«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Климова Светлана Александровна

Методическая разработка на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики". Развитию центров коры головного мозга способствуют упражнения массажа и самомассажа пальцев и кистей рук ( поглаживание, растирание, разминания)....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики

 детей младшего возраста»

Пояснительная записка

    Актуальность выбранной мною темы обусловлена во-первых тем что, по данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Клинические обследования, в ходе стандартных медицинских осмотров, регулярно проводимых в ДОУ и поликлиниках врачами-специалистами: хирургом, ЛОР  врачем, эндокринологом, кардиологом и др., не выявляют у группы этих детей грубой патологии. Однако по наблюдениям педагогов и психологов они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения. Во-вторых актуальность работы по развитию мелкой моторики детей  обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Кроме того, в этом возрасте заметно возрастает речевая активность детей. Развитию речевых центров коры головного мозга способствуют упражнения массажа и самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание, растирание, разминание), упражнения на сгибание - разгибание, разведение, вращение, сжимание - разжимание пальцев и кистей, а также разнообразные пальчиковые игры, сопровождающиеся чтением потешек, стихов, пением песенок. Также решению поставленных задач способствуют и разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей.

Содержание

При проведении первоначальной диагностики дети показали низкий уровень развития мелкой моторики рук. У детей возникли трудности: пальцы малоподвижны, движения неточные, речь была невнятной. Не у всех детей получались движения разогнуть, согнуть пальчики, согласовывать действия двумя руками, скрещивать пальчики и.т.д. Дети расстраивались что у них не получались движения пальцев рук. А так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести с детьми работу в этом направлении. Поставив перед собой цели, задачи, занялась подбором материала.

С учётом возрастных и индивидуальных способностей детей я подобрала материал для показа пальчиковых игр, составила перспективный план, в который включила:

-самомассаж рук (сгибание, разгибание, постукивание, растирание, поглаживание пальчиков);

-разучивание стихотворений, потешек, песенок, считалок с сопровождением движений пальчиками;

-упражнения;

-пальчиковая гимнастика;

Знакомство с пальчиковыми играми я провожу по плану:

-рассматривание картинок, иллюстраций(по теме);

-заучивание потешек, стишков, песенок и проговаривание вместе с детьми хором;

- игры с мозаикой, с конструкторами, с карандашами, с вкладышами, с пазлами, нанизывание бусин, складывание разрезных картинок;

-застёгивание и расстегивание пуговиц, змеек, кнопок, липучек;

-шнуровка;

-игры с пальчиковыми куклами.

Развитие навыков важно ещё потому, что дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. В своей работе я последовательно использую систему «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей я начала с обучения приёмом самомассажа.

Самомассаж- это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.

Самомассаж начинала с лёгкого растирания подушечек пальцев, потягивания за кончики пальцев, растирание ладоней. Затем приступала к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений. Ребенку интересно все, что происходит вокруг него. Малыш пытается познать новое, прикасаясь к нему пальчиками (упражнение «Цветные лоскутики»). Таким образом, он знакомится с понятиями «мягко» и «твёрдо» «тепло» и «холодно», получает сенсорное

Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игру. Одним из видов является массаж с помощью карандашей. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. В зависимости от содержания упражнения, предпочтение отдаётся тому или иному виду карандаша (толстый, круглый, короткий, длинный, шестигранный).

Упражнения с карандашом:

«Ладошка»

«Горка»

«Качели»

«Утюжок» и.т. д.

Упражнения с различными предметами:

«С прищепками»

«с пробками»

 «с липучками»

«со змейками»

«с крючками»

«с кнопками»

«с бусами»

«со счетными палочками»

«комкание платка, бумаги»

«горох, фасоль,боб»

«собери бусы (макароны)»

«открой шпингалет»

«заплети косички»

«завяжи бантик»

«перебери пуговицы по цвету, по размеру».

Все игры и упражнения готовят руку к письму, что немаловажно для ребенка.

Пальчиковые игры без предметов сопровождаю стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук: поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого пальчика.

«Этот пальчик дедушка»

«Мы капусту рубим, рубим»

«Две сороконожки»

«Замок»

Провожу пальчиковые игры с предметами. С помощью родителей изготовили из картона «шапочки» для пальчиков. Дети, слушая сказку, выполняют вместе со мной действия:

«Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые шапочки. Надевали (дети надевают шапочки) на все пальцы. День проходил весело, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали свои шапочки (дети снимают каждый колпачёк-шапочку при помощи других пальцев этой же руки, пальцы другой руки не помогают.

В работе использую приём, как показ при помощи рук различных изображений.

«Лодочка»

«Бабочка»

«Кольцо»….

Пальчиковые игры провожу в течение всего дня в разных видах деятельности. К детям приходит сказочный герой и предлагает детям поиграть. Пальчиковые игры для развития речи незаменимы. В процессе разучивания потешек, стишков формируется правильное звукопроизношение. У детей развивается пространственное мышление, фантазия, память, внимание. На прогулках рисуем на снегу, на песке.

Работа с  пластилином так же развивает мелкую моторику рук. Пальчики детей становятся ловкими, гибкими. Вместе с детьми с соленого теста лепили сушки, печенье, конфеты.

Аппликация: учу детей приклеивать готовые формы на листы бумаги. Скручивание салфеток в маленькие шарики и «одевание» утят и цыплят, барашек, создание волшебных цветов вызывало у детей радость.

С большим удовольствием дети занимаются в физкультурной зоне, где имеется массажный коврик. Упражнения с данным инвентарем полезны для стоп ног.

Игры с прищепками. Предлагала детям надеть прищепки на спину картонных ежей.

Игры с мозаикой, с конструкторами, с вкладышами, с матрешками, с клубочками - безусловно, очень важны и полезны для развития кистей и пальцев рук.

На асфальте рисовали цветными мелками. Сделав несколько рисунков, я предлагала детям рассказать, из каких геометрических фигур они состоят. Потом малыши пробовали сами выполнить рисунки, состоящие из кругов, квадратов и треугольников.

Игры с грецкими орехами

Рассказывала сказку про орех, как подул сильный ветер и орех упал с дерева.(дули вместе с детьми изображая ветер, тренируя долгий выдох) Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу). Орех катали по ковру ладошкой вперёд и назад, как машинку. Проделывали всё несколько раз одной рукой, потом другой. Ещё орешки ныряли в «бассейн» с горохом. Такая игра в прятки хорошо массирует пальчики.

Игры с пирамидками

Нанизывание колечек, сравнивание по цвету, форме и величине так же развивает мелкую моторику рук.

С помощью родителей я изготовила дидактические игрушки: черепашка, цветочки, грибочки, ёлочки, куколки. Для детей завязывание шнурков большая трудность. Сначала у детей не получалось, но со временем научились шнуровать ботинки. Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания. Учились с детьми расстегивать и застегивать пуговицы, змейки, кнопки. Шнуровка помогает маленьким неповоротливым пальчикам становиться более ловкими. Пропуская веревочки сквозь нужные отверстия, малыш увлекается самим процессом.

Со временем пальчики детей становились послушными. Но самое главное - улучшилась речь детей. Как приятно смотреть, когда у детей светятся глазки радостью от того, что знают наизусть потешки, стихотворения, считалочки, песенки и умеют сопровождать движениями пальчиков. Я смогла заинтересовать играми с пальчиками, которые ободряют, радуют, учат общаться. Пальчиковые игры превратились в весёлую игру, приносящую удовольствие. А эти чувства являются сильнейшим средством стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Данная система показывает, что разные виды деятельности, используемые мною в работе по развитию мелкой моторики рук, (через тренировку пальцев рук) дают хорошие результаты.

Конспект занятия по рисованию для младшей группы

Рисование нетрадиционным способом

( Проступающий рисунок.)

«Путешествие в космос».

Цель: Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «проступающий рисунок».

Закрепить начальное представление детей о космосе. Повторить слова: космос, планеты, звёзды, ракета, космонавт, солнце.

Материал: Иллюстрации: планет, звёздного неба, космонавта, восковые мелки, акварельные краски (фиолетовая, тёмно-синяя), альбомные листы с нарисованными белым восковым мелком звёздами, кисточки, салфетки, игрушка Лунтик,

Ход занятия: Организационный момент:

Дети заходят в группу.

 Воспитатель обращает внимание на игрушку Лунтика.

В; Посмотрите дети кто к нам прилетел?

Д: Лунтик.

В: Да. Это Лунтик. А откуда он прилетел?

Д: из космоса, с луны…

В: Из космоса. А что там есть? Лунтик хочет загадать вам загадки.

 На мольберте прикреплены картинки звёздного неба, луны, солнца.

Загадки:

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня ... луной

 

Коль ночь ясна – прозрачен воздух,

Тогда на небе видим … звёзд

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...Солнце

 В.:  - Как эти слова ( луна, звёзды, солнце, планеты) можно назвать одним словом?

Д.:  - Космос.

В.:  - Все эти слова относятся к такому понятию, как космос

В космосе очень красиво. В тёмном небе светятся звёзды и планеты. А наш Лунтик прилетел к нам за помощью. Вы знаете, в далёком космосе злой волшебник перекрасил всё небо в белый цвет и теперь там не видно ни звёзд, ни планет и ему не найти свой дом. Вы хотите полететь в космос и помочь Лунтику, чтобы в космосе опять стало красиво и он мог найти свой домик?

Д: Да.

В: Тогда, отправляемся в полёт.  Надеваем на себя скафандры (имитация одевания).

А на чём полетим?

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это делать быстрая…. ракета

Д: на ракете

(Ракету можно сделать из мягких кубиков.)

В: Надеваем на себя скафандры (имитация одевания)

 - Внимание! Займите свои места. Пристегнитесь, начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние.

В невесомости плывем

Мы под самым потолком

(Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).

Ну, вот мы и в космосе.

Посмотрите как здесь красиво, а вот и белое пятнышко ( на мольберте среди картинок прикреплён белый альбомный лист), там где-то живёт Лунтник. Давайте поможем Лунтику найти свой домик.

Садитесь скорее за столы. ( На столах лежат альбомные листы  с нарисованными белым восковым мелком звёздами).

В: Берите восковые карандаши и нарисуйте разноцветные  звёзды и голубую нашу планету Землю.

Дети рисуют мелками.

Дадим отдых пальчикам

 «Рисовали, рисовали наши пальчики устали,

Мы сейчас их потрясём, снова рисовать начнём».

 В: Отдохнули, а теперь давайте закрасим весь лист тёмной краской, чтобы были хорошо видны все звёзды и планеты. Берём краски (фиолетовую или темно-синюю) и закрашиваем весь лист. Цветные и белые мелки проступают на тёмном фоне.

В: Посмотрите ребята как красиво у нас получилось. Теперь наш Лунтик может лететь к себе домой. Он говорит вам Спасибо и До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей" (по здоровью сберегательным технологиям)

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

Пальчиковые игры как средство развитие мелкой моторики

Итак, вы уже знаете, насколько полезны ребёнку для его развития пальчиковые игры. Но, предположим, что на раннем этапе, до года, вы не играли с ребёнком в эти игры. И вот вы купили книжку пальчиковых ...