Презентация "Конструирование из строительного материала"
презентация по конструированию, ручному труду на тему
В презентации описывается методика обучения детей дошкольного возраста конструированию из строительного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezent.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В процессе конструирования ребёнок овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Занятия по конструированию имеют коррекционно - развивающую направленность. Они способствуют развитию мыслительной деятельности: развитию пространственных представлений, формированию навыков предварительного планирования, развитию сенсорно - перцептивных способностей, способности к моделированию и замещению.
Формы организации обучения конструированию: Конструирование по образцу детям предлагаются образцы построек, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Конструирование по образцу является важным этапом обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек и обобщённым способам анализа. В качестве образца можно применять готовые постройки, рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки
Конструирование по модели: Усложнённая разновидность конструирования по образцу, где очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребёнка. В данном случае ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способов её решения, что является эффективным способом активизации мышления. В процессе решения этих задач у ребёнка формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы для того, чтобы воспроизвести её в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или иные детали.
Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать. ( Например, построй такой же гараж, но с двумя въездами) Данная форма конструирования традиционно относятся к конструированию из строительного материала, но может успешно использоваться и в других его видах.
«Постройте такой же домик, но двухэтажный»
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: Это деятельность, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
Конструирование по замыслу Ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать. Оно позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме: Очень близка по своему характеру к конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей ограничиваются определённой темой.
Методика обучения Основной задачей в 1-ой младшей группе является пробуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота, башенка, диванчик и т.п.)
Конструирование пока слито с сюжетной игрой, выступает как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для неё дорожку, чтобы она могла пойти гулять. Инициатива при осуществлении постройки принадлежит воспитателю.
У детей формируются представления о цвете, форме, величине; начинает развиваться пространственное ориентирование : протяжённость предметов (длинная дорожка, высокая башня), их расположение (между ёлками домик)
Строительные материалы 1-ой, 2-ой младших групп: кубик, кирпичик, призма, цилиндр, пластина
Во 2-ой младшей группе конструирование отделяется от игры и выступает как самостоятельная деятельность. Дети учатся сооружать новые постройки с использованием ранее полученных умений (накладывания, приставления, прикладывания)Учим детей располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырёхугольника, на расстоянии) – короткие и длинные дорожки, башенки, низкие и высокие заборчики, широкие и узкие ворота, скамейки, дорожки.
Начиная со 2-ой мл. группы можно обучать конструированию по условиям и в конце года – по замыслу. На всех (!) занятиях необходимо побуждать детей рассказывать, как они будут строить, помогая вопросами и советами. Важно учить изменять постройку, «замыкать» пространство.
В средней группе предлагаем детям: кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, призмы. Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя. Учим детей анализировать постройку: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. На каждом занятии после освоения основной конструкции детям предлагаются задачи типа «Построй такой же домик, но высокий», «Построй такой же автобус, но длинный» Материал для конструирования раздают не для каждого ребёнка, а кладут на середину стола.
Необходимо учить детей обыгрывать постройки .
В старшей группе при разработке программы по конструированию необходимо отобрать несколько тем(«Грузовые машины», «Гаражи», «Горки»). При организации обучения особое внимание уделяется анализу конструкций. Необходимо проводить экскурсии, рассматривать картины, фотографии. Образец постройки даётся только на первом занятии, а детям даются только условия, которым должна соответствовать постройка.
Детей 5-6 лет необходимо научить анализировать образец постройки. Схема анализа постройки: 1. Рассматривание объекта в целом 2. Установление его практического назначения (Рассматриваем объект на экскурсии, фотографии, рисунки)
3. Выделение основных частей. 4. Определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом. 5. Установление пространственного расположения этих частей (сверху, снизу, ниже…) 6. Выделение более мелких деталей и определение пространственного расположения их по отношению к основным.
По теме «Грузовые машины» после освоения образца предлагается построить три варианта конструкций машин для определённых грузов: грузовой, молоковоз или бензовозов, машину для перевозки мебели.
По теме «Горки» реализуются задачи: - перестроить горку, чтобы машина съезжала медленнее (быстрее); -построить горку с двумя скатами, по одному из которых машина будет съезжать медленно, а по другому –быстро.
По теме «Гаражи» предлагаются варианты занятий: -построить гараж с одним въездом для двух (трёх) машин - построить гараж с двумя въездами для двух, трёх машин
В старшей группе чаще, чем в средней, используют конструирование по условиям и только словесные приёмы обучения, активизируя мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность.
В подготовительной группе образец постройки с целью следования ему, не даётся. Образец даётся лишь для того, чтобы показать на нём новый способ конструирования (например, как соорудить балкон или лоджию у высотного дома). Детям 6-7 лет необходимо научить представлять, какой будет конструкция в её общих чертах, прежде, чем выполнять её, обдумать материал, объяснить устно. Педагог чаще использует схемы, фотографии, чертежи и словесные задания (конструирование по теме, по условиям)
Детям 6-7 лет можно предложить две темы «Мосты» и «Здания». На первом занятии предлагается образец пешеходного моста и даётся построить такой же мост через узкую речку. На втором занятии через реку, по которой ходит водный транспорт (высокий), на третьем – мост для пешеходов и транспорта.
В результате учёта последовательно возрастающего количества условий, касающихся одного и того же объекта, дети учатся анализировать эти условия, соотносить их свойства со свойствами (высоту моста с высотой мачт катера, длину моста с шириной реки и т.д.) и на этой основе создавать разные замыслы и планировать свою практическую деятельность.
При освоении темы «Здания» дети самостоятельно строят. Детей следует разбить на подгруппы по три-четыре человека и каждой подгруппе даётся задание построить по два дома: один высокий, узкий, другой – невысокий, длинный. На другом занятии – построить трёхэтажные, четырёхэтажные дома и придать им черты старинных зданий или современных. А для этого заранее проводится работа по ознакомлению с архитектурой (рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии. Обращается внимание детей на разнообразие сооружений)
На последующих занятиях дети могут строить микрорайон города. Они планируют работу сообща, помогают друг другу. Обязательно в начале занятия с детьми проводится беседа о целесообразности размещения построек относительно друг друга (используем знания детей, полученные на экскурсиях, при беседах). Можно предложить простым карандашом на листе бумаги наметить схему будущего строительства. В результате такого обучения дети могут самостоятельно и творчески создавать конструкции, соответствующие условиям, которые они ставят перед собой сами. При этом они руководствуются собственными интересами и потребностями.