Программа по обучению дошкольников 4-7 лет искусству оригами "Волшебный квадрат"
рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему
Обучение дошкольнико 4-7 лет искусству оригами (блок: художественно-эстетическое развитие)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_origami_metelskaya.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1150 имени Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского»
Образовательная область: Познавательное развитие
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИСКУССТВУ ОРИГАМИ «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»
(для детей 4-7 лет )
Педагог: Метельская Оксана Павловна
Москва. Зеленоград. 2014 г.
Пояснительная записка
Оригами – это японское искусство складывания бумаги. Секрет огромной популярности оригами прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать целый увлекательный, ни на что непохожий мир.
Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что творческий процесс в оригами не долог, за небольшой промежуток времени дети могут увидеть результаты своего труда. И это особенно привлекательно для дошкольников. А бумага для детей – это доступный и универсальный материал.
Главной отличительной чертой дополнительной образовательной программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по оригами с другими традиционными дисциплинами дошкольного учреждения, объединяя их одним сюжетом, одной темой. Это делает занятия оригами более интересными и содержательными.
Практическую значимость дополнительной образовательной программы определяют занятия, на которых чаще используется репродуктивный метод обучения, т.е. подробный показ детям способов действия, работа по образцу педагога. Занятия оригами благоприятно воздействуют на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. У дошкольников развивается координация движений пальцев и кистей рук, что позволяет им быстрее овладеть письмом. Такая форма работы с детьми помогает развивать у детей абстрактное и образное мышление, логику, воображение, улучшает глазомер, умение действовать по правилам точно и аккуратно.
Главной целью программы является развитие конструкторских и художественных способностей детей путем овладения техникой оригами и изготовления поделок из бумаги.
Задачи программы:
Сформировать умение у детей владеть различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Познакомить дошкольников с общими правилами и терминами, условными знаками и базовыми формами, принятыми в оригами.
Развивать у ребенка умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога, поэтапно копировать движения взрослого, слушая его объяснения.
Развивать умение анализировать и создавать поделку по образцу, которая разбирается ребенком; по схемам, чертежам.
Научить детей преобразовывать геометрические фигуры разными способами, развивать пространственную ориентировку, логическое мышление, глазомер, точность, память и воображение.
Совершенствовать речевые навыки, творческое мышление с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Развивать такие качества, как терпение, аккуратность, усидчивость, внимательность.
Формировать чувство прекрасного, художественный вкус.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 3 года обучения и включает в себя:
Возраст детей | Продолжительность занятия | Периодичность |
4-5 лет | 25 мин. | 1 раз в неделю |
5-6 лет | 25 мин. | 2 раза в неделю |
6-7 лет | 30 мин. | 2 раза в неделю |
Занятия проходят по подгруппам по 15 детей. Педагогическое обследование детей проводится два раза в год по полугодиям. Отслеживаются следующие показатели:
- знания цветов и оттенков;
- технические навыки: проглаживание краев, чтение условных обозначений, складывание по схеме;
- координация движений: ловкость пальцев, глазомер;
внимание;
- память, автоматизация действий, знание названий базовых форм и их складывание, складывание по словесному описанию;
- творческие способности: изменение классической фигурки, придумывание своей фигурки на основе базовой формы.
Учебно-тематический план
1 год обучения (4-5 лет)
Название разделов и темы | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||
Базовая форма «Треугольник» | 7 ч. 55 мин. | 3 ч. 10 мин. | 4 ч. 45 мин. |
Базовая форма «Воздушный змей» | 2 ч. 5 мин. | 50 мин. | 1ч. 15 мин. |
Базовая форма «Дверь» | 1 ч. 40 мин. | 40 мин. | 1 час |
Новогодние поделки | 50 мин. | 20 мин. | 30 мин. |
Оформление коллективных работ и аппликаций из поделок детей | 1 ч. 15 мин. | 30 мин. | 45 мин. |
Итого: | 13 ч. 45 мин. | 5 ч. 30 мин. | 8 ч. 15 мин. |
2 год обучения (5-6 лет)
Название раздела и темы | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||
Базовая форма «Треугольник» | 2 ч. 05 мин. | 50 мин. | 1 ч. 15 мин. |
Базовая форма «Воздушный змей» | 5 часов | 2 часа | 3 часа |
Базовая форма «Дверь» | 2 ч. 05 мин. | 50 мин. | 1 ч. 15 мин. |
Базовая форма «Книжка» | 2 ч. 05 мин. | 50 мин. | 1 ч. 15 мин. |
Базовая форма «Двойной треугольник» | 4 ч. 35 мин. | 1 ч. 50 мин. | 2 ч. 45 мин. |
Базовая форма «Рыба» | 3 ч. 20 мин. | 1 ч. 20 мин. | 2 часа |
Модели на основе треугольников и прямоугольников | 3 ч. 20 мин. | 1 ч. 20 мин. | 2 часа |
Новогодние поделки | 2 ч. 30 мин. | 1 час | 1 ч. 30 мин. |
Создание аппликаций из поделок детей и оформление коллективных работ | 1 ч. 40 мин. | 40 мин. | 1 час |
Итого: | 26 ч. 40 мин. | 10 ч. 40 мин. | 16 часов |
3 год обучения (6-7 лет)
Название темы | Количество часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||
Базовая форма «Треугольник» | 5 ч. 30мин. | 1 ч. 50 мин. | 3 ч. 40 мин. |
Базовая форма «Воздушный змей» | 8 ч. 30 мин. | 2 ч. 50 мин. | 5 ч. 40 мин. |
Базовая форма «Книжка» | 1 ч. 30 мин. | 30 мин. | 1 час |
Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 час | 20 мин. | 40 мин. |
Базовая форма «Рыба» | 1 час | 20 мин. | 40 мин. |
Базовая форма «Конверт» | 6 часов | 2 часа | 4 часа |
Базовая форма «Двойной квадрат» | 1 час | 20 мин. | 40 мин. |
Базовая форма «Катамаран» | 2 ч. 30 мин. | 50 мин. | 1 ч. 40 мин. |
Базовая форма «Птица» | 2 часа | 40 мин. | 1 ч. 20 мин. |
Модели на основе треугольников и прямоугольников | 3 часа | 1 час | 2 часа |
Итого: | 32 часа | 10 ч. 40 мин. | 21 ч. 20 мин. |
Материал для занятий с детьми группирован по принадлежности к той или иной базовой форме, а внутри каждой группы заданий – в порядке нарастания сложности. В основе любой поделки лежит определенная заготовка – базовая форма. Каждая форма имеет свое название. Умение складывать базовую форму позволит ребенку быстрее сориентировать в изготовлении любой фигурки и усвоить приемы ее конструирования. Для детей старшего возраста допустим тематический подбор (зоопарк, животные севера, головные уборы, подарки к праздникам, оформление выставок и т.д.).
Содержание программы:
1 год обучения детей
4-5 лет
При обучении детей в начале учебного года ставятся следующие задачи:
Развить интерес к конструированию из бумаги.
Познакомить со свойствами бумаги с правилами пользования материалами и инструментами.
Познакомить с терминами: верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (верхний, нижний) угол, правый (верхний, нижний) угол, центральная, горизонтальная, центральная вертикальная сторона, центр заготовки, линия сгиба, повернуть, перевернуть.
Упражнять в отработке основных элементов складывания: сложить квадрат по диагонали, пополам.
Познакомить с правилами техники оригами: изготовление поделки должно производиться поэтапно, линии сгибов тщательно приглаживаются подушечками пальцев; совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
Познакомить с базовыми формами (детям 3-4 лет понятие «базовая форма» не дается), которые лежат в основе любой поделки.
Научить оформлять игрушки, придавая им различные образы, оживлять поделки, прорисовывая фломастером различные детали. Научить способам склеивания деталей.
Базовая форма «Треугольник»: Дерево Елочка Бабочка Рыбка Лягушонок Котенок с белыми ушами Щенок (1-е занятие) Щенок (2-е занятие) Зайчик Кораблик Стаканчик Собака Киска-лиса(1-е занятие) Киска-лиса(2-е занятие) Синичка Волк Щенок с белой грудкой (1-е занятие) Щенок с белой грудкой (2-е занятие) Тюльпан | Лист сгибается по диагонали от угла до угла. |
Базовая форма «Воздушный змей»: Кролик Курочка Птица Сова Воздушный змей | Лист сгибается таким образом, чтобы две стороны квадрата, образующие один из углов, совмещались с диагональю, проходящие через этот угол. |
Базовая форма «Дверь»: Грибок Гномик (1-е занятие) Гномик (2-е занятие) Мышь | Квадратный лист бумаги складывается пополам, к намеченной линии складываются боковые стороны. |
Новогодние поделки: Елочная звезда Елочная подвеска |
Прогнозируемые результаты:
К концу первого этапа обучение ребенок:
Усваивает правила пользования инструментами и материалами.
