«Мастерская кукольницы»
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Русакова Нина Егоровна

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel_goda2015konspekt_master_-_klassa.docx146.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс
«Мастерская кукольницы»

Русакова Нина Егоровна воспитатель первой квалифицированной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад №21«Белочка»

Введение:

При разработке рабочей программы мной уделено большое внимание нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

 Блок «Родная страна» предусматривает ознакомление детей с обычаями и традициями русского народа.

Руководствуюсь  принципами наглядности и доступности,  считаю необходимым  ознакомление детей с изготовлением куклы – оберега, которая  поможет понять и запомнить смысл этих праздников.

Актуальность:

Изготовление куклы – оберега  даёт детям возможность понять широту и глубокий смысл обычаев, обрядов  и традиций  русского народа.

Цель: вовлечение аудитории взрослых в творческий процесс по изготовлению тряпичных кукол, используя  профессиональное  мастерство и опыт.

Задачи: 

Развивающие:

  • развитие представления о куклах - самокрутках, тесно связанных с календарно обрядовыми праздниками и традициями;
  • способствование активному вовлечению коллег в совместную творческую деятельность на фоне доброжелательности, комфортности в общении.

Обучающие:

  • ознакомление участников мастер-класса с технологией изготовления  традиционной куклы - оберега, с использованием  разнообразных методов и приёмов;
  • обучение  изготовлению простейшей народной  куклы  по карте и схеме.

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа.

Принципы организации мастер – класса:

  • историзм: ознакомление  с обычаями и традициями, историческим прошлым России  – первостепенная задача;
  • гуманизм: умение встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия  - любовь к семье, родному краю, Отечеству;
  • наглядность и доступность;
  • дифференциация: создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний;

Описание содержания: 

1.Организационный момент

Мастер:  Добрый день, уважаемые коллеги!  

                                Я не привыкла напрасно хвалиться,

                                Но все называют меня – мастерица,
                               За, то, что сама я куклу свою

                                Детишкам на праздник всегда мастерю!

            Россия богата своими традициями, народными и календарно – обрядовыми праздниками. В нашем детском саду проведение таких праздников стало традиционным.

           Я задумалась, как помочь детям понять и запомнить традиции русского народа? Разрешить эту проблему помогла русская традиция изготовление кукол – самокруток. Источником моей идеи послужила авторская  технология педагога Марины Максимовой ( журнал «Ребенок в детском саду»). Результатом моего новшества –Мини-музей народных кукол в детском саду. Слайд 1 Мини – музей.

        Вашему вниманию предлагаю фрагмент творческой презентации: «Народная кукла в деятельности дошкольников». Слайд со 2 по 10

Мастер:        Вы хотели бы получить такие же результаты работы со своими воспитанниками? Ответы.

 Для этого нам надо сначала научиться мастерить кукол. Я приглашаю вас в «Мастерскую кукольницы», чтобы включиться в творческий процесс по изготовлению тряпичных кукол.        Слайд 11

II. Обыгрывание игр в действиях.

Мастер: Как, по - вашему, что такое кукла? Ответы.

По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост». И мы сейчас в этом убедимся.

Предлагаю вам взять куклу в руки и подойти ко мне.

 Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка  воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость).

Игра: «Придумайте настроение кукле». Например: «Я кукла Маша, я так не люблю манную кашу».

Играя с народной куклой, мы с детьми представляем ее в разных игровых ситуациях, например «оживляем куклу».

Игровое упражнение: «Оживи куклу». Для оживления куклы вместе с детьми придумываем и произносим волшебные слова:

Раз, два, три —

Кукла, о-жи-ви!

 Придумайте и покажите игровое упражнение по «оживлению» куклы.  Например: «Я кукла Даша, я люблю петь песни, танцевать, порхать, как бабочка».

Спасибо за активность. Пройдите на свои места.

III.Практическая часть.

Сегодня я познакомлю вас с методическими приёмами при изготовлении кукол. Этими  приёмами мы направляем внимание, восприятие и работу детей, они используются в различных видах детской деятельности, что соответствует ФГОС.

Слайд 12 В работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на словесные, информационно – рецептивные, репродуктивные, эвристические методы (таблицы на столах слушателей).

Я предлагаю изготовить куклу, используя два  методических приёма Слайд 13

  • выполнение действий с детьми, с проговариванием;
  • выполнение действий по пооперационным картам или схемам.

Рассмотрим первый приём выполнение действий с детьми, с проговариванием. Я буду педагогом, а вы будете выполнять роль детей- слушателей.

Сегодня мы будем мастерить куклу - оберег. Слайд 14

Сначала мы изготовим столбик. Для этого берём лоскут ткани, кладём его перед собой.

Какой формы лоскут вы взяли? Ответы.

Скрутим его в столбик, чтобы он  получился прочный и ровный, в двух местах обмотаем. Это у нас получилось туловище.

Другой лоскут квадратной формы сложим по диагонали.

Какая фигура у вас получилась? Ответы.

Приподнимем один уголок и вложим туда наш столбик. Это будет голова куклы, обмотаем её ниточкой. 

 А теперь оформим  руки. Чтобы они получились красивые, нужно загнуть края ткани вовнутрь. Осталось выделить кисти рук. Для этого обмотаем ниткой уголки  рук.

 Еще раз обмотаем ниткой, это - талия.

Чтобы кукла получилась нарядной, сделаем ей юбочку.
Нужно присборить гармошкой ткань, обмотать ее вокруг талии и завязать поясок.

Какой формы ткань для юбочки? Ответы.

Завязываем вокруг головы платочек. У вас получилась красивая кукла.

Как вы думаете, почему? Ответы.

Вопрос: 

Что развивает данный прием у детей? Ответы: (развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определенной деятельности, формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи).

IV Моделирование.

Мастер: Приём – выполнение действий по пооперационной карте или схеме (эвристический)  для детей  проще и интереснее.

Схема – плоское изображение, информация поступает, в основном, через зрение, а карта предлагает объёмный образец, её можно развернуть и потрогать на ощупь детали.  

Предлагаю практически закрепить приём  «выполнение действий по пооперационным картам или схемам».

Первая группа будет опираться на схему, а вторая работать по пооперационной карте.

Вопрос: 

Как вы думаете, что развивает данный прием у детей? Ответы (применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию способности к самостоятельной творческой деятельности).

Мастер: Уважаемые коллеги,  благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

V. Рефлексия.

Мастер: А чтобы оценить нашу совместную деятельность, давайте подарим вашей кукле ленточку:

Красный цвет - всё удалось, очень интересно;

Желтый  - понравились отдельные фрагменты мастер - класса;

Зеленый  - скучно, не интересный материал.

Уважаемые коллеги! Пусть кукла, сделанная вашими руками, приносит вам удачу, успехов, счастья, здоровья, в жилище служит оберегом, а для детей и внучат игрушкой.

 Спасибо за творчество и внимание!

Формы:

 имитационная игра;

лекция с показом приёмов;

практическое занятие.

Методы и приёмы: 

Словесный метод- беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение .

Репродуктивный -  выполнение действий с детьми, с проговариванием.

Эвристический -  выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам.

Средства:

Вербальные – речь воспитателя;

Визуальные -  пооперационная карта, схема,  образец, материалы для работы;

ИКТ – презентация;

Звуковые - музыкальное сопровождение.

Комментарии мастера:

  • Доброжелательный настрой взаимодействия с аудиторией взрослых, педагогическая импровизация позволили через вербальное общение достигнуть желаемого результата.
  • Данные методы и приёмы позволили аудитории включиться  в активную творческую деятельность по изготовлению тряпичных кукол.  
  • Использование наглядности помогло визуально обеспечить успех в достижении результата.

 Заключение

         Поставленная цель и задачи достигнуты.  Мы выяснили, что изготовление  тряпичных  кукол доступно и понятно нашим детям при правильном подходе и применении методов и приёмов. Тем самым делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 Список литературы

1. Журнал Дошкольное воспитание «Ребёнок в детском саду» №2 2002 г, №4 2002 г, № 6 2001 г.

2. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.:
ОЛма-Пресс, 1998.

3. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992

 

Приложение

Этапы изготовления куклы- самокрутки

Схема

C:\Users\Белочка\Desktop\Новая папка (2)\DSCN0651.JPG

Пооперационная карта

C:\Users\Белочка\Desktop\Новая папка (2)\DSCN0647.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия "Мастерская Кукольницы"

Цель занятия:Расширить знания о народных праздниках, познакомить с праздником Вербное воскресенье, его символикой. Подводить к пониманию того, что в празднике отражается настроение людей о гармонии и ...

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Мастерская кукольницы

План -конспект интегрированного занятия для детей старшей группы...

Опыт работы «Детская мастерская – мастерская декораторов»

Представлен опыт работы по обогащению развивающей среды группы продуктами детской деятельности...

Опыт работы "Детская мастерская - мастерская декораторов"

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...