Упражнения для развития мелкой моторики
статья (конструирование, ручной труд) по теме
Упражнения и задания для развития мелкой моторики дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_detskiy_sadik.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: воспитатель МБДОУ « Детский сад « Чайка»
Кучеряева Ирина Васильевна
Аркадак, 2012год
«…Истоки творческих способностей детей и
их дарований – на кончике пальцев»
В.А.Сухомлинский
Учёными доказано, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причём она расположена так близко к речевой зоне, что это даёт все основания рассматривать кисть руки как ещё один «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат.
В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей:
- Массаж пальчиков и кистей рук.
Задача этого самомассажа состоит в формировании умения самостоятельно делать массаж кистей и пальцев рук.
Я провожу данные упражнения с использованием мяча «Ёжик» и гранёных карандашей.
- Пальчиковая гимнастика.
Это один из самых распространённых способов развития мелкой моторики детей.
Пальчиковые тренировки провожу как во время занятий и после, а также в свободное время.
- Игры с крупой и «сухой бассейн» (игра с песком).
Такие игры развивают мелкую моторику кисти и позволяют не только занять ребёнка на довольно продолжительное время, но и будут полезны для него.
Для тренировок с крупой подойдут мелкий рис, гречка, манная крупа, пшено, горох. Необходимо взять поднос с приподнятыми краями или большую плоскую тарелку и показать детям, как можно пальцем рисовать на поверхности узоры.
Игры с крупой подходят для самых маленьких (1 год и старше), начиная с простых узоров (солнышко, домик и т.д.) и заканчивая написанием букв и цифр.
«Сухой бассейн» - это игра с песком (пересыпание, насыпание, просеивание и др.), которые я в своей работе использую ежедневно во время прогулок в тёплое время года и в группе – в холодный период.
- Игра со счётным материалом.
Счётный материал для развития мелкой мускулатуры использую различный: это и счётные палочки (здание: выложить узор или расположить палочки в определённой последовательности), и пуговицы (игровое упражнение «Весёлые пуговицы») и бусины различного размера, и природный материал (камешки, ракушки, жёлуди, каштаны, шишки и т.д.).
- Аппликация, лепка, мозаика.
На своих занятиях я стараюсь использовать нетрадиционные приёмы рисования, лепки, аппликации, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики дошкольников.
Очень нравятся детям аппликации из ватных шариков, «рисование» фасолью, горохом, приемы пластилинографии.
Мозаика – интересная развивающая игра всех поколений, но если постоянно давать ребёнку мозаику для самостоятельного творчества, то, конечно, она ему надоест.
Я разработала следующие игры с мозаикой: «Найди дорогу к зайчонку», «Украсим цветник», «Построй мостик», «Посади грибочки» и многие другие, в которых ребёнок с удовольствием распределяет и располагает детали мозаики в определённой последовательности, в зависимости от заданного (заданных) признаков.
Выкладывание узора из ниток (контурная аппликация).
Нитки разной толщины требуют отдельных подходов при создании из них аппликаций.
Например, толстые витые нитки хороши сами по себе – их можно использовать для приклеивания по контуру будущей аппликации, для обозначения каёмки вокруг каких-то изображений.
Я вместо толстых нитей использовала для занятий скрученные между собой разноцветные нити мулине, причём выполняли эту работу сами дети.
Более тонкие нитки применяю для сплетения из них цепочек или косичек.
- Игровые упражнения с пинцетом.
Задание: расположить бусины с помощью пинцета (по цвету или размеру) в формочки для льда или другие ёмкости.
С возрастом признаки предметов (бусин) увеличиваются.
- Игра с прищепками.
- Игровое упражнение «Поможем маме».
Развешивание кукольной одежды или лоскутов ткани на верёвочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
- Игровое упражнение «Прищепочки».
С использованием заготовок картона и прищепок изобразить различные предметы (цветок, солнце, животных).
В более старшем возрасте игры с прищепками необходимо усложнять.
- Нанизывание.
Это прекрасное занятие для развития мелкой моторики руки, которое готовит руку ребёнка к успешному овладению письмом.
Величину нанизываемых предметов я варьирую в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями.
Материал для нанизывания использую самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, небольшие крендельки, бусинки, бисер, разделанные на части трубочки для коктейля. Летом мы с детьми нанизываем ягоды некрупной клубники на соломинку.
- Шнуровка.
Для этих упражнений подойдут и покупные заготовки и сделанные своими руками.
Я выполняла планшеты для шнурования из плотного картона.
- Работа с конструктором.
Общеизвестно, что работа с конструктором развивает моторику. Заданий и тренировок можно придумать бесконечное количество.
- Игра с пазлами.
Пазлы – это картинка, -головоломка, которую надо составить из отдельных кусков. Пазлы бывают деревянные, картонные и пластмассовые.
- Упражнения со скрепками.
Скрепки – это тоже отличный материал для развития мускулатуры рук.
Интересное занятие можно провести, если предложить детям подбирать парные фигурки из картона (по размеру, по цвету) и скреплять их скрепками. Если приготовить цветные скрепки, то усложняется задание – скрепить одинаковые фигуры скрепками тем же цветом.
- Оригами.
Значение оригами для развития ребёнка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребёнка определённые навыки, качества, способности. Но ни один вид творчества не сравнивается с оршами в своей многофункциональности.
Оригами развивает кисть руки. Это особенно важно для маленького ребёнка, так как точки на ладони напрямую связаны с развитием умственных способностей.
Чем больше ребёнок складывает изделий из бумаги, тем лучше формируется его мышление.
Игрушки оригами объёмные. Но я предлагаю делать из них композицию или панно, сочетая с плоскими изображениями.
Такие композиции хорошо выполнять на темы сказок по буквам. Сказок много и на каждую букву можно составить с этой буквы и с игрушками оригами. Например, буква «А» - сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Фон панно – жёлтая цветная бумага (поле), на которую надо наклеить полоски. Также нужно сложить из бумаги две игрушки – куколки оригами в виде мальчика и девочки. После этого куколок можно приклеить к панно.
Такие композиции можно выполнять, начиная со средней группы.
Числовые композиции.
Требуется десять композиций – панно на каждое число о 1 до 10. Каждому числу будет соответствовать такое же количество игрушек – оригами, которые можно наклеить на панно вместе с графическим изображением числа.
Данные композиции можно начинать выполнять со средней группы и заканчивать в старшей группе (зависит от изучения чисел от 1 до 10).
Все игрушки – оригами должны выполняться самими детьми с помощью педагога.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.
Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира.
Значит чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"
в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...
Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики.
Консультация для родителей....