мягкую перинку.
Нарисуйте домик улитке. Молодцы! Вот такой приснился сон улитке.
Мы с вами вместе, дружно пофантазировали, какой сон приснился улитке. А теперь давайте покажем и нашим гостям, что у нас получилось.
Сюрпризный момент.
На экран проектируется видео сюжет рисования песком «Сон улитки».
-Всем понравилось? Очень хорошо, но кто вспомнит, для чего мы отправились в путешествие? Для чего мы попали в сказочную песочную страну?
(Ответы детей).
- Правильно, нужно помочь моей стране заселить её новыми жителями. Представьте, что Вы — Волшебники. Среди песков хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе героев, которых вы хотели бы поселить в новой стране. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома — все, что понадобится вам для создания сказочной страны. Но помните, что вы- Волшебники, а как известно, они не могут ссориться между собой, их задача-быть дружными, помогать друг другу во всем.
- Очень хорошо! Я рада, что вы справились таким непростым заданием. А теперь нам нужно отправляться домой. Но прежде всего мне бы очень хотелось, чтобы вы по очереди рассказали, что вам сегодня понравилось, какое было настроение? (Дети высказываются)
- Мне тоже очень понравилось совместное наше путешествие, спасибо вам, что помогли моей стране. Она стала не только красивой, но и жители живут там теперь добрые и вежливые, они уважают друг друга. На прощание предлагаю вам сделать пирамидку из кулачков и всем вместе произнести «До свидания».
Ритуал прощания: пирамидка из кулачков.
Педагог-психолог: Занятие закончено. Всем спасибо! Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки! Давайте вернемся в группу через наши волшебные ворота («Сухой душ»). Пройдёмте, пожалуйста, к умывальнику и помоем свои ручки.
Песочная фея провожает детей в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»
Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»...
Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи»
Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольн...
Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи»
Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи»...
Конспект психологического занятия для детей подготовительной группы с использованием песочной терапии «Путешествие в страну песков».
Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения посредством писочной терапии....
Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»
Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»...
Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи»
Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи»Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сф...
Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи»
Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении. Задачи:1. Установление контакта и доверия с детьми;2. О...