Эссе
материал по информатике (подготовительная группа)
«Использование информационно – коммуникационных технологий в ДОО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование информационно – коммуникационных технологий в ДОО»
«Человеку, который знает, куда идет, мир дает дорогу»
Дэвид Стар Джордано
XXI век – это новое тысячелетие, а с ним наступило и новое время. Это время перемен для дошкольного образования, это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Я считаю, что следует задуматься о будущем, о новом веке и нас в нем. Я работаю воспитателем, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же воспитатель, занимаясь воспитанием и обучением детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, видящим себя и свою профессию через десятки лет. Не развиваясь сами, воспитатели детского сада не смогут быть полноценными собеседниками, будут не в состоянии поддержать тему разговора, общаться с детьми, родителями и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих способностей воспитателя новой формации. XXI век существенно отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому , считаю, что современный воспитатель должен быть готов к любому общению, