Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей дошкольного возраста
консультация (конструирование, ручной труд, средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей дошкольного возраста»
Еще В.А.Сухомлинский говорил:
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей , является квиллинг. В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу в этом направлении. Для этого в работе использую –пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам, лепку, различные виды аппликации и т. д... Все эти виды работ, их техники уже давно известны и мне хотелось найти, что-нибудь новое, необычное, интересное. Работая с литературой, познакомилась с такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань – «квиллинг». На мой взгляд, эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку», за одну две минуты из радуги полос цветной бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.
Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (шила, зубочистки, ватной палочки…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. И с помощью метода специальной обработки, можно создать самые различные композиции. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Работы в технике квиллинга являются хорошим сувениром, подарком.
Квиллинг – увлекательное занятие с эффектным результатом работы Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Ведь творчески самовыражаться полезно и необходимо в любом возрасте.