Проект "Крышки-волшебницы"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Пациора Наталья Юрьевна

 

В младшем и среднем дошкольном возрасте  у детей продолжает развивается сенсорное восприятие, мелкая моторика и  начинает формироваться образное мышление и воображение. Поэтому необходимо наполнять среду их пребывания предметами, позволяющими  через различные виды деятельности  формировать сенсорные эталоны и развивать навыки взаимодействия с предметом, что является основой для формирования образного мышления.

В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ

        «КРЫШКИ-ВОЛШЕБНИЦЫ»        

(группа №10, средняя)

Автор проекта: Пациора Н.Ю. – воспитатель;

Участники проекта: педагоги, дети и родители.

г. Березовский, 2016

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ

        «КРЫШКИ-ВОЛШЕБНИЦЫ»        

Актуальность

В младшем и среднем дошкольном возрасте  у детей продолжает развивается сенсорное восприятие, мелкая моторика и  начинает формироваться образное мышление и воображение. Поэтому необходимо наполнять среду их пребывания предметами, позволяющими  через различные виды деятельности  формировать сенсорные эталоны и развивать навыки взаимодействия с предметом, что является основой для формирования образного мышления.

В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку.

Для этого мы посчитали нужным взять предмет привычный для детей, актуальный и постоянно присутствующий в их жизни и расшить знания детей об этом предмете, наполнив их новым содержанием.  В группе накопилось много нетрадиционного бросового материала, в частности пластиковых крышек. Яркость, таинственность материала очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться,  а между тем и стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором…

Почему пластиковая крышка?

Этот предмет обладает такими качествами,  как:

  • Простота формы, что помогает закрепить сенсорный эталон круга.
  • Различие по цвету и открытые чистые оттенки цветов, что помогает развивать цветовое восприятие и соответствует возрасту.
  • Различие по размеру в рамках нескольких заданных стандартов, что позволяет сравнивать размеры, все же подводя их к обобщенным понятиям – «большой», «средний», «маленький».
  • Множественность вариаций предмета, мало различающихся по внешнему виду, что позволяет изучать понятие количества на уровне данной возрастной категории.
  • Все эти качества дают возможность использования этого предмета в образовательном процессе и позволяют расширять возможности детей в действиях с  предметом, что дает толчок к развитию действий с игрушками-заменителями, которая является предпосылкой к дальнейшему развитию воображения. 

Проблема


Выпивая по 2-3 коробки сока, мы с ребятами решили не выбрасывать пластиковые крышки. В один из дней в группе их накопилось достаточно большое количество. Предложили детям  поиграть с крышками. Тогда возникли следующие вопросы:  «Как мы будем с ними играть?» и «Что мы знаем о крышках?». Так и пришла идея  проекта «Крышки- волшебницы».

Цель проекта

Создание условий для развития мелкой моторики,  сенсорного восприятия и образного мышления детей через конструирование и игры   с пластиковыми крышками в ходе проектной деятельности.

        

Задачи

Задачи ставятся непосредственно для трёх субъектов, участвующих в реализации проекта: педагоги, дети и родители:

  1. Разработка методического обеспечения, комплекса условий и мероприятий для проведения проектной деятельности.
  2. Формирование представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста об опытно-экспериментальной и конструктивной деятельности. Проведение  серии мероприятий с детьми в форме непосредственной и совместной образовательной деятельности.
  3. Создание единого пространства, развивающей образовательно-исследовательской среды в условиях группы детского сада, стимулирующей познавательную активность детей.
  4. Разработка системы активного сотрудничества детей, родителей и педагогов в данном направлении.
  5. Оценка эффективности проекта.

Классификация проекта

По доминирующему методу

Исследовательско-игровой, практико-ориентированный (используется игровая, исследовательская, продуктивная и конструктивная деятельность детей)

По характеру содержания

Ребенок, наблюдения, конструирование открытия. Взаимодействие ребёнка, педагогов и родителей.

По характеру участия ребёнка в проекте

Ребёнок- участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов

Осуществляется в контакте с семьей

По количеству участников

Групповой

По продолжительности

Долгосрочный (в течение учебного года)

В процессе реализации проекта используются  следующие методы стимулирования познавательной активности:

  • конструктивные беседы;
  • игры-экспериментирование;
  • проведение опытов;
  • продуктивные виды деятельности;
  • индивидуальная работа под руководством взрослого;
  • ролевые игры;
  • вопросы взрослого, побуждающие ребёнка к постановке проблемы; вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл опыта, эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • метод, стимулирующий ребёнка к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской и конструктивной деятельности;
  • моделирование, конструирование.

        Гарантированный результат

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе среднего дошкольного возраста проект может обозначить следующее:

  • развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности), повышение уровня мотивации к непосредственно-образовательной деятельности;
  • освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; коммуникативных навыков общения;
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных научных открытиях);
  • развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;
  • формирование умений делать открытия и удивляться им, получение первого опыта рефлексии (самооценки), творческого самовыражения.

Предполагаемый продукт

                        

Создание сенсорно-моторного центра «Крышкоград»


Этапы работы по реализации проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Деятельность родителей

Iэтап – Организационно-подготовительный (май-сентябрь 2016 г.).

-Анализ методической литературы.

-Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

-Знакомит родителей с темой проекта. Разрабатывает план продвижения к цели, обсуждает его с родителями.

-Разрабатывает рекомендации для родителей по проведению опытов и игр с пластиковыми крышками с ребенком в домашних условиях. Консультативный материал.

-Вводит ребёнка в игровую (сюжетную) ситуацию.

-Составляет план-схему проекта.

-Занимается сбором и накоплением материала.

-Осуществляет подбор рассказов, картин, иллюстраций, презентаций по теме проектной деятельности, конспектов занятий для проведения исследовательской и конструктивной деятельности.

-Готовит дидактический и практический материал для проведения опытов и конструктивной развивающей деятельности.

-Подготавливает  задания для совместной деятельности детей и родителей и задания для самостоятельной деятельности ребёнка.

-Составляет картотеку игр с пластиковыми крышками, картотеку опытов и экспериментов.

-Рисование схем-макетов, составление карточек-заданий, изготовление дидактических игр, сухого бассейна, мини-театра, сенсорного планшета и т.д. для открытия сенсорно-моторного центра «Крышкоград»

-Постановка проблемы проекта.

-Знакомство с темой проекта. Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию.

-Просмотр материалов по теме проекта, рисунков, иллюстраций.

- Знакомство со свойствами пластиковых крышек (экспериментальная и конструктивная деятельность).

-Сбор информации по теме проекта.

-Беседы с детьми дома о назначении крышек. Подборка о них материала.

-Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д.

-Подбор атрибутов для создания сенсорно-моторного центра «Крышкоград».

II этап  - Основной (практический)

(сентябрь 2016 г.- апрель 2017 г.)

-Определение рабочего места для размещения сенсорно-моторного центра «Крышкоград» в группе. Оформление Крышкограда.

-Открытие сенсорно-моторного центра «Крышкоград»

-Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка».

-Проведение с детьми бесед «Что бывает круглым?», «Во что можно превратить крышечку?»…., развивающих занятий, дидактических игр, опытов и экспериментов с применением пластиковых крышек.

-Поддержка инициативы детей в использовании материалов проекта в самостоятельной деятельности, как по прямому назначению, так и в качестве предметов-заменителей.

 

Игры, конструирование и экспериментирование в сенсорно-моторном центре «Крышкоград»:

-Знакомство со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах («Тонет – не тонет», «Печатки», «Чудесный сундучок», «Собери по описанию, цвету и образцу») и т.д.

-Конструирование из пластиковых крышек по замыслу,  по образцу с применением схем-макетов, корточек-заданий.

-Дидактические игры по развитию речи и формированию элементарных математических представлений.

-Театрализованные игры, игры-драматизации с применением мини-театра из пластиковых крышек.

-Сюжетно-ролевые игры с крышками «Готовим обед», «Измеряем рост куклы» и т.д.

-Обращают внимание ребёнка к иллюстрациям, справочно-энциклопедической литературе, выбирают необходимые материалы для экспериментирования и проведения опытов дома. Чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, её назначение.

-Создание условий для конструктивной и опытно-экспериментальной деятельности дома и в детском саду, помощь в оформлении сенсорно-моторного центра «Крышкоград».

-Знакомятся   с играми с крышками, результатами продуктивной и конструктивной деятельности детей.

III этап – Заключительный (обобщающий).

(май 2017 г.)

-Успешное функционирование сенсорно-моторного центра «Крышкоград».

-Представление продуктов проектной деятельности.        

-Подведение итогов, обоснование полученных результатов, их оценка. Рефлексия.

-Презентация проекта на педсовете и в сети Интернет (на сайте детского сада в рубрике «Наши группы»).

-Проведение мастер-классов для родительской и педагогической общественности, знакомство с деятельностью сенсорно-моторного центра «Крышкоград».