Программа кружка русской народной куклы
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
Центр развития ребенка – детский сад №28 «Огонек»
Программа кружка
русской народной куклы
«Василинка»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель
первой квалификационной категории
Чернова Марина Васильевна
Бердск 2016
Вот возьму я палочку,
Замотаю в тряпочку,
В лоскуточки наряжу
И платочек повяжу.
Получилась не игрушка,
А любимая подружка.
Актуальность
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».
Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, вырабатывает умение сравнивать и находить отличия между двумя и более предметами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.
Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.
Цель: развитие познавательных интересов, творческого потенциала детей на основе освоения ими технологии изготовления игрушек (куклы);
Задачи:
Обучающие:
познакомить с традициями русского народа;
познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
формировать умение работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.
Развивающие:
способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
формировать эстетический и художественный вкус;
побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
прививать основы культуры труда;
на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Режим работы.
- Программа предусматривает наполняемость группы 10-12 человек;
- возраст детей 6-7 лет;
- режим работы – 1 раз в неделю;
- продолжительность занятия – 30 минут;
- каникулы в январе – 10 дней;
- проводится 29 занятий в течение учебного года.
Для реализации программы используются следующие
формы работы:
- подгрупповая (используется на общих занятиях);
- индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
Для реализации программы используется
дидактический материал:
- технические средства обучения (проектор, экран, ноутбук);
- методические средства обучения (методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки и т.д.);
- народные куклы.
Материальные ресурсы:
- инструменты (ножницы);
- схемы, эскизы;
- лоскутки различной формы и размера;
- природный материал;
- нитки разных цветов и толщины.
Диагностика результативности образовательной программы.
- Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам;
- выполнение самостоятельной творческой работы.
Основные условия реализации программы.
- Учёт психологических возрастных особенностей ребёнка, его жизненного опыта, удовлетворения познавательных потребностей. Обеспечение перспектив их развитие.
- Свободное, доверительное общение педагога с детьми, партнёрские отношения.
- Создание образовательной среды, характеризующейся следующими положениями:
- создание эстетического оформления в мини-музее, позволяющего поддерживать детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса;
- обеспечение материально-технического оснащения (наглядные пособия, материалы, инструменты и т.д.);
- осуществление сотрудничества ребёнка, родителей и педагога.
Содержание программы.
Раздел I. Русская народная кукла.
Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.
Требования к знаниям и умениям:
- знать когда появились куклы;
- кто и для чего создаёт куклы;
- из чего делают традиционную народную куклу;
- осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.
Раздел II. Игровые куклы.
Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.
Тема 1. Знакомство с игровыми куклами
Тема 2. Кукла «Зайчик на пальчик»
Тема 3. Кукла «Хороводница».
Тема 4. Кукла «Бабочка»
Тема 5. Сочинение сказки с игровыми куклами
Требования к знаниям и умениям:
- знать историю игровой куклы;
- уметь создавать художественный образ в народных традициях;
- уметь работать по замыслу.
Раздел III. Обереговые куклы.
Тема 1.Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол.
Тема 2. Куклы-пеленашки.
Тема 3. Кукла «День-ночь»
Тема 4. Кукла «Северная Берегиня»
Тема 5. Подорожница.
Тема 6. Кукла «Колокольчик»
Тема 7 «Обережье» Слушание, пение народных песен, сочинение историй, сказок – «Рождественский вечерок» (игровое занятие).
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обереговых кукол;
- развивать навык работы с тканью;
- уважать традиции русского народа;
- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.
Раздел IV. Обрядовые куклы.
Тема 1. Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации.
Тема 2. Зернушка (крупеничка).
Тема 3. Отдарок- на- подарок.
Тема 4. Птички, разучивание закличек, обыгрывание игрушек
Тема 5. Вместе с мамой (мастер-класс)
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обрядовых кукол;
- развивать навык работы с иглой;
- понимать логические связи между куклами и обычаями;
- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.
Раздел V. Итоги
Тема 1 Выставка «Василинок» (организация выставки народных кукол)
Тема 2. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).
Перспективный план
Наименование разделов и тем | Количество занятий | Срок |
Раздел I. Русская народная кукла. | 2 | |
Тема 1. Что мы знаем о куклах? | 1 | Сентябрь |
Тема 2. История тряпичной куклы. | 1 | Сентябрь |
Раздел II. Игровые куклы | 6 | |
Тема 1.Знакомство с игровыми куклами | 1 | Октябрь |
Тема 2. Кукла «Зайчик на пальчик | 1 | Октябрь |
Тема 3. Кукла «Хороводница». | 1 | Октябрь |
Тема 4. Кукла «Бабочка» | 1 | Октябрь |
Тема 5. Сочинение сказки с игровыми куклами | 2 | Ноябрь |
Раздел III. Обереговые куклы | 9 | |
Тема 1. Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол | 1 | Ноябрь |
Тема 2. Кукла «День-ночь» | 2 | Ноябрь |
Тема 3. Подорожница. | 1 | Декабрь |
Тема 4. Кукла «Северная Берегиня» | 1 | Декабрь |
Тема 5. Кукла«Пеленашка» | 1 | Декабрь |
Тема 6 Кукла «Колокольчик» | 1 | Декабрь |
Тема 7 Обережье (игровое занятие) | 2 | Январь |
Раздел IV. Обрядовые куклы. | 9 | |
Тема 1. Народные обрядовые праздники. | 1 | Январь |
Тема 2. Зернушка (крупеничка). | 2 | Февраль |
Тема 3. Отдарок- на- подарок. | 2 | Февраль |
Тема 4. Птички, разучивание закличек, обыгрывание игрушек | 2 | Март |
Тема 5 Вместе с мамой (мастер-класс) | 2 | Март |
Раздел V Итоги | 3 | |
Тема 1 Выставка «Василинок» | 2 | Апрель |
Тема 2 «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие) | 1 | Апрель |
Всего | 29 |
Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.
Месяц | Способ проверки ЗУН |
1 | 2 |
Январь | игровое занятие «Обережье» по разделу III |
Апрель | Итоговое практическое занятие «Рукодельницы» по разделу IV
|
Апрель | Выставка «Василинок» (организация выставки народных кукол) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Конспекты занятий сод...
Фотопрезентация работы кружка русской народной куклы с детьми старшего дошкольного возраста
Фотопрезентация содержит фотографии детей на занятиях кружка....
Программа мини-музея русской народной куклы «Алёнушка» для детей старшего дошкольного возраста
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых....
Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»
Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные куклы».Изготовление народной куклы»...
Перспективный план кружка русской народной куклы «Забавный лоскуток» для детей старшего дошкольного возраста
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её...
Перспективный план кружка русской народной куклы «Забавный лоскуток» для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план кружкарусской народной куклы«Забавный лоскуток»для детей старшего дошкольного возраста Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь ве...
Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста
Цель курса – Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла....