Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала.
презентация к уроку по конструированию, ручному труду на тему
Развивать познавательные, творческие, художественные и конструктивные способности в создания образов, используя различные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_vystuplenie.doc | 55 КБ |
prezentaoiya._razvitie_tvorchestva_u_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_brosovogo_i.ppt | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 71 «КОРАБЛИК»
г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Выступление
Развитие творчества у дошкольников
с использованием бросового и природного материала.
Подготовила воспитатель:
Низамиева Г. Н.
г. Набережные Челны
2013 год
Тема: Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала.
Слайд 1.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребёнка. Раскрытие индивидуальности ребёнка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога. Она решается в процессе освоения образовательной области «Труд».
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. В программе «От рождения до школы» под редакции Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой сказано следующее: « Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса».
В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения) а так же в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Совокупность образовательных областей позволяет обеспечить всестороннее развитие личности дошкольников.
Занятия по конструированию с использованием бросового и природного материала может решать задачи области: Слайд 2.
«Труд»
«Познание»
«Социализация»
«Коммуникация»
«Физическая культура»
«Чтение художественной литературы»
«Музыка»
«Безопасность» Слайд 3.
Цель:
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы.
Слайд 4.
Задачи:
1. Развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы.
2.Учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность как в индивидуальном , так и при коллективном творчестве.
3. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.
4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца. Слайд 5.
Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с природой! В любое время года она открывает свои прелести по- разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой. Воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Слайд 6.
Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придёт и ловкость в работе. Слайд 7.
На важность использования природного материала в деятельности ребёнка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево. Бумага и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру…В игрушке - материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму.
К учебной деятельности в школе. Слайд 8.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движении, гибкости, точности в выполнении действии. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Слайд 9.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Труд по изготовлению игрушек из бросового и природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так – то просто сделать игрушку: её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируется такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Труд по изготовлению игрушек из бросового и природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Слайд 10.
Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Мастерить поделки из природного материала дошкольники впервые начинают со второй половины средней группы. Конструктивные возможности детей этого возраста невелики, и работа над созданием поделки носит характер сотрудничества педагога и ребёнка. При конструировании из природного материала задача ориентировки в размере, форме, расположении деталей изображаемого предмета усложняется разнообразием самого природного материала. Каждая еловая шишка. Веточка или древесный гриб всегда как – то отличается от другой еловой шишки, гриба или веточки. Что значительно затрудняет процесс конструирования. Поэтому сначала дети просто наблюдают за процессом конструирования педагогом из природного материала и принимают участие в беседе о материале, приемах работы по созданию поделки.
Такому наблюдению отводится достаточно много времени и лишь затем, в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, дошкольники создают свои первые поделки.
Изделия из природного материала среднего дошкольного возраста очень просты.
Поделки в средней группе выполняются по показу, который сопровождается подробным объяснением. Работа осуществляется поэтапно.
Необходимо проведение подробного анализа образца и использование игровых приемов.
Уместна коллективная форма организации работы, в ходе которой несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции ( «Семья ежей», «Грибная полянка», «Птичий двор»).
Ожидаемый результат. Слайд 11.
Средняя группа.
Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
Научатся видеть необычное в обычных предметах
Разовьют мелкую моторику рук.
В старшей группе у детей возрастает интерес к конструированию. Поэтому этот вид деятельности становится содержательным.
Объемные поделки из бросового и природного материала дети выполняют на занятиях по ручному труду, которые в непосредственной образовательной деятельности детского сада чередуется с конструированием из строительного материала. Наиболее рациональным является планирование непосредственной образовательной деятельности по ручному труду блоками. Такой подход
целесообразен в плане более прочного усвоения детьми приемов обработки материала, а также подготовки педагога к непосредственной образовательной деятельности.
В старшей группе в конструировании используется самый разнообразный природный материал.
Начать работу на непосредственной образовательной деятельности, как и в средней группе, следует с анализа образца, объяснения и показа приемов выполнения поделки педагогом. Особое внимание следует уделять объяснению приемов соединения деталей поделки и пространственного расположения частей по отношению друг к другу.
Кроме поделок, выполненных по образцу. В старшей группе начинают появляются работы, сделанные по замыслу детей.
Полезным приемом для развития интереса к конструированию в старшей группе могут стать просмотры поделок, сделанных руками детей подготовительной группы, а также использование на непосредственной образовательной деятельности игровых приемов.
Ожидаемый результат. Слайд 12.
Старшая группа
Овладеют различными приемами преобразования материалов.
Освоят обобщенные способы работы.
Разовьют познавательные, конструктивные способности.
Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
В подготовительной группе конструирование из бросового и природного материала. Как и в старшей, осуществляется на непосредственной образовательной деятельности по ручному труду.
Умения по художественной обработке природного материала, закрепляются и совершенствуются. Поделки становятся более качественными, сложными по своему содержанию. Количеству деталей и природному материалу, использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться разные виды материалов.
Большинство изделий, выполненных детьми этой группы, сделаны полностью из природного материала. А пластилин используется только для соединения деталей.
В подготовительной группе много внимания уделяется выполнению заданий по замыслу.
На непосредственной образовательной деятельности, наряду с объяснением педагога. К показу выполнения знакомых простых приемов можно привлекать и детей.
Ожидаемый результат. Слайд 13.
Подготовительная группа
Разовьется поисковая деятельность.
Освоят умение анализировать поделку.
Сформируется положительное отношение к труду.
Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
Подготовится рука к письму.
Интерес к конструированию из бросового и природного материала поддерживается не только грамотным проведением непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью необходимо консультировать родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказывать о значении ручного труда в развитии личности ребёнка, проводить выставки работ, выполненных детьми как на непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и дома, совместно с
родителями.