Проект "Крышки-волшебницы"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей продолжает развивается сенсорное восприятие, мелкая моторика и начинает формироваться образное мышление и воображение. Поэтому необходимо наполнять среду их пребывания предметами, позволяющими через различные виды деятельности формировать сенсорные эталоны и развивать навыки взаимодействия с предметом, что является основой для формирования образного мышления.
В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
«КРЫШКИ-ВОЛШЕБНИЦЫ»
(группа №10, средняя)
Автор проекта: Пациора Н.Ю. – воспитатель;
Участники проекта: педагоги, дети и родители.
г. Березовский, 2016
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
«КРЫШКИ-ВОЛШЕБНИЦЫ»
Актуальность
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей продолжает развивается сенсорное восприятие, мелкая моторика и начинает формироваться образное мышление и воображение. Поэтому необходимо наполнять среду их пребывания предметами, позволяющими через различные виды деятельности формировать сенсорные эталоны и развивать навыки взаимодействия с предметом, что является основой для формирования образного мышления.
В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку.
Для этого мы посчитали нужным взять предмет привычный для детей, актуальный и постоянно присутствующий в их жизни и расшить знания детей об этом предмете, наполнив их новым содержанием. В группе накопилось много нетрадиционного бросового материала, в частности пластиковых крышек. Яркость, таинственность материала очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться, а между тем и стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором…
Почему пластиковая крышка?
Этот предмет обладает такими качествами, как:
- Простота формы, что помогает закрепить сенсорный эталон круга.
- Различие по цвету и открытые чистые оттенки цветов, что помогает развивать цветовое восприятие и соответствует возрасту.
- Различие по размеру в рамках нескольких заданных стандартов, что позволяет сравнивать размеры, все же подводя их к обобщенным понятиям – «большой», «средний», «маленький».
- Множественность вариаций предмета, мало различающихся по внешнему виду, что позволяет изучать понятие количества на уровне данной возрастной категории.
- Все эти качества дают возможность использования этого предмета в образовательном процессе и позволяют расширять возможности детей в действиях с предметом, что дает толчок к развитию действий с игрушками-заменителями, которая является предпосылкой к дальнейшему развитию воображения.
Проблема
Выпивая по 2-3 коробки сока, мы с ребятами решили не выбрасывать пластиковые крышки. В один из дней в группе их накопилось достаточно большое количество. Предложили детям поиграть с крышками. Тогда возникли следующие вопросы: «Как мы будем с ними играть?» и «Что мы знаем о крышках?». Так и пришла идея проекта «Крышки- волшебницы».
Цель проекта
Создание условий для развития мелкой моторики, сенсорного восприятия и образного мышления детей через конструирование и игры с пластиковыми крышками в ходе проектной деятельности.
Задачи
Задачи ставятся непосредственно для трёх субъектов, участвующих в реализации проекта: педагоги, дети и родители:
- Разработка методического обеспечения, комплекса условий и мероприятий для проведения проектной деятельности.
- Формирование представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста об опытно-экспериментальной и конструктивной деятельности. Проведение серии мероприятий с детьми в форме непосредственной и совместной образовательной деятельности.
- Создание единого пространства, развивающей образовательно-исследовательской среды в условиях группы детского сада, стимулирующей познавательную активность детей.
- Разработка системы активного сотрудничества детей, родителей и педагогов в данном направлении.
- Оценка эффективности проекта.
Классификация проекта
По доминирующему методу | Исследовательско-игровой, практико-ориентированный (используется игровая, исследовательская, продуктивная и конструктивная деятельность детей) |
По характеру содержания | Ребенок, наблюдения, конструирование открытия. Взаимодействие ребёнка, педагогов и родителей. |
По характеру участия ребёнка в проекте | Ребёнок- участник от зарождения идеи до получения результата |
По характеру контактов | Осуществляется в контакте с семьей |
По количеству участников | Групповой |
По продолжительности | Долгосрочный (в течение учебного года) |
В процессе реализации проекта используются следующие методы стимулирования познавательной активности:
- конструктивные беседы;
- игры-экспериментирование;
- проведение опытов;
- продуктивные виды деятельности;
- индивидуальная работа под руководством взрослого;
- ролевые игры;
- вопросы взрослого, побуждающие ребёнка к постановке проблемы; вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл опыта, эксперимента, его содержание или природную закономерность;
- метод, стимулирующий ребёнка к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской и конструктивной деятельности;
- моделирование, конструирование.
Гарантированный результат
В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе среднего дошкольного возраста проект может обозначить следующее:
- развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности), повышение уровня мотивации к непосредственно-образовательной деятельности;
- освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
- перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; коммуникативных навыков общения;
- расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных научных открытиях);
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;
- формирование умений делать открытия и удивляться им, получение первого опыта рефлексии (самооценки), творческого самовыражения.
Предполагаемый продукт
Создание сенсорно-моторного центра «Крышкоград»
Этапы работы по реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка | Деятельность родителей |
Iэтап – Организационно-подготовительный (май-сентябрь 2016 г.). | -Анализ методической литературы. -Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. -Знакомит родителей с темой проекта. Разрабатывает план продвижения к цели, обсуждает его с родителями. -Разрабатывает рекомендации для родителей по проведению опытов и игр с пластиковыми крышками с ребенком в домашних условиях. Консультативный материал. -Вводит ребёнка в игровую (сюжетную) ситуацию. -Составляет план-схему проекта. -Занимается сбором и накоплением материала. -Осуществляет подбор рассказов, картин, иллюстраций, презентаций по теме проектной деятельности, конспектов занятий для проведения исследовательской и конструктивной деятельности. -Готовит дидактический и практический материал для проведения опытов и конструктивной развивающей деятельности. -Подготавливает задания для совместной деятельности детей и родителей и задания для самостоятельной деятельности ребёнка. -Составляет картотеку игр с пластиковыми крышками, картотеку опытов и экспериментов. -Рисование схем-макетов, составление карточек-заданий, изготовление дидактических игр, сухого бассейна, мини-театра, сенсорного планшета и т.д. для открытия сенсорно-моторного центра «Крышкоград» | -Постановка проблемы проекта. -Знакомство с темой проекта. Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию. -Просмотр материалов по теме проекта, рисунков, иллюстраций. - Знакомство со свойствами пластиковых крышек (экспериментальная и конструктивная деятельность). | -Сбор информации по теме проекта. -Беседы с детьми дома о назначении крышек. Подборка о них материала. -Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. -Подбор атрибутов для создания сенсорно-моторного центра «Крышкоград». |
II этап - Основной (практический) (сентябрь 2016 г.- апрель 2017 г.) | -Определение рабочего места для размещения сенсорно-моторного центра «Крышкоград» в группе. Оформление Крышкограда. -Открытие сенсорно-моторного центра «Крышкоград» -Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка». -Проведение с детьми бесед «Что бывает круглым?», «Во что можно превратить крышечку?»…., развивающих занятий, дидактических игр, опытов и экспериментов с применением пластиковых крышек. -Поддержка инициативы детей в использовании материалов проекта в самостоятельной деятельности, как по прямому назначению, так и в качестве предметов-заменителей.
| Игры, конструирование и экспериментирование в сенсорно-моторном центре «Крышкоград»: -Знакомство со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах («Тонет – не тонет», «Печатки», «Чудесный сундучок», «Собери по описанию, цвету и образцу») и т.д. -Конструирование из пластиковых крышек по замыслу, по образцу с применением схем-макетов, корточек-заданий. -Дидактические игры по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. -Театрализованные игры, игры-драматизации с применением мини-театра из пластиковых крышек. -Сюжетно-ролевые игры с крышками «Готовим обед», «Измеряем рост куклы» и т.д. | -Обращают внимание ребёнка к иллюстрациям, справочно-энциклопедической литературе, выбирают необходимые материалы для экспериментирования и проведения опытов дома. Чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, её назначение. -Создание условий для конструктивной и опытно-экспериментальной деятельности дома и в детском саду, помощь в оформлении сенсорно-моторного центра «Крышкоград». -Знакомятся с играми с крышками, результатами продуктивной и конструктивной деятельности детей. |
III этап – Заключительный (обобщающий). (май 2017 г.) | -Успешное функционирование сенсорно-моторного центра «Крышкоград». -Представление продуктов проектной деятельности. -Подведение итогов, обоснование полученных результатов, их оценка. Рефлексия. -Презентация проекта на педсовете и в сети Интернет (на сайте детского сада в рубрике «Наши группы»). -Проведение мастер-классов для родительской и педагогической общественности, знакомство с деятельностью сенсорно-моторного центра «Крышкоград». |