Проект "Умелые руки творят чудеса"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Валентина Аркадьевна Ягодарова

Проект "Умелые руки тврят чудеса".Кружок расчитан для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_yagodarova_v.a.docx61.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад № 90  г. Йошкар-Олы «Крепыш»

         

Творческий проект

«Умелые руки - творят чудеса»

Автор пректа:

Ягодарова Валентина Аркадьевна-

воспитатель средней группы

Участники:

-воспитатель;

-дети старшей и подготовительной группы;

-родители воспитанников;

База экспериментальной работы:

Группа №11 «Тигренок»

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный (сентябрь-октябрь 2010г.)

2 этап: Практический (ноябрь 2010-март 2012г.г.)

3 этап: Обобщающий этап (апрель-май 2012г.г.)

Срок реализации: 2 года

                                                                                     

                                   

Йошкар-Ола, 2010г.

Содержание

. Актуальность проекта…………………………………………………………………… 3 стр

.  Программа исследования……………………………………………………………….3 стр

-Цель проекта

-Задачи проекта

-Гипотеза исследования

-Объект исследования

-Предмет использования

-Методы достижения поставленных целей

-Новизна и теоретическая значимость

-Практическая значимость

-Предполагаемый результат

.Основные этапы и прогнозируемые результаты

  1.План реализации проекта…………………………………………………... …………..4 стр

  2.Оценка результатов проекта……………………………………………………………..7 стр

V.Итоги проекта…………………………………………………………………………….9 стр

V. Дальнейшие перспективы реализации проекта………………………………….. …..9 стр

V .Литература……………………………………………………………………………..10 стр

V.Приложение

                             

                          

                                          .  Актуальность проблемы.

Проходит шесть-семь лет, и ребёнок оказывается у порога школы. Вот здесь мы, взрослые, понимаем, какое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40 - 45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения, координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Ученым доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.         Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни помогает оригами - искусство, близкое ему и доступное.

        Оригами:

  • способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
  • стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и тт. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  • совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда;
  • развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

В младшем дошкольном возрасте доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. В старшем дошкольном возрасте работа по овладению техникой оригами более усложняется и появляется новый вид техники – модульное оригами.

При изготовлении модульной оригами у старших дошкольников развивается фантазия, воображение, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие и мелкая моторика рук, что и делает изучение использования модульного оригами в дошкольном возрасте актуальным для исследования.

                         

                                   I. Программа  исследования

Цель проекта:

Выявить эффективность использования техники модульного оригами  для подготовки руки детей к письму.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме использования метода модульной оригами в развитии мелкой моторики рук.

2. Подобрать и апробировать пакет диагностических материалов для выявления уровня развития мелкой моторики рук.

3. Разработать серию занятий с использованием метода оригами, которая будет способствовать повышению уровня развития мелкой моторики рук.

4. Подготовить учебно-методические рекомендации и практический материал по теме исследования.

Гипотеза:

Использование  техники «модульное оригами»  оптимизирует процесс  развития  мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - мелкая моторика рук ребенка.

Предмет исследования - влияние  модульного оригами на развитие мелкой моторики рук.

Методы достижения поставленных целей:

-Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

-Обследование детей дошкольного возраста;

-Количественная обработка полученных данных;

Новизна и теоретическая значимость проекта: заключается в том, что я рассмотрела проблему развития мелкой моторики рук через знакомство с модульными оригами.

Практическая значимость проекта: заключается в разработке и опытной проверке методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности развития мелкой моторики рук детей через овладение техникой  «модульное оригами».

   

Предполагаемый результат проекта:

-совершенствование подготовки рук детей старшего дошкольного возраста к письму;

-разработка серии занятий с детьми по овладению техникой «Модульное оригами»,

-разработка консультаций для родителей и педагогов по подготовке рук детей старшего дошкольного возраста к письму;

- укрепление материально технической базы и оснащение развивающей среды  группы.

               

Ш.  Основные этапы и прогнозируемые результаты

Поэтапный план реализации проекта «Умелые руки творят чудеса»

 этап

Подготовительный, сентябрь-октябрь 2010 г.

Цель: Создание условий для проведения эксперимента

   

   Задачи                              

Мероприятия

      Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты

Обзор и анализ литературы

-Создание предметно-игровой среды по «Оригами»

-Создание картотеки иллюстративного материала.

Сентябрь- октябрь

воспитатель

-Оснащение предметно-развивающей среды;

-Составление информационного банка по данной теме

Анализ процесса развития мелкой моторики рук ребенка

1.Проведение информационных родительских собраний «Значение оригами для развития ребенка»

(Приложение №1)

2.Диагностика  мелкой моторики рук ребенка.

(Приложение №2)

Сентябрь-октябрь

Воспитатель,

родители

Показать родителям важность техники оригами.

Обследование уровня развития мелкой моторики рук.

Разработка плана-программы кружка «Умные ручки»

Перспективное планирование по теме на старшую и подготовительную группу.

Перспективное планирование по теме для работы с родителями и педагогами.

(Приложение №3)

Сентябрь-октябрь

воспитатель

Систематизация развития мелкой моторики рук на весь год по месяцам и по возрасту.

. Этап

Практический, ноябрь 2010-Март 2012 г.

Цель этапа – внедрение техники «Модульное оригами» в работе с детьми  по развитию мелкой моторики рук.

   

   Задачи                              

Мероприятия

      Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты

Активное вовлечение в процесс эксперимента: детей, родителей и педагогов детского сада.

Реализация планов работы кружка «Умные ручки»

(Приложение №3)

Консультации для педагогов

«История искусства оригами»,

Развитие изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста технике модульной оригами»

«Что нужно знать о навыках письма»

Мастер-класс по теме «Модульное оригами»

Концультации для родителей

«Леворукость у детей»

Родительское собрание «Лечебные свойства оригами»

Круглый стол «Модульное оригами»

Снетябь 2010г.-май 2012 г.

Воспитатель

Овладение техникой «Модульное оригами» и умение создавать фигуры в данной технике, -развитие мелкой моторики рук;

 этап

Обобщающий этап: апрель-май 2012 г.

Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

   

   Задачи                              

Мероприятия

      Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты

1.Обобщить результаты деятельности по теме проекта.

1.Мониторинг

2.Публикация, участие в научно-практической конференциях, на республиканских семинарах, в конкурсах различного уровня и разного направления.

(Приложение №)

3.Проведение открытых занятий

4.Конкурсы

5. Отчет о проделанной работе на итоговом педагогическом совете

 

Апрель-май

воспитатель

1.Сравнение полученных результатов, положительная динамика.

2. Распространение опыта работы.

3.Обобщение опыта работы

4.Участие в городских и межрегиональных конкурсах

5.Анализ проделанной работы

2. Оценка результатов проекта

По результатам работы творческого проекта «Умные руки - творят чудеса»  я могу сделать следующие выводы:

  1. Предусмотрена предметно-развивающая среда для овладения детьми техникой модульного оригами в группе. Все предлагаемые материалы детям педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей, который доступен, эстетичен и безопасен.
  2. Разработаны консультации для родителей и педагогов по развитию мелкой моторики рук посредством овладения техникой модульного  оригами.
  3. Систематическое и планомерное проведение занятий по оригами способствовали развитию и укреплению мелкой моторики рук ребенка.

Уровень развития мелкой моторики рук определялся с помощью педагогической диагностики Н.Е. Вераксы «Диагностика развития мелкой моторики».  (Приложение № 3)

        Данные о результатах диагностики заносятся в таблицу:

Таблица №1

Результаты диагностики развития мелкой моторики рук

за 2010-2011 (старшая группа) и 2011-2012 (подготовительная группа) уч. г.

           

Возрастная группа

Средний балл

Уровень

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Старшая группа

1,0

1,8

Низкий

Средний

2

Подготовительная группа

2,0

2,8

Средний

Высокий

           

На основе данных по таблице составила диаграмму

                                                                                               

  Рисунок №1

Диаграмма результатов диагностики мелкой моторики рук

 в старшей группе

 на начало и конец 2010-2011 учебного года

            По результатам диагностики мелкой моторики рук, можно отметить, что средний образовательный уровень в старшей группе составил:

в начале года–1,0 балла, что соответствует низкому уровню развития;

в конце года – 1,8 балла; что соответствует среднему уровню развития;

 Показатель по  развитии мелкой моторики рук повысился на 0,8 балла, т. е. динамика развития детей составила 27%.

                                                                                                                                 Рисунок №2                                                                                                                    

Диаграмма результатов диагностики мелкой мускулатуры рук

 в подготовительной группе

на начало и конец 2011-2012 учебного года

 

По результатам диагностики мелкой моторики рук, можно отметить, что средний образовательный уровень в старшей группе составил:

в начале года–2,0 балла, что соответствует среднему уровню развития;

в конце года – 2,8 балла; что соответствует высокому уровню развития;

 Показатель по  развитии мелкой моторики рук повысился на 0,8 балла, т. е. динамика развития детей составила 27%.

                                                                                                                                      Рисунок №3        

Динамика развития мелкой моторики рук за  два учебных года (2010-2012 уч.г.)

