Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы сочеталась речевая и двигательная активность тонкой моторики рук.
Одной из интереснейших форм работы воспитателя с дошкольниками в этом направлении является кружковая работа по развитию ручной умелости.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Объявление
По статистическим данным в нашей стране показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать всё, что может помочь в решении этой проблемы.
Известно, что возраст от рождения до 7 лет является благоприятным для психологической и педагогической коррекции. Это так называемые сензетивные периоды, на которые опираются специалисты: медики, психологи, педагоги для более эффективного воздействия на ребенка. Так возраст с 3-7 лет является наиболее благоприятным для роста и физического развития, коррекции движений крупных и мелких, пальцевой моторики, а также речи. Задача педагогов: дать простор развитию нервно-психических процессов и качеств личности ребенка.
Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы сочеталась речевая и двигательная активность тонкой моторики рук.
Одной из интереснейших форм работы воспитателя с дошкольниками в этом направлении является кружковая работа по развитию ручной умелости. Воспитатель в этой совместной деятельности с детьми решает задачи изодеятельности и конструирования. Но это только так кажется на первый взгляд. Очень тонко, ненавязчиво, в интересной, занимательной форме общается воспитатель с детьми, рука в руку, опираясь на ведущую деятельность ребенка - экспериментирование и игру. При этом решает и речевые задачи: развивает словарный запас ребенка, грамматический строй, связную речь, автоматизирует поставленные звуки в речи детей.
Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. В процессе деятельности ребенка происходит взаимодействие всех его анализаторных систем: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.
Знание индивидуальных особенностей ребенка, уровень его развития, состояние здоровья помогает решить эти задачи и осуществлять на этой основе личностно-ориентированный подход.
Перспективное планирование и особенности проведения занятий.
Перспективный план работы включает знакомство детей с образцами поделок, природным, бросовым, подручным материалом, бумагой, пластилином, фольгой, нитками и выполнение из них аппликаций в виде панно, поделок: закладок, игрушек, украшений.
Материал, с которым предстоит работать, нужно рассмотреть, пощупать, понюхать, попробовать на прочность, гибкость, т. е. задействовать все анализаторы, необходимо дать возможность детям пофантазировать.
Занятия в кружке «Умные руки» начинаю с пальчиковой разминки или упражнений для рук с речевым сопровождением.
Объясняю детям, что понадобится для изготовления поделки: клей, ножницы, проволока, ткань и так далее. Отмечаю, чтобы поделка получилась красивой - нужно стараться и быть аккуратным. При неудачах и затруднениях подбадриваю ребенка похвалой, шутками, стихами, пословицами и поговорками, ведь в кружок «Умные руки» подбираются дети с проблемами в развитии мелкой моторики.
Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 25 минут.
Большой интерес к деятельности кружка проявляют родители. Каждый хочет, чтобы его ребенок посещал занятия кружка, И не удивительно, ведь родители наглядно видят результаты труда своих детей - поделки. Вместе радуются, удивляются. Родители рассказывают, что придя домой, дети изготавливают поделки в другом варианте.
Наши маленькие кружковцы принимают участие в новогодних выставках и выставках детского творчества в детском саду.
Методическая работа кружка «Умные руки» была представлена на родительских собраниях и практических конференциях детского сада.
Перспективный план работы кружка «Умные руки». Старшая группа.
Сентябрь
Кто спрятался в траве? (аппликация из природных материалов).
Что нам осень принесла? (объемная аппликация).
Лебеди в пруду (конструирование из бумаги).
Октябрь
Фрукты (конструирование из бумаги).
Осенняя ветка (объемная аппликация).
Мухоморы в лесу (аппликация из природных материалов).
Игрушка из целой скорлупы «Рыбка».
Ноябрь
Птичка (конструирование из бумаги).
Зонтик (объемная аппликация).
Красивый еж (аппликация из природных материалов).
Заяц-хваста (конструирование из природных материалов).
Декабрь
Овечка (конструирование из подручных материалов).
Пальчиковый театр «Заяц и лиса» (конструирование из бумаги).
Веточка ели (объемная аппликация).
Бусы повесили (конструирование из бумаги).
Январь
Белые снежинки (конструирование из бумаги).
Снеговик (аппликация из природных материалов).
Дикие животные в зимнем лесу (аппликация из ткани и яичной скорлупы).
Февраль
Алые паруса (объемная аппликация).
Самолет (конструирование из бумаги).
Закладка (плетение из бумаги).
Матрешка (аппликация из ткани).
Март
Подснежники (объемная аппликация).
Ручной букет (конструирование из бумаги).
Высотное здание (коллективное конструирование из готовых коробок).
Цапля (аппликация из природных материалов).
Апрель
Веточка вербы и березы в вазе (объемная аппликация).
Рыбка плавала в пруду (аппликация из природных материалов).
Легковой автомобиль (конструирование из бумаги).
Цыпленок (конструирование из ниток).
Май
Стрекоза (объемная аппликация).
Водяные лилии (конструирование из природных и подручных материалов)
Перспективный план работы кружка «Умные руки». Подготовительная группа.
Сентябрь
Подсолнухи (плетение из бумаги).
Старичок-лесовичек (конструирование из природного материала).
Мухомор (конструирование из бумаги).
Октябрь
Цветы в вазе (конструирование из природного материала).
Рыбки в аквариуме (конструирование из бумаги).
Коврик (плетение из бумаги).
Осенний лес (объемная аппликация).
Ноябрь
Плоскостная композиция из растений на круге (аппликация из природных материалов).
Зайчик (волшебные полоски).
Мордочка котенка из ваты (аппликация из подручных материалов).
Матрешка из ложки (конструирование из подручных материалов).
Декабрь
Царство диких зверей (аппликация из подручных материалов).
Дед Мороз (конструирование из природного материала).
Новогодняя гирлянда (конструирование из бумаги).
Снегурочка (объемная аппликация).
Январь
Снеговик (конструирование из подручных материалов).
Мозаика из яичной скорлупы «Цыпленок».
Воробей (конструирование из бумаги).
Февраль
Снегирь на ветке рябины (объемная аппликация).
Куклы Валентин и Валентина (плетение из ниток).
Маленький солдат (аппликация из сыпучих материалов).
Катер (конструирование из бумаги).
Март
Салфетка (вышивка).
Цветы своими руками (конструирование из подручных материалов).
Птицы волшебного леса (аппликация из природных материалов).
Апрель
Ракета (конструирование из бумаги).
Нарцисс (объемная аппликация).
Подставка для карандашей и ручек (конструирование из природных и подручных материалов).
Май
Веточка яблони (объемная аппликация).
Бабочки на лугу (конструирование из бумаги).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей дошкольного возраста "Волшебные пальчики"
Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность.Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию....
Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"
Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....
курсовая работа на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»
Разработка методов и приемов, направленных на развитие грамматических представлений...
курсовая работа на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»
Разработка методов и приемов, направленных на развитие грамматических представлений...
Развитие связной и образной речи у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество (отчёт о проделанной работе)
Благодаря речи, ребёнок развивается всесторонне, потому что она является основным средством общения. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развити...
Опыт работы «Кинезиологические игры, как одно из средств развития психо-физиологической основы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхрон...