Развитие игрового творчества дошкольников
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Митина Ольга

 

«Творим, играем – познаем мир и учимся общаться»

Развитие игрового творчества дошкольников посредством организации режиссерских игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektrezhisserskieigrymay2014.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Творим, играем – познаем мир и учимся общаться»

Развитие игрового творчества дошкольников посредством организации режиссерских игр

Проблематика и актуальность:

В последнее время психологи отмечают уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует «материал» для игры – дети отдалены от взрослых, не видят и не понимают их деятельности. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с интересом играли с простейшими материалами (камешками, дощечками, лоскутками, баночками и т.п.), современные дети очень часто не в состоянии организовать сюжетную игру. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками.

Еще одна  причина  того,  что  дети  не  играют – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра – деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного  языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами (прежде всего настольно-печатные), а сюжетная игра остается без внимания. Но наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет именно сюжетная ролевая игра. Поэтому одна из задач проекта – создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой, вовлечение детей в драматизации с использованием изготовленных ими персонажей и декораций, применение продуктов детской продуктивной деятельности в самостоятельных играх детей, создание сюжетно-тематических композиций, макетов (города со всеми зданиями и улицами, магазина, интерьера комнаты и пр.).

Цель проекта:

Развитие мышления, интеллектуальной активности, познавательной инициативы, творческих и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста на основе игровых образовательных технологий.

Основные понятия:

Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Ее значение - интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. В  игре  ребенок  переносится  из  области  реально  существующего в область воображаемого, в игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую  работу  с  помощью  образов,  громкой речи и игровых действий, а так же строит поведенческие коллизии. Совместная игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.

Творческая ролевая игра

В традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр последние условно делятся на две группы:

- игры, придуманные самими детьми (их называют творческими играми);

- игры, придуманные взрослыми (их принято называть играми с правилами).

К творческим играм относятся: сюжетно-ролевые, строительные игры, игры-драматизации или театрализованные игры (ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр).

Режиссерская игра: в режиссерской игре с мелкими игрушками, как одной из форм сюжетной игры, ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей.

Содержание проекта

Особый интерес для данного проекта представляют два вида творческих игр:

  • режиссерские сюжетные игры,
  • театрализованные игры с персонажами-игрушками.

Важным условием является то, что персонажей и антураж для игр изготовляют дети (при помощи взрослых).

        

Персонажи:

Для режиссерских сюжетных игр: сюжетные игрушки – куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, мебель и др.; для театрализованных режиссерских игр: театрализованные игрушки – куклы, театральные персонажи, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, различных инсценировок – выполнение  роли  с помощью такой  игрушки  формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует  развитие  театрально-речевых способностей.

В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Выступающие в «человеческих» ролях игрушки наделяются определенными чертами характера и обладают индивидуальными особенностями (непослушные непоседы-бельчата, добрый и серьезный ежик и т.д.).

        

Пример: Набор игрушек-самоделок для режиссерских игр на тему «Жизнь нашего города»

Включает в себя:
1.
«Маркеры пространства»: дома, оклеенные цветной бумагой с открывающимися окнами и дверью, «переносные» автомобильные дороги из картона (проезжая часть) с разметкой и пешеходными переходами, ограждения, деревья и пр.;
2.
Предметы-фигурки: люди – представители разных профессий в характерной для них одежде, выполненные из катушек с использованием пуговиц, ткани, крышечек и контейнеров киндер-сюрпризов (для головных уборов),
3.
Предметы, определяющие события (сюжеты) – обычные и специальные транспортные средства (скорая помощь, пожарная машина, грузовые автомобили разных моделей для транспортировки грузов, с открытым и закрытым кузовом), все детали функциональны – открываются, движутся и т.п., присутствуют главные атрибуты спецтранспорта («мигалки» спецсигналов и пр.).

Тема: «Спасатели», возможные сюжеты – «Срочный вызов на пожар», «Врачи скорой помощи»

Примерный сценарий игры (развертывание сюжета): В одном из жилых домов из-за неосторожного обращения людей с огнем произошел пожар. На место происшествия приезжают спасатели-пожарные, они эвакуируют из здания людей, чтобы никто не получил ожогов и не задохнулся в дыму. Потом они приступают к тушению пожара. Его удается быстро ликвидировать, потому что все действовали сообща, каждый пожарный знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира находилась на третьем этаже.
Возможное продолжение (расширение сюжета) – возникновение новой проблемной ситуации: 1. Командир пожарной команды пострадал во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи« увозят в больницу. 2. Пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или были залиты водой во время тушения пожара, нужно где-то временно разместить, предоставить им жилье, помочь отремонтировать квартиры и т.д.

Роли, действующие лица сюжета, персонажи:

  •  Пожарные, выполняющие разную работу
  •  Жильцы дома, в котором возник пожар
  •  Слесарь, который может открыть любую дверь, чтобы спасти людей
  •  Милиционеры (сотрудники ГИБДД)
  •  Врачи скорой помощи, медсестры в больнице
  •  Водители специального транспорта
  •  Диспетчеры спасательной службы, которые принимают звонки о происшествиях в городе
  •  Скалолазы, которые могут карабкаться по стенам домов
  •  Прохожие, оказывающие помощь пострадавшим

Игровые действия:

  • Строить спецтранспорт (пожарную машину, «Скорую помощь», автобус для эвакуации людей)
  • Управлять спецтранспортом
  • Собирать необходимые инструменты
  • Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием
  • Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т.д.
  • Оказывать медицинскую помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно нести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, ухаживать за больным и т.д.

Другие темы и сюжеты:

«В деревне»:

У бабушки и дедушки в гостях

Ухаживаем за домашними животными

На ферме

Варианты театрализованных игр:

Сказочная деревня

Каникулы в Простоквашино

Игры по мотивам народных сказок

«В лесу»:

Медведица заботится о своих медвежатах
Сказка «Три медведя»

Лесные звери готовятся к зиме
Семейный поход в лес

Повадки диких животных

 «Дом-семья-квартира»:

Нам привезли мебель

Новая бытовая техника

«Наша Армия»

«Космодром»

Комбинирование сюжетов:

С первоначальным тематическим набором, созданным для обыгрывания определенной темы (проигрывания  одного сюжета), дети играют только первое время. Затем замыслы и цели игры меняются, игрушки нескольких тематик соединяются в одной игре, комбинируются, замещаются другими согласно игровой задаче, дополняются какими-либо предметами.
Дети могут придумывать сюжеты, в которых сочетаются реальные и сказочные, фантастические события, игрушки таких тематик, как «Дом – семья» и «Дикие животные леса», «Транспорт» и «Строители».
Игровой набор «Улицы города» может на время превратиться в «Цветочный город Незнайки и его друзей», макет леса для игр с дикими животными – основой для творческой игр по мотивам мультфильмов про Винни-Пуха.

Варианты комбинированных сюжетов (темы «Транспорт», «Строительство» и «Путешествия»):

Строим новую школу

Поездка на поезде к бабушке

Мы перевозим грузы

Театрализованные игры (включая проблемные игровые ситуации, игры-драматизации, игротренинги по нравственному воспитанию, коммуникативные игры, а также кукольный театр по сказкам «Смоляной бычок», «Заюшкина избушка», «Кот лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк»):

- Настольный театр «катушечных» и других картонных кукол

- Театр ложек

Значение режиссерской сюжетной игры с использованием игрушек-самоделок:

  • Ребенок в ней и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – подбирает, мастерит и творчески использует игрушки и декорации, он и техник-изобретатель – создает  новые конструкции машин, техники, зданий, придумывает костюмы, изготовляет мебель.
  • Творческая игра с предваряющим ее самостоятельным изготовлением действующих лиц и атрибутов способствует формированию у детей привычки трудиться, дает радость творчества, радость созидания.
  • Удачно сделанная игрушка способствует развитию содержания игры, обогащает ее, делает более длительной и развернутой. Игра становится источником возникновения новых действий, умений, желаний, чувствований детей.
  • Изготовление игрушек-самоделок становится увлекательной деятельностью, предваряющей развертывание интересной творческой игры. Проявляя удивительную изобретательность, они придумывают, как сделать грузовики для транспортировки мебели и для перевозки строительного материала, размышляют и том, что особенного есть у машин скорой помощи и пожарной, и какие предметы, материалы могут изобразить данные детали и т.д.

Методическая литература

  • Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.
  • Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2006.
  • Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  • Краснощекова Н.В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.
  • Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  • Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб.: Питер, 2009.
  • Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: Обруч, 2012.
  • Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2012.
  • Щербакова Е.И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110. – М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ"

Актуальность темы связана с тем, что на современном этапе необходимость развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу  воспитание самостоятельной и твор...

Презентация : Проект"Развитие игрового творчества старших дошкольниках в театрализованных играх"

Актуальность проекта:Развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу  воспитание самостоятельной и творчески развитой личности Творчество детей рассм...

«Развитие игрового творчества на основе русского фольклора»

Нашим воспитанникам проще познать родную культуру именно через фольклор, так как он, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобще...

Танцевально-игровое творчество дошкольников

В музыкальном развитии дошкольников, кроме песенного и инструментального творчества, различают танцевально-игровое творчество.Для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны нак...

Консультация для родителей Танцевально-игровое творчество дошкольников

В музыкальном развитии дошкольников, кроме песенного и инструментального творчества, различают танцевально-игровое творчество.Для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны нак...

Значение сказок-шумелок в развитии музыкально-игрового творчества дошкольников

Подыгрывание на инструментах при рассказывании сказки откроет новые творческие способности у ребенка...

Танцевально - игровое творчество дошкольников

Танцевально-игровое творчество дошкольников...