Картотека игр для развития мелкой моторики.
картотека по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

Гамова Светлана Валентиновна

В картотеке вы найдете идеи на проведении игр с различными предметами для детей любого возраста. Однако преимущество отдавалась играм для детей раннего возраста с 2 до 3 лет.

 

1. Игры с пуговицами, шашками и бусинами

2. Игры с баночками и коробочками

3. Игры с палочками и спичками

4. Игры со шнурками и лентами

5. Игры с прищепками

6. Игры с пазлами

7. Игры с крупой, макаронами

8. Игры с водой и пипеткой

9. Игры с мозайкой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_s_2_do_3_let.docx100.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение центр развития ребенка

д/с №49 (филиал) Колпинского района г. Санкт-Петербург

К А Р Т О Т Е К А

ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА С 2 ДО 3 ЛЕТ

http://s.svitmam.ua/photo/0/0/111/111270_m.jpg

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2013/09/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B8-640x481.jpg

Подборку подготовил:

ГАМОВА С.В.

2015


ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ, ШАШКАМИ И БУСИНАМИ

Копилка. Взять банку из-под кофе или чипсов, прорезать в крышке отверстие и предложить ребенку кидать в него плоские пуговицы или шашки.

Шашки – камешки. Приготовить банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке и коробочку. Ребенку нужно кидать шашки в банку, а камушки складывать в коробку.

Витаминки в пузырьке. Взять пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложить ребенку сложить в него «витаминки». Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.

Пуговицы – карандаши. Взять четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите ребенку, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т.д.

Ячейки. Взять ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Предложить ребенку раскладывать пуговицы или бусинки по ячейкам.

Бусинки в домиках. Взять лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложить поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.

Яблоки на яблоне. Вырезать из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложить ребенку собрать в миску урожай яблок.

В какой руке. Спрятать в одной руке бусинку, показать ребенку две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если ребенок угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке.

Дорожка. Наклеить на линейку двусторонний скотч и предложить ребенку выложить дорожку - наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.

Узоры из пуговиц. Необходимый инвентарь: разноцветные пуговицы разных размеров. Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц, называя их цвет и форму. В дальнейшем в игре используйте пуговицы разных размеров. При этом не забывайте сравнивать их. Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики.


ИГРЫ С БАНОЧКАМИ И КОРОБОЧКАМИ

Подбери крышку: приготовить несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложить ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

Баночки и палочки: в пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положить карандаши, счетные палочки, ленточки. Предложить ребенку открыть баночки по очереди, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

Сундучок с сокровищами: в сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки (брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и т.д.). Предложить ребенку открывать - закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.

Яичный контейнер: взять контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложить ребенку распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы ребенку было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.

ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ И СПИЧКАМИ

Спички в коробке. Предложить ребенку уложить спички в коробок. Со спичек заранее удалить серную головку.

Пузырек и спички. Взять высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и показать ребенку, как можно наполнять его спичками.

Волшебные палочки. Разложить на столе счетные палочки. Взять с ребенком по одной палочке и сделайте вид, будто вы чистите ими зубы. Потом положить палочки на стол и взять еще по одной палочке. Этой палочкой «причешитесь» и тоже положить её на стол. Взять с ребенком две следующие и порисуйте ими и т.д.

Дорожка и забор из палочек. Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.

Большие и маленькие палочки. Приготовить пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложить ребенку выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.


ИГРЫ СО ШНУРКАМИ И ЛЕНТОЧКАМИ

Узелки на память: связать несколько шнурков вместе и завязать на каждом из них узелки. Предложить ребенку их все отыскать.

Бусы: взять деревянные шарики с отверстиями и длинный шнурок. На конце шнурка привязать погремушку (чтобы шарики не проскальзывали). Предложить ребенку нанизать шарики на шнурок.

Дорожка: расположить недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложить ребенку проложить между ними дорогу из шнурка.

Круг: выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.

Непослушный шнурок: взять шнурок и пропустить его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д. Затем предложить ребенку самостоятельно распутать пальчики.

Непослушный наш шнурок
обвязать все пальцы смог.

Шнуровка: предложить ребенку пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.

Волшебные шнурки. Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины. Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов. Создайте с ребенком целую картину на столе или диване.

ИГРЫ С РАМКАМИ-ВКЛАДЫШАМИ

Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

Подготовить различные картинки по цвету прищепок. Предложить ребенку прикреплять / снимать прищепки по заданию. Так же можно одевать и снимать прищепки на предметы (с пластмассового ведёрка, с веревки, с ткани, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов: ежика, солнышка, елочки и т.д.)

ИГРЫ С БУМАГОЙ И САЛФЕТКАМИ

Снежки из бумаги. Показать ребенку, как скомкать лист бумаги / салфетку, чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги. Предложить ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

Секретики. Завернуть в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложить ребенку развернуть подарок.

Закладки. Взять толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Предложить ребенку их «выуживать» из книги. Потом можно предложить ребенку самому заложить в книгу закладки.

Волшебные конфетки. Взять фантики от конфет и завернуть в них небольшие игрушки. Ребенку надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.

Лабиринт для карандаша. Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка. Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след. Лист бумаги с дорожкой можно заламинировать.

Лабиринт для пальчика. Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа. Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры. В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных. Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры).

ИГРЫ С ПАЗЛАМИ

Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.), затем усложнять.


ИГРЫ СО СТАКАНЧИКАМИ

Стаканчики спрятались. Сложить один стаканчик в другой и поставить их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Сказать: «Что у нас тут прячется?» и поднять верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, ребенок вскоре обнаружит сюрприз.

Пирамидка из стаканчиков. Вам понадобиться набор из 5-7ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.

Друг в дружке. Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому. 

Кто в стаканчике живет. Для игры понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подобрать небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложить ребенку распределить игрушки по домикам – кто где живет?

Кто тут прячется? Выложить стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Ребенку надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.

Переверни стаканчики. Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.

ИГРЫ С СОРТЕРАМИ

Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру.

Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.

ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

ИГРЫ С МОЗАИКОЙ

Дорожка. Показать ребенку игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложить выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

Снег или дождь. Предложить ребенку изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Ребенку нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.

Звездочки на небе. Приготовить игрушку животного, например, волка: «Волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики». «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.

Цветочки на поляне. Предложить ребенку посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.

Грибы в лесу. Приготовить игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложить ребенку распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.

Покорми курочку и цыпленка. Понадобятся игрушки курицы и цыпленка (можно вырезать из картона). Предложить ребенку насыпать для них (вставить в основу) желтые зернышки.

Горох для петушка. Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.

Курочка и цыплятки. Посередине поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.

Утка и утята. Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложить ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».

Раскрасим домик. Прикрепить на основу картинку машины (фрукты, овощи и т.д.) и предложить ребенку втыкать по контуру, прорывая бумагу.


ИГРЫ С ПИРАМИДКАМИ

Колечки завертелись. Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Предложить ребенку раскручивайте их.

Колечки – колесики. Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

По порядку становись. Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

Собираем пирамидку. Помогите ребенку разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.

Нанижи на шнурок. Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.

Нанижи на стержень. На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, резинки, трубочки и т.п.)

ИГРЫ С ВОДОЙ, С ПИПЕТКОЙ


Для игры понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости, бумага. Предложить ребенку смешивать краски.

В час по чайной ложке. Необходимый инвентарь: два стакана, чайная и столовая ложки. Налейте воду в стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками из одного стакана в другой.

ИГРЫ С КРУПОЙ, МАКАРОНАМИ

Найди клад. Необходимый инвентарь: любая крупа или макароны, маленькая яркая игрушка 2-3 шт. В ведерке засыпьте игрушку крупой и попросите малыша откопать «клад» (игрушку).

Опять мимо! Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и узким горлышком. После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

«Раз фасоль, два фасоль...» Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка. Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» и т. д.

Учимся пересыпать. Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком. Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду. Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы. Научите его делать движения рукой, как будто он солит.

Сортируем макароны. Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы. Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик». Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие мелкой моторики

О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходит...

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на выкладывание"

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с бумагой"

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук....