Игрушки из ниток
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Паринова Татьяна Николаевна

Перспективное планирование и конспекты конструктивной деятельности по работе с нитками, изготовляя простые игрушки из шерстяных ниток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл планирование23.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер класс.

«Куклы из ниток».

Цель: вовлечь детей в увлекательный процесс изготовления игрушек своими руками .

Задачи: сформировать у детей навыки необходимые для изготовления игрушек из ниток, способствовать развитию мелкой моторики; развивать эстетический вкус  в процессе оформления игрушки.

Предварительная работа: наматывание и сматывание клубочков, ленточек, игру с шнурованием и завязыванием узелков, бантиков; плетение косичек и шнуров.

Основой традиционных крестьянских игрушек служил пучок соломы, перевязанный жгутом. Очевидно, первые соломенные игрушки родились прямо в поле, в страду, когда матери вынуждены были брать с собой малолетних детей. Сложенный пополам пучок соломы напоминал голову, расходящиеся вниз соломины – сарафан, а вставленный перпендикулярно туловищу второй пучок – руки. Таким куколкам делали одежду из лоскутов, украшали их сплетенными из соломы косичками – платежками.

Соломенные игрушки являются прародителями нитяных игрушек. Действительно, солома и нитки похожи: это тонкий, длинный материал. Но из соломы делать игрушки не всегда удобно, потому,  что она достаточно короткая и жесткая. Нитки же мягкие и легко гнущиеся. Хотя, иногда, и это может быть минусом, если нам нужна какая-то жесткая часть в нашем изделии. Но это проблему можно избежать с помощью каркасов или проволоки, спрятанной среди ниток. Делать игрушки из ниток не очень сложно, но очень увлекательно. И как приятно смотреть на игрушку, которая еще несколько минут назад была просто нитками!

Всем известно, что самые любимые, добрые игрушки – это игрушки, выполненные своими руками.

Выполняя игрушки своими руками,   мы вкладываем в них частичку своей души, любовь и заботу. Ребёнок дорожит своим творением  и никогда  специально не сломает ее.  В процессе изготовления игрушки   мы развиваем эстетический  вкус и предпочтения ребёнка (при выборе цветовой гаммы), поддерживаем в ребёнке естественное  желание играть  с игрушками, формируем доброжелательное отношение к сверстникам.

        

При организации занятий надо учитывать уровень развития моторики детей (умение завязывать узелки, плести косички, навыков владения ножницами), дети должны уметь прослеживать  алгоритм изготовления игрушек,  строить занятия по принципу от простого к более сложного. Каждая новая игрушка  закрепляет полученные  навыки и обогащает новыми умения в изготовлении игрушки. Изготавливать игрушки из ниток можно с детьми подготовительной к школе группы, длительность  занятия 25 – 30 минут.

        Занятия лучше проводить во второй половине дня, так как после изготовления игрушки дети плавно переходят с игру с ней, для детей нет ограничения по времени (как в игре, так и при оформлении образа игрушки).

Сейчас в магазинах большой выбор ниток, лучше предпочтение отдать шерсти и полушерсти, так как с ней приятно работать, при работе с ней дети ощущают тепло (игрушки приятны на ощупь и не скрипят как  при изготовлении игрушек из синтетики) и при завязывании узелков те не развязываются.

В начале работы на игрушками с  детьми сразу оговариваются следующие правила :

  1. При наматывании ниток нельзя сильно стягивать их, чтобы сгибалась картонная основа;
  2. При соединении ниток узелками надо обязательно завязать три узелка, сильно натягивая нитку;
  3. При подравнивании или разрезании ниток, несколько раз измерить их длину. ( Живём по пословице: 7 раз отмерь – один раз отрежь).

Материал: нитки (можно использовать от старых изделий, ножницы, остатки ткани, картонные основы для наматывания, дополнительные готовые заготовки для глаз, выполненные дыроколом,  фломастеры, клей ПВА).

На первых занятия столы лучше ставить кругом, буквой П, чтобы вы легко могли видеть всех детей и дети могли видеть ваши действия,  могли прямо смотреть на ваши руки, сразу оказать им помощь.

Процесс обучения изготовления игрушки  идет поэтапно  и одновременно всеми детьми , необходимо как можно сократить словесное объяснение для детей. Занятие с отработанными навыками  проходят более раскованно, не заорганизовано. Дети могут спокойно  встать подойти к другим посмотреть как они делают работу , обратиться  за помощью, детям нравилось  вместе исполнять знакомые песни.

Процесс изготовления игрушек.

Первое занятие «Гусеница», «Червячок» :  дети действуют все одновременно , строго контролировано со стороны воспитателя. Детей надо приучить работать в определённом ритме. Воспитатель всегда показывает процесс  выполнения действия, и сопровождаем словесным объяснением, а также  ориентируем  на схему (алгоритм) изготовления основы. Дети сравнивают свою игрушку с  игрушкой воспитателя ( на каждом этапе изготовления). А оформление внешнего вида игрушки  дети  выполняют на свой вкус и усмотрение.

Второе занятие «Бабочка», на котором идёт закрепление полученных навыков. Воспитатель показывает сделанную игрушку, и предыдущую игрушку  находит с детьми сходства и различия в строении,  дети вспоминают поэтапно действия  и воспроизводят их. Когда работа переходит в стадию оформления,  дети действуют самостоятельно после проговаривания необходимых действий. Работа с дополнительными материалами позволяет детям перейти в другое место и работать, не мешая другим детям. (Это зависит от скорости работы ребенка).  Работа закончена, и дети постепенно переходят от занятия к игре.

В дальнейшем воспитатель показывает раскладку  каждого этапа (заготовка сделанного ранее). Это нужно, чтобы не терять время на действия воспитателя. Пример раскладки «Птичка», «Осьминог»  и готовую игрушку.

Изготовленные игрушки можно использовать в театре,  создавать игровые сценки.

Уважаемые коллеги предлагаю вам рассмотреть игрушки,  задать  интересующие вас вопросы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема занятия.

Технические навыки детей.

1

Гусеница или Червячок.

Дети учатся наматывать нитки на заготовку, оформлять верх игрушки , завязывая узелки по середине намотанных ниток. Дети учатся формировать отдельные части

 ( сегменты) гусеницы перетягивая нитки и завязывая узлы, оставляя кончики (лапки). Оформлять  игрушку готовыми заготовками глаз.

2

Бабочка

Продолжаем учить детей наматывать нитки на основу,  оформлять кончик.

Продолжаем  учить отделять отдельные части  туловища, соблюдая пропорции. Отрабатываем  умение перетягивать части ниток, крепко завязывать узелки по окончанию работы. Отрабатываем  навыки пользования шаблоном ( для крыльев) украшать крылья готовыми кругами, создавая неповторимый образ бабочка.

3

Девочка

Продолжаем  учить детей наматывать нить на заготовку, выделять голову. Учим детей отделять часть ниток для рук, выделяем талию, оставляем юбку (кисточку). Из ниток для рук выплетаем косы, не забывая туго завязывать узлы на их концах.    Измеряем длину рук меркой, чтобы они были одинаковой длины. Украшаем куклу фартуком и платочком, которые дети сами выкраивают из ткани по готовому шаблону.

4

Мальчик

Продолжать учить детей наматывать нить на заготовку, выделять голову. Учить детей отделять часть ниток для рук, выделяем талию, оставляем юбку, которую делим на две части (ноги) перетягиваем нитками, внизу формируем ноги. Измеряем длину условной меркой. Из ниток для рук выплетаем косы, не забывая туго завязывать узлы на их концах.  Измеряем длину рук меркой, чтобы они были одинаковой длины.

5

Осьминог

Продолжать учить детей наматывать нить на заготовку, оформляем  верх игрушки, разрезаем  кончики внизу, вставляем  киндер  - сюрприз и перевязать отделённую часть узелками (это голова осьминога). Разделяем нитки внизу на 8 частей, из которых сплести щупальцу  (ровно 8 косичек), измерить длину словной меркой, оформить готовыми заготовками глаз.  

6

Золотая рыбка

Продолжать учить детей наматывать нить на заготовку, оформляем  верх игрушки, разрезая кончики внизу, чтобы вставить киндер  - сюрприз и перевязать отделённую часть узелками (это туловище рыбки). Подравнять получившийся хвостик. Учим детей изготавливать хвостик и плавники по такому же принципу, только на маленькой заготовке.  Учим  детей соединять части между собой, путем привязывания их к макету игрушки. Оформляем   туловище готовыми заготовками глаз, рта.

7

Цыплёнок. Птичка.

Продолжаем  учить детей наматывать нить на заготовку, оформляем   голову игрушки, разрезать  кончики внизу, чтобы вставить киндер  - сюрприз и перевязать отделённую часть узелками (это туловище цыплёнка),  подравнять получившийся хвостик. Учим  детей изготавливать крылья по такому же принципу, только на маленькой заготовке.  Учим детей соединять части между собой, путем привязывания их к макету игрушки. Учим закреплять  вырезанные ножки, закрепляя их за нити игрушки,  оформляем  голову  готовыми заготовками глаз, клюва и гребешка.

8

Филин

Продолжаем  учить детей наматывать нить на заготовку, оформляем  голову  игрушки, разрезать кончики внизу, чтобы вставить киндер  - сюрприз и перевязываем  отделённую часть узелками (это туловище филина). Подравнять получившийся хвостик. Учим детей вырезать крылья по шаблону из  картона и  вставлять их вовнутрь игрушки. Развиваем аккуратность при оформлении головы готовыми заготовками.  

9

Утенок.

Продолжаем  учить детей наматывать маленькое количество ниток  на заготовку, оформляем голову игрушки, а оставшиеся  нитки  заматываем по кругу от начала до конца и обратно  - получается шея ( чтобы лучше гнулась можно вставить мягкую проволоку). Выполняем  работу по изготовлению туловища. Учим соединять туловище и шею путем привязывания двух деталей. Обязательно надо следить, чтобы кончик шеи оказался, где хвостик и хорошо связать их узелками. Отрабатываем навыки  изготовления крыльев, соединения  частей  между собой, путем привязывания их к макету игрушки. Оформить  туловище готовыми заготовками глаз, рта.

10

По желанию ребёнка.

Формируем  у детей навыки выполнения игрушек из ниток по их желанию , развиваем  творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки из ниток

Перспективное планирование и конспекты конструктивной деятельности по работе с нитками, изготовляя простые игрушки из шерстяных ниток....

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению игрушки из ниток «Осьминожки»

Овладение практическими навыками изготовления осьминога, развивать творческие способности и творческое мышление; гордиться своим трудом; учиться понимать друг друга, обсуждать процесс совместной деяте...

Мастер-класс для родителей "Новогодний дед - игрушка из шерстяных ниток"

Данный мастер-класс будет полезен родителям, а также педагогам дополнительного образования....

Презентация мастер - класс для родителей и детей второй младшей группы "Божья коровка" Новогодняя игрушка "Шапочка из ниток"

Мастер - класс для родителей и детейвторой младшей группы "Божья коровка"Новогодняя игрушка "Шапочка из ниток"...

Мастер-класс Игрушка из шерстяных ниток маталачка.

Мастер-класс   Игрушка  из шерстяных ниток маталачка.                                    ...

Конспект мастер – класса по изготовлению игрушки из ниток «Кукла-оберег» Для подготовительной группы

Цель данного мастер-класса формировать бережное отношение к народным обычаям, традициям и обрядам.Задачи: научить делать куклу из ниток; способствовать развитию эстетического вкуса, творческих сп...