Кружок "Мастерилки"
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Кошеварова Людмила Николаевна

Кружок " Мастерилки" Для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterilki_kruzhok.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА

 «Мастерилки »

Пояснительная записка.

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

(В.А.Сухомлинский)

 Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно –прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

    Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда.  

     В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.           Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

       Еще одна из главных задач  это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению

Кружок рассчитан для детей от 4 до 5 лет.

Цель:

-создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей
-Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

Задачи кружка:

Задачи по обучению технике работы по ручному труду.

1. Сформировать у детей интерес к видам труда.

2. Познакомить со свойствами материалов.

3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы.

4. Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

5. Развивать общую ручную умелость.

6. Координировать работу глаз и обеих рук.

7. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

8. Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити, тесто, салфетки и т. д.)

9. Начиная с простейших поделок, постепенно осваивать более сложные приёмы работы с различными материалами, подвести к созданию работ по собственному замыслу.

Задачи по сенсорному воспитанию.

1. Повышать сенсорную чувствительность.

2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.

Задачи по развитию речи.

1. Формировать речевую деятельность.

2. Развивать диалогическую речь.

3. Активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства.

4. Называть материалы, используемые для работы.

5. Активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы.

Задачи по эстетическому воспитанию.

1. Учить создавать выразительные образы.

2. Развивать умение подбирать цвета.

3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.

4. Формировать композиционные навыки.

Задачи по нравственному воспитанию.

1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.

2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность.

3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.

4. Развивать желание детей сделать приятное для родителей.

5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.

Направления работы.

1. Развитие творческих способностей

2. Художественно-эстетическое развитие

3. Познавательное развитие

Расписание кружка: 1 раз в неделю – среда, во вторую половину дня. В средней группе у нас 25 детей.

Содержание работы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание в слух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.

1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).

2 этап - знакомство со свойствами материалов.

3 этап - обучение приемам изготовления.

4 этап - изготовление поделок.

5 этап – выставки детских работ.

Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Материал:

Бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал, крупы, семена, пластилин, тесто, коробки, спички, нитки, краски, гуашь, карандаши, фломастеры, ножницы, клеёнка, клей, кисточки, влажные салфетки.

                                          Перспективный план работы кружка « Мастерилки»

2016 – 2017 учебный год

Дата

тема

задача

               Материал.

1

«Ознакомление со свойствами бумаги»

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит, легко мнется.

Бумага разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.

2

«Грибок» (Аппликация)

Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон

Готовые формы: шляпка, ножка, клеенки, клей, кисть, салфетки.

3

«Ёж»

(Аппликация)

Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Салфетки, клеенки, клей, кисть,  тряпочки, семечки

4

«Листопад» (Аппликация)

  Учить наклеивать  сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности

Салфетки, клеенки, клей, кисть,  тряпочки, сухие листья,

5

«Яблочко»                                      ( Мозаичная аппликация)

Приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.

Салфетки, клеенки, клей, кисть,  тряпочки, бумага разного цвета.

6

Осенний лес

(обрывная аппликация) Коллективная работа.

Расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки

Салфетки, клеенки, клей, кисть,  тряпочки, бумага разного цвета

7

"Веточка рябины".     (Мятая бумага).

Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины

Салфетки разного цвета, клеенки, клей, кисть,  тряпочки

8

« В саду много ягод и цветов». Обрывная  аппликация   (Коллективная работа).

Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, салфетки разного цвета, цветная бумага.

9

«Зверюшки».

(обрывная аппликация)

Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, , цветная бумага.

10

"Бусы для мамы". Техника работы с мятой бумагой

Формировать умение скатывать небольшие шарики из мягкой салфетки при помощи воды и нанизывать их на нитку. Л. А. Садилова "Поделки из мятой бумаги "

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, салфетки разного цвета, вода.

11

"Цветы для бабушки" (Бумажная пластика).

Склеивать лепестки из полосок бумаги.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, цветная бумага.

12

«Зимушка, зима». (объёмные аппликации из бросового материала).

 Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, салфетки разного цвета, цветная бумага, гафрированная бумага

13

Коллаж:

«Жители леса»

Учить вырезывать предметы по контуру, распределять и наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности.

Продолжать учить работать в коллективе.

Вырезки из журналов, книжки – раскраски, ножницы, клей, клеенки, кисточки, ватман.

14

«Гномик»

Продолжать учить вырезывать предметы по контуру, распределять и наклеивать готовые формы на шаблон.

Шаблоны  - гномик. Бумага  красного цвета с нарисованными предметами одежды. Кисточки, клей,  клеенки, подставки. Подносы, вата, клей.

15

«Снеговик»

 Учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, цветная бумага, вата. Шаблон.

16

«Гирлянда»

 Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, цветная бумага, вата.

17

"Ёлочка - красавица".(Торцевание салфетками).

Познакомить с новой техникой работы с салфетками

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, цветная бумага, салфетки.

Резная снежинка

(оригами)

Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, цветная бумага

18

« Зайчик»               (аппликации из ваты)

 Учить на бархатной  бумаге изображать по силуэту  зайчика из ваты , дополняя  пейзаж деталями из цветной бумаги.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, цветная бархатная бумага, вата, цветная бумага.

19

Аквариумные рыбки                               (оригами)

Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба . Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, цветная бархатная бумага

20

«Цыплёнок».                           (Аппликация из крупы).

 Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка  делаем  из гречки, травку из гороха.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, крупа(гречка, горох, пшено) шаблон.

21

.«Валентинки».         (Аппликация из резаных ниток).

Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, нитки красного цвета.

22

Овечка»              

 (Обрывная аппликация)

Учить детей работать с бумагой: обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу, дорисовывать недостающие детали.

Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Бумажные салфетки белого цвета, подносы, контуры овечек, клей, кисти, клеенки, подставки, фломастеры.

23

"Подарок папе"               (Бумажная пластика + шерстяные нитки)

Составлять работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, заготовки.

24

« Первые цветы».                 (аппликация из цветной и гофрированной бумаги)

Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, прямоугольники из цветной бумаги.

25

Кораблик

(оригами)

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, прямоугольники из цветной бумаги.

26

Мимоза для любимой мамочки".                                       (Мятая бумага).

Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, салфетки, цветная бумага.

27

."Красивый узор на блюдце".(Бумажная пластика).

Продолжать учить вырезывать предметы по контуру, распределять и наклеивать готовые формы на шаблон. Склеивать лепестки из полосок бумаги.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, полоски цветной бумаги

28

Цветы из снежинок.

(оригами)

Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, прямоугольники из цветной бумаги.

29

Весёлый лягушонок

(оригами)

Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Аппликационно оформить поделку.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, прямоугольники из цветной бумаги.

30

."Веточка вербы" (Мятая бумага + вата)

Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать от ваты кусочки, аккуратно приклеивать на картон.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей,вата.

31

«Лебедь»

Продолжать знакомить с оригами.

Учить выполнять действия в заданной последовательности, оформлять поделку фломастерами.

Квадраты из белой бумаги 15х 15, фломастеры.

Д.Н.Колдина, стр.17

32

«Ночное небо»

(панно)

Продолжать освоение техники аппликации и  рельефной лепки, предложить создать вместе рельефную картину. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Развивать чувство композиции.

Силуэты созвездий, ракет, инопланетян, космонавтов. Ножницы, клей, кисточки, клеенки, салфетки, пластилин.

И.А.Лыкова, стр.75

33

«Мордочка щенка. (оригами)

Продолжить знакомство с новым способом обработки бумаги – оригами. Учить складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы, выполнять действия в определенной последовательности

Квадраты из цветной двухсторонней бумаги коричневого цвета, фломастеры.

Д.Н.Колдина, стр.28

34

.« Нарядные крылышки»  (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

Приготовить разные цилиндры  размером с пальчик. И будем мастерить разных  насекомых , туловище  которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, фантики, гофрированная бумага.

35

Аппликация «Солнышко».

Развивать интерес к аппликации как виду деятельности: продолжать учить составлять рисунок из готовых форм, закреплять умение наклеивать формы ладошек на круг. Формировать навыки работы с шаблонами (учиться обводить руку); учиться работать с ножницами; развивать мелкую моторику.

Желтый картон; цветная бумага;

ножницы; клей; желтые шерстяные нитки.

36

."Вот что я умею!" По замыслу детей.

Самостоятельно задумывать сюжет поделки, использовать знакомые навыки и приёмы при её создании.

Клеенка, кисть, тряпочки, клей, цветная бумага, салфетки, вата, гофрированная и бархатная бумага.

Источник

1.И.А.Лыкова Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста.

2.Д.Н.Колдина Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий.

3.З.В.Лиштван  Конструирование.

4.Материалы интернет – ресурса.

http://teremokkov.edurm.ru/index.php/2011-12-27-06-36-26/2011-12-27-07-22-37-25/56-q-q4