Различает такие геометрические фигуры, как квадрат, треугольник, ромб, круг, прямоугольник.
Умеет складывать квадрат по диагонали, превращая его в треугольник. Складывает квадрат пополам, превращая его в прямоугольник.
Усваивает термины оригами.
Умеет совмещать углы и стороны (допускаются небольшие неточности) и проглаживать линии сгибов пальчиками.
Следуя словесным инструкциям педагога, может поэтапно складывать простейшие поделки в стиле оригами.
Знает способы соединения деталей - склеивание.
Может оформить небольшие работы – аппликации из сделанных поделок.
Ребенок получает огромную радость, видя свои успехи и результаты своего труда.
Повышается самооценка дошкольника.
2 год обучения детей (5-6 лет):
При обучении детей в начале учебного года ставятся следующие задачи:
Познакомить с новыми терминами: «глухой» (нераскрывшийся) угол, «глухая» сторона, раскрывающийся угол, раскрывающаяся сторона., вогнуть, выгнуть, раскрыть «карман», сложить «долиной», сложить «горой», складка «молния».
Закрепить имеющиеся навыки детей при изготовлении поделки на основе ранее изученных базовых форм:
Базовая форма «Треугольник»: Кепка-стаканчик Летящий голубь Грач Голубь мира Муха-цокотуха | Лист сгибается по диагонали от угла до угла |
Базовая форма «Воздушный змей»: Ворона Слон Утка Попугай 1 Кенгуру Жираф Лебедь Тюльпан Селезень Рыбка Говорящая ворона Попугай 2 | Лист сгибается таким образом, чтобы две стороны квадрата, образующие один из углов, совмещались с диагональю, проходящие через этот угол. |
Базовая форма «Дверь»: Кошелек Мышка Поросенок Кубик Гном | Квадратный лист бумаги складывается пополам, к намеченной линии складываются боковые стороны. |
Базовая форма «Книжка»: Бабочка Цветочек 1 Цветочек 2 Сердечко Лодка Лодка-плоскодонка | Квадратный лист бумаги складывается пополам |
Познакомить с новыми базовыми формами и способами их построения.
Базовая форма «Двойной треугольник»: Елка Рыбка Лебедь Мотылек Бабочка 1 Бабочка 2 Головастик Жук Самолетик Лягушонок Тюльпан | Согнуть квадрат по диагонали, развернуть его, перевернуть, согнуть квадрат пополам, развернуть, перевернуть и вдавить внутрь боковые стороны. |
Базовая форма «Рыба»: Акула Пингвин Пескарь Лебедь Карп Морской котик Кит Шкатулка | Наметить вертикальную диагональ у квадрата. К ней сложить верхние боковые и нижние боковые стороны. Наметить горизонтальную диагональ и сложить боковые стороны к середине. |
Модели на основе треугольников и прямоугольников: Самолет Прыгающая лягушка Тарелка под пирожное Хлопушка Шапка 1 Шапка 2 Пилотка Индюк | |
Новогодние поделки: Елочная подвеска «Звезда» Серп Снежинка Восьмиконечная звезда Мальчик Новый Год Снегурочка | |
Создание аппликаций из поделок детей и оформление коллективных работ: Осень Весна Веселая ферма Зоопарк |
Развивать умение поэтапного конструирования поделки.
Научить эстетически оформлять поделки аппликацией, прорисовывать мелкие детали фломастером.
Развивать внимательность, аккуратность в процессе деятельности.
Прогнозируемые результаты:
К концу второго этапа обучения ребенок:
Усваивает термины оригами, с которыми познакомился.
Может складывать простейшую фигурку по словесному описанию педагога.
Знает изученные базовые формы и может самостоятельно их складывать, т.е. появляется автоматизация действия.
Улучшаются технические навыки. Умеет преобразовывать геометрические фигуры, четко складывая их, совмещая углы и проглаживая края.
Улучшается координация движений: ловкость пальцев и глазомер.
Увеличивается словарный запас.
Воспитывается внимательность, аккуратность, стремление до конца довести начатую работу и умение оценить результаты своего труда.
3 год обучения детей (6-7 лет):
При обучении детей в начале учебного года ставятся следующие задачи:
Сформировать у детей устойчивый интерес к конструкторской деятельности.
Закрепить имеющиеся навыки детей при изготовлении поделки на основе ранее изученных базовых форм:
Базовая форма «Треугольник»: Лиса Лисички друг – Лис Щенок овчарки Щенок таксы Мамонт Грустная собака Носорог Котенок Щенок афганской борзой Салфетка «Лилия» Маскарадный шлем викинга | Лист сгибается по диагонали от угла до угла. |
Базовая форма «Воздушный змей»: Птица с двумя птенцами Говорящая ворона Голубка на гнезде Водоплавающая птица Воробей Мамонт Грустная собака Носорог Слониха Змея Дельфин Рыба-меч Снегирь Птенец-желторотик Крот Лев Обезьянка | Лист сгибается таким образом, чтобы две стороны квадрата, образующие один из углов, совмещались с диагональю, проходящие через этот угол. |
Базовая форма «Книжка»:
| Квадратный лист бумаги складывается пополам |
Базовая форма «Двойной треугольник»:
| Согнуть квадрат по диагонали, развернуть его, перевернуть, согнуть квадрат пополам, развернуть, перевернуть и вдавить внутрь боковые стороны. |
Базовая форма «Рыба»:
| Наметить вертикальную диагональ у квадрата. К ней сложить верхние боковые и нижние боковые стороны. Наметить горизонтальную диагональ и сложить боковые стороны к середине |
Модели на основе треугольников и прямоугольников: Модель «Записка», Письмо Сердечко Истребитель1 Истребитель2 Катер |
Познакомить с новыми базовыми формами и способами их построения.
Базовая форма «Конверт»: Стриж Енот Персидский кот Динозавр Щенок Морской котик Пингвиненок Птеродактиль Сова Крокодильчик Хомячок Играющий котенок | Найти центр квадрата, сложив его по 2-м диагоналям. Согнуть все углы к центру. |
Базовая форма «Катамаран»: Кусудама (шар) Парусная лодка Звезда Цветок оригами Раскрывающаяся открытка | Согнуть квадрат по 2-м диагоналям, развернуть его. Перевернуть. Согнуть все углы к центру, перевернуть. Согнуть верхнюю и нижнюю стороны квадрата к центру, развернуть. Согнуть левую и правую сторону к центру. Развернуть. Одновременно согнуть все стороны к центру. Середина всех сторон должна быть в центре квадрата. |
Базовая форма «Птица»: Цапля Ласточка Ворон Павлин | Сложить квадрат по диагонали, перегнуть пополам, раскрыть карман и расплющить. Перевернуть. Перелистнуть вправо верхний слой бумаги, раскрыть и расплющить еще один карман. Сложить к центру левую и правую, верхние и боковые стороны. Развернуть. Раскрыть вниз верхний карман. Сложить все стороны к центру по складкам. Перевернуть. Повторить тоже. |
Базовая форма «Двойной квадрат»: Тюльпан Краб | Согнуть квадрат пополам 2 раза от двух сторон. Перевернуть. Согнуть квадрат по диагонали, перевернуть. Вдавить углы внутрь. |
Научить «читать» условные знаки, принятые в оригами.
Линия сгиба | ||
Согнуть заготовку и снова развернуть | ||
Согнуть деталь поделки «долина» | ||
Надрезать, отрезать | ||
Повернуть поделку | ||
Перевернуть поделку | ||
Вогнуть внутрь | ||
Вдавить внутрь | ||
Вынуть наружу | ||
Раскрыть деталь | ||
Согнуть дважды | ||
Загнуть назад «горой» |
Упражнять в изготовлении поделки по словесной инструкции по схемам.
Научить подбирать материалы по цвету, фактуре, эстетически оформляя сделанные игрушки.
Научить проявлять аккуратность в работе.
Прогнозируемые результаты:
К концу третьего этапа обучения ребенок:
Понимает и умеет пользоваться терминами, принятыми в оригами, «читает» условные знаки.
Может самостоятельно складывать изученные базовые формы и делать на их основе поделки, игрушки.
Легко следует словесным инструкциям педагога, может складывать игрушки по схемам, чертежам, соблюдая последовательность.
Умеет создавать несложные композиции из фигурок, выполненных в стиле оригами.
Повышаются речевые навыки: ребенок может объяснить свои действия.
Воспитывается внимательность, аккуратность, стремление до конца довести начатую работу и умение оценить результаты своего труда.
Методическое обеспечение программы.
Основной формой работы с детьми является занятие. На занятиях применяется наглядный метод: демонстрация иллюстраций, картин, фотографий, открыток,
образцов поделок разного уровня сложности, показ этапов создания игрушки.
Дети старшего дошкольного возраста могут «читать» условные знаки и пользуются схемами и чертежами при изготовлении поделок.
На занятиях используется словесный метод. В начале занятия, показывая образец или игрушку, читается небольшое стихотворение, сказка, рассказ, загадывается загадка или проговаривается скороговорка. Показ обязательно сопровождается объяснением педагога. В конце занятия проводится беседа, в которой детьми проговариваются действия изготовления игрушки, и дается оценка готовым поделкам.
Немаловажным в работе с детьми по изготовлению поделок оригами является практический метод. Проводятся упражнения по отработке основных элементов складывания: сложить квадрат по диагоналям, пополам, найти центр квадрата, загнуть край листа к середине, загнуть углы квадрата к центру, вогнуть угол, выгнуть угол, при этом линии сгибов тщательно проглаживаются подушечками пальцев. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным. Материал для занятий с детьми сгруппирован по принадлежности к той или иной базовой форме, а внутри каждой группы заданий – в порядке нарастания сложности. В основе любой поделки лежит определенная заготовка – базовая форма. Каждая форма имеет свое название. Умение складывать базовую форму позволит ребенку быстрее сориентировать в изготовлении любой фигурки и усвоить приемы ее конструирования.
После показа и объяснения педагога, ребенок поэтапно копирует движения взрослого. Поделки подбираются таким образом, чтобы элементы складывания отрабатывались последовательно, в порядке нарастания сложности. В старшем дошкольном возрасте проходит обучение конструированию поделки не только по образцу педагога, но и по собственному замыслу. Для детей допустим такой тематический подбор, как зоопарк, животные севера, головные уборы, домашние животные, герои сказок, подарки к праздникам, оформление выставок.
На занятиях также используется игровой метод в виде создания игровой ситуации, введения сюрпризного момента в начале занятия. Педагог с игрушками выполняет различные игровые действия. С готовыми поделками дети не только играют, но и разыгрывают сценки из любимых сказок или мультфильмов.
Методы и приемы применяются в единстве с определенными средствами обучения: техническими (музыкальное сопровождение), таблицами с расшифровкой условных обозначений и схем складывания основных форм оригами. Также широко применяются графики – рисунки, отображающие последовательность складывания модели, различные тесты и теневые изображения поделок.
Необходимым материалом для проведения занятий является: бумага цветная двухсторонняя различной фактуры, ножницы с затупленными концами для работы с бумагой, канцелярский клей – карандаш, фломастеры и цветные карандаши.
Список используемой литературы:
- Дорогов Ю.И. Секреты оригами для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Коротеев И.А. Оригами для малышей. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
- Куцакова Л. Оригами. –М.: Владос, 1994.
- Мусиенко С.Н., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду: Пособие для воспитателей. –М.: Школьная пресса, 2005.
- Острум Н.И. А.Л Оригами. Веселый зоопарк. М.: Айрисс Пресс, 2006.
- Острум Н.И. А.Л. Оригами-мозаика. М.: Айрисс Пресс, 2006.
- Просова Н. Оригами для малышей от 2 до 5 лет. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо, 2008.
- Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М.: Айрисс Пресс, 2006.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М.: Айрисс Пресс, 2003.
- Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. М.: Айрисс Пресс, 2007.
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников. Спб.: «Детство-Пресс», 2008.
- Соколова С.Е. Сказки из бумаги. – Спб.: ЗАО «Валерии Спб», 1998.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 1998.
- Шумаковы Ю.С. Е.А. Оригами. Чудеса из бумаги. Ростов на Дону: 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретае...
дополнительная программа по обучению дошкольников ПДД "Наш друг Светофор"
"Наш друг Светофор" дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей 3-7 лет...
Программа по обучению детей дошкольного возраста певческому искусству "Соловушки"
В авторской программе "Соловушки" представлены основные принципы и приемы обучения детей певческому искусству....
Программа по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству «Рукотворный мир» ,для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Программа состоит из пяти разделов......
«Обучение дошкольников понимать язык изобразительного искусства, создавать яркие образы и композиции»
Семинар из опыта работы...
«Обучение дошкольников понимать язык изобразительного искусства, создавать яркие образы и композиции» учебно-методический материал по рисованию по теме
laquo;Обучение дошкольников понимать язык изобразительного искусства, создавать яркие образы и композиции»учебно-методический материал по рисованию по темеНовикова Ольга ИвановнаСеминар из...
Дополнительная рабочая программа по обучению дошкольников мультипликации «Волшебный мир» 1 год обучения
Цель программы: Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития...