Программа кружка русской народной куклы
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Чернова Марина Васильевна

 Программа кружка "Василинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

Центр развития ребенка – детский сад №28 «Огонек»

Программа кружка

русской народной куклы

«Василинка»

для детей старшего дошкольного возраста

       Автор: воспитатель

первой  квалификационной категории

Чернова Марина Васильевна

Бердск 2016

Вот возьму я палочку,

Замотаю в тряпочку,

В лоскуточки наряжу

И платочек повяжу.

Получилась не игрушка,

А любимая подружка.

                Актуальность

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».

Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, вырабатывает умение сравнивать и находить отличия между двумя и более предметами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.

Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.

Цель: развитие познавательных интересов, творческого потенциала детей на основе освоения ими технологии изготовления  игрушек (куклы);

Задачи:


Обучающие:

познакомить с традициями русского народа;

познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;

познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;

формировать умение работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.

Развивающие:

способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;

формировать эстетический и художественный вкус;

побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;

предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

прививать основы культуры труда;

на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Режим работы.

  • Программа предусматривает наполняемость группы 10-12 человек;
  • возраст детей 6-7 лет;
  • режим работы – 1 раз в неделю;
  • продолжительность занятия – 30 минут;
  • каникулы в январе – 10 дней;
  • проводится 29 занятий в течение  учебного года.

Для реализации программы используются следующие

формы работы:

  • подгрупповая (используется на общих занятиях);
  • индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).

Для реализации программы используется

дидактический материал:

  • технические средства обучения (проектор, экран, ноутбук);
  • методические средства обучения  (методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки и т.д.);
  • народные куклы.

Материальные ресурсы:

  • инструменты (ножницы);
  • схемы, эскизы;
  • лоскутки различной формы и размера;
  • природный материал;
  • нитки разных цветов и толщины.

Диагностика результативности образовательной программы.

  • Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам;
  • выполнение самостоятельной творческой работы.

Основные условия реализации программы.

  1. Учёт психологических возрастных особенностей ребёнка, его жизненного опыта, удовлетворения познавательных потребностей. Обеспечение перспектив их развитие.
  2. Свободное, доверительное общение педагога с детьми, партнёрские отношения.
  3. Создание образовательной среды, характеризующейся следующими положениями:

 - создание эстетического оформления в мини-музее, позволяющего поддерживать детей на волне эмоциональной  активности и естественного интереса;

 - обеспечение материально-технического оснащения (наглядные пособия, материалы, инструменты и т.д.);

 - осуществление сотрудничества ребёнка, родителей и педагога.

Содержание программы.

Раздел I. Русская народная кукла.

   Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

 Требования к знаниям и умениям:

                   - знать когда появились куклы;

                   - кто и для чего создаёт куклы;

                   - из чего делают традиционную народную куклу;

                   - осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.

              Раздел II. Игровые  куклы.

Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.

Тема 1. Знакомство с игровыми куклами

Тема 2. Кукла «Зайчик на пальчик» 

Тема 3. Кукла «Хороводница».

Тема 4. Кукла «Бабочка»

Тема 5. Сочинение сказки  с игровыми куклами

Требования к знаниям и умениям:

                   - знать историю игровой куклы;

                   - уметь создавать художественный образ в народных традициях;

                   - уметь работать по замыслу.

Раздел III. Обереговые куклы.

Тема 1.Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол.

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Тема 3. Кукла «День-ночь»

Тема 4. Кукла «Северная Берегиня»

          Тема 5. Подорожница.

Тема 6. Кукла «Колокольчик»

Тема 7 «Обережье» Слушание, пение  народных песен, сочинение историй, сказок – «Рождественский вечерок» (игровое  занятие).

Требования к знаниям и умениям:

                   - знать назначение обереговых кукол;

                   - развивать навык работы с тканью;

                   - уважать традиции русского народа;

                   - уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.

           Раздел IV. Обрядовые куклы.

Тема 1. Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации.

Тема 2. Зернушка (крупеничка).

Тема 3. Отдарок- на- подарок.

Тема 4. Птички, разучивание закличек, обыгрывание игрушек

Тема 5. Вместе с мамой  (мастер-класс)

Требования к знаниям и умениям:

                   - знать назначение обрядовых кукол;

                   - развивать навык работы с иглой;

                   - понимать логические связи между куклами и обычаями;

                   - уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Раздел V. Итоги

 Тема 1 Выставка «Василинок»  (организация выставки народных кукол)

Тема 2. «Рукодельницы» (итоговое практическое  занятие).

Перспективный  план

Наименование разделов и тем

Количество

занятий

Срок

Раздел I. Русская народная кукла.

2

Тема 1. Что мы знаем о куклах?

1

Сентябрь

Тема 2. История тряпичной куклы.

1

Сентябрь

Раздел II. Игровые  куклы

6

Тема 1.Знакомство с игровыми куклами

1

Октябрь

Тема 2.  Кукла «Зайчик на пальчик

1

Октябрь

Тема 3. Кукла «Хороводница».

1

Октябрь

Тема 4. Кукла «Бабочка»

1

Октябрь

Тема 5. Сочинение сказки  с игровыми куклами

2

Ноябрь

Раздел III. Обереговые  куклы

9

Тема 1.  Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол

1

Ноябрь

Тема 2. Кукла «День-ночь»

2

Ноябрь

Тема 3. Подорожница.

1

Декабрь

Тема 4.  Кукла «Северная

 Берегиня»

1

Декабрь

Тема 5. Кукла«Пеленашка»

1

Декабрь

Тема 6 Кукла «Колокольчик»

1

Декабрь

Тема 7 Обережье  (игровое занятие)

2

Январь

Раздел IV. Обрядовые куклы.

9

Тема 1.  Народные обрядовые праздники.

1

Январь

Тема 2.  Зернушка (крупеничка).

2

Февраль

Тема 3.  Отдарок- на- подарок.

2

Февраль

Тема 4. Птички, разучивание закличек, обыгрывание игрушек

2

Март

Тема 5 Вместе с мамой  (мастер-класс)

2

Март

Раздел V Итоги

3

Тема 1 Выставка «Василинок»

2

Апрель

Тема 2  «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие)

1

Апрель

Всего

29


Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.

Месяц

Способ проверки ЗУН

1

2

Январь

 игровое занятие «Обережье» по разделу  III

Апрель

Итоговое практическое занятие «Рукодельницы»

по разделу  IV

 

Апрель

Выставка «Василинок»  (организация выставки       народных кукол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста

Данная программа не  является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Конспекты занятий сод...

Фотопрезентация работы кружка русской народной куклы с детьми старшего дошкольного возраста

Фотопрезентация содержит фотографии детей на занятиях кружка....

Программа мини-музея русской народной куклы «Алёнушка» для детей старшего дошкольного возраста

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых....

Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»

Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные  куклы».Изготовление народной куклы»...

Перспективный план кружка русской народной куклы «Забавный лоскуток» для детей старшего дошкольного возраста

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её...

Перспективный план кружка русской народной куклы «Забавный лоскуток» для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план  кружкарусской народной куклы«Забавный лоскуток»для детей старшего дошкольного возраста  Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь ве...

Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель курса – Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла....