Рабочая программа
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме
Рабочая программа
по реализации познавательно - речевого направления
Образовательная область: познание
Вид непосредственной образовательной деятельности: конструктивная деятельность
Возрастная группа: 4 - 5 лет
Сведения о разработчиках:
Меркулова Т. И. воспитатель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_konstruktivnaya_deyatelnos_smolina_1.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Рабочая программа
по реализации познавательно - речевого направления
Образовательная область: познание
Вид непосредственной образовательной деятельности: конструктивная деятельность
Возрастная группа: 4 - 5 лет
Сведения о разработчиках:
Меркулова Т. И. воспитатель
2012 - 2013 учебный год
Инжавино
Пояснительная записка
Ребёнок на пятом году жизни достаточно самостоятельный инициативный. У него развиваются мелкая моторика, глазомер. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда и охотно упражняется в конструировании. У него быстро совершенствуются психические процессы.
Возрастает потребность малыша в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение.
Занятия по конструктивной деятельности развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках.
Рабочая программа познавательно — речевой направленности по конструктивной деятельности в подготовительной к школе группе (с 4 до 5 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Берёзка» комбинированного вида № 45 «Буратино».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду .- М., Мозаика-Синтез, 2010
2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду – М., Творческий центр «Сфера», 2007.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., М.А.Васитьева. Перспективное планирование – В. Учитель 2012.
4. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова Комплексное перспективное планирование – М.,Мозаика – Синтез, 2011
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
18 | 1 раз в две недели | 20 минут | Групповая |
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий - 2
- практических занятий - 16
Цель программы: развитие конструктивных способностей дошкольников
Задачи обучения:
• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
* конструирование из строительного материала:
- развивать способности различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)
- учить использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
- развивать умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели).
- учить анализировать образец постройки: выделять основные части различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга
- учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине, ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции (« Построй такой же домик, но высокий»)
- учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
* конструирование из бумаги:
- учить сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у детей общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития детей.
Программа составлена с учетом меж предметных связей по разделам:
1. «Игра» - знания и умения полученные на занятиях применяют в игровой деятельности.
2. «Познание» - постигают свойства различных материалов, активно действуя с ними.
3. «Изобразительная деятельность» - рисуют здания, машины, мосты, используют свои рисунки как образец для конструирования.
4. «Развитие речи» - развивает умение рассуждать; дети обсуждают будущую постройку, составляют план ее возведения.
5. «Формирование элементарных математических представлений» - совершают разные пробующие действия (прикладывают, накладывают, приставляют), открывают для себя физические свойства предметов: форму, величину, цвет, фактуру и динамические качества.
6. «Художественная литература» - знакомятся со стихами, рассказами.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2012 – 30.09.2012 г.,
Итоговая диагностика: 15.04.2013 – 30.04.2013 г.
Основные требования к уровню подготовки детей 4 – 5 лет по конструктивной деятельности:
- Использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств.
- Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
- Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Тематический план
№ п/п | Программное содержание | Количество занятий |
1. | Диагностическое занятие | 2 |
2. | Конструирование из строительного материала по образцу и преобразование образца по условиям | 6 |
3. | Конструирование по условиям | 3 |
4. | Конструирование по собственному замыслу | 2 |
5. | Конструирование из бумаги | 5 |
Итого | 18 |
Календарно — тематическое планирование
№ | Плановые сроки прохож-дения | Непосредственно образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | ||
|
| Дополнительное методическое обеспечение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 |
(строительный материал) | Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырёх цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый и геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Закреплять представления об основных строительных деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 48 | С/р игра «Строители» | |
2 | Диагностическое обследование на начало года | Выявить умение сооружать различные конструкции и подбирать подходящие детали. Умение планировать процесс возведения постройки. | От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой | ||
3 | Домики (строительный материал) | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 47 | С/р игра «Стройка» | |
4 | Сарайчики (строительный материал) | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; учить анализировать постройку. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 49 | С/р игра «Зоопарк» | |
5 | Ворота (строительный материал) | Упражнять сооружать красивые ворота, украшенные флажками; упражнять в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (слева, справа, на верху) Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 48 | С/р игра «Шофёры» | |
6 | Гаражи (строительный материал) | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов. Учить соразмерять постройки с игрушками, проявлять творчество. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 49 | С/р игра «Мастерская» | |
7 | Мосты (строительный материал) | Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвета, комбинировать их. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 52 | С/р игра «Строители » | |
8 | Трамвай (строительный материал) | Формировать у детей обобщённые представления о пассажирском транспорте; о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском) упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. Развивать способности. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 50 | С/р игра «Путешествие» | |
9 | Дворец Снежной Королевы (строительный материал) | Учить конструировать по собственному замыслу, формировать навыки конструирования. Развивать фантазию и воображение. | Веракса Н.Е. Комплексные занятия (средняя группа) стр. 172 | С/р игра «В гостях у сказки» | |
10 | Лесной детский сад (строительный материал) | Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать пространственное мышление | Куцакова Л.В., Занятия по конструированию из строительного материала стр. 26 | С/р игра «Детский сад» | |
11 |
| Познакомить детей со свойствами бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист пополам, проглаживать линию сгиба украшать поделку аппликацией (составлять геометрический узор), аккуратно приклеивать. Учить анализировать работы. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 54 | С/р игра «Семья» | |
12 | Мост (строительный материал) | Учить детей выполнять различные указания воспитателя, строить мосты разные по назначению. Воспитывать умение объективно оценивать работы других. | Куцакова Л.В., Конструирование и ручной труд в детском саду стр. 81 | С/р игра «Строители» | |
13 |
| Продолжать учить детей распределять работу. Учить сравнивать и анализировать работы. | Куцакова Л.В., Конструирование и ручной труд в детском саду стр. 93 | С/р игра «Семья» | |
14 |
| Учить детей плести коврики из бумаги. Продолжать закреплять умение работать с ножницами. Воспитывать воображение, фантазию, аккуратность. | Куцакова Л.В., Конструирование и ручной труд в детском саду стр. 84 | С/р игра «Семья» | |
15 | Самолет (из деталей конструкторов) | Учить детей конструировать самолеты по схемам. Учить анализировать и выделять основные части (фюзеляж, кабина пилота, салон, отделение для грузов, крылья, пропеллеры), их пространственное расположение по отношению друг к другу, функциональное назначение. | Куцакова Л.В., Конструирование и ручной труд в детском саду стр. 82 | С/р игра «Аэропорт» | |
16 | Диагностическое обследование на конец года | Выявить умение создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов, знать способы крепления конструктора при помощи штифтов. | От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой | ||
17 |
(строительный материал) | Учить детей строить различные суда по чертежам. Закреплять знания детей о пассажирских, военных и грузовых судах. Воспитывать умение работать в коллективе. | Куцакова Л.В., Конструирование и ручной труд в детском саду стр. 81 | С/р игра «Конструкторы» | |
18 |
| Учить детей работать тройками по изготовлению одного предмета. Закрепить умение работать с тканью, правильно ее складывать и сшивать, составлять аппликацию для украшения. | Куцакова Л.В., Конструирование и ручной труд в детском саду стр. 89 | С/р игра «Магазин» |
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Конструктивная деятельность
Конструирование из строительного материала
Задание 1 Умение сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта)
Задание 2 Умение планировать процесс возведения постройки
Задание 3 Умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машина, дом)
Оценка результатов:
5 баллов – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;
4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;
3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки может исправлять самостоятельно или совместно со взрослым;
2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;
1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...