Таким образом, по данной диаграмме мы видим положительную динамику развития мелкой моторики рук. Можно сделать вывод, что уровень развития мелкой моторики рук повысился.

Диагностика в период подготовительного этапа показала,  о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности, что соответствует низкому уровню развития.

По результатам диагностики в конце учебного года в старшей группе мы видим, что уровень развития мелкой моторики рук в ходе систематически проводимой работы повысился на 0,8 балла, что свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развиты произвольности регуляции движения.

После проведения практического этапа, где проводилась работа по развитию мелкой моторики рук с использованием техники  «модульное оригами», произошли изменения. У дошкольников сформированы навыки графической деятельности. Правильно держат карандаши, свободно распределяют мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним. При выполнении задания ориентируют свои действия на внешне заданные условия.

В результате практической деятельности можно сделать следующие выводы:

  1. Развитие мелкой моторики рук находится на высоком уровне развития;
  2. Проведенное исследование подтверждает первоначальную гипотезу о том, что использование  техники «модульное оригами»  оптимизирует процесс  развития  мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

                            

V.  Итоги проекта

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта (Приложение 2).

Родители активно поддержали интерес ребят и стали участниками совместных работ. Каждая семья талантлива по-своему. Умелые руки, фантазия детей и взрослых пополняли выставки работами  по оригами.  Так появился «Город Мастеров».

Мастера же нашего «города» стали смело и достойно представлять свои работы на городских мероприятиях: «Вновь сказка к нам приходит», «Подарок от Деда Мороза» . Они не только участвуют, но и побеждают. Победителями стали: Хлебникова Настя- Iместо ( городской конкурс «Подарок от Деда Мороза»).

Так же участвовали на конкурсах Межрегонального уровня на тему «Весенние цветы» и заняли призовые места.

Нам повезло, что на пути реализации проекта, мы общались и работали с такими активными, отзывчивыми, терпеливыми и талантливыми родителями. Благодарим всех коллег, администрацию МБДОУ и наших родителей за сотрудничество.

Итак, мы можем сделать вывод, что организуемая работа  по этому проекту в достаточной степени помогла решить цели и задачи проблемы.

V. Дальнейшие перспективы реализации проекта

В дальнейшем я планирую продолжить свою работу по оригами с детьми средней группы, а также распространить свой опыт работы не только на уровне своего детского сада, но и на муниципальном, региональном и на всероссийском уровне.

. Литература:

Литература:

1.  С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. «Весёлые уроки оригами в школе и дома.» /.  Афонькин С.Ю,  Афонькина. Е.Ю.- Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.

 2. С.Ю. Афонькин., Е.Ю. Афонькина. «Энциклопедия оригами»./ Афонькин С. Ю. Афонькин, Е. Ю. - СПб.:ООО «Издательский дом «Кристалл»»,М.:ЗАО «Издательский дом ОНИКС»,2000.-272с.,ил.

3. Бич Р./ Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.

4. Л.Михайленко ,Л.Романова./ Методические рекомендации   по работе с бумагой// Дошкольное воспитание//Мир оригами.-1993.-Февраль

5. О.А.Сафонова./Конструирование из бумаги/Книга для студентов пед.училищ    ,пединститутов практических работников   дошкольных уч.-Н.Новгород.,1994 г.

6. Зайцева.А./«Модульное оригами» М.:Эксмо,2012.-64 с .                                                                                             7.  С. Соколова /Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

 8. С. Соколова/ Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.

 9. Т.Сержантова/ «366 моделей оригами»- М.:Айрис пресс 2003.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Улыбка творит чудеса"

Комплексное занятие, старший дошкольный возраст...

Памятка для родителей "Позитивное общение творит чудеса"

Информация будет полезна для заботливых и любящих родителей...

Сказка творит чудеса

Конспект консультации для родителей по теме "Сказка творит чудеса" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования....

"Вера в ребенка творит чудеса" Травинская Н.Ф.

Н.Ф.Травинская,воспитатель МБДОУ – Детский сад «Машенька»,г.Абакан.Вера в ребенка творит чудеса...

Электричество творит чудеса

знакомить с электричеством, развивать знания об электроприборах, безопасном обращении с ними....

Комплексное занятие «Улыбка творит чудеса»

Комплексное занятие «Улыбка творит чудеса»Программные задачи:вызвать у детей теплые, располагающие к общению чувства друг к другу и к воспитателю;обогащать знания детей о насекомых;развивать уме...

Грамота за активное участие в выставке детских творческих работ «Детские руки творят чудеса», посвященной международному Дню семьи, май 2021

Грамота за активное участие в выставке детских творческих работ «Детские руки творят чудеса», посвященной международному Дню семьи, май 2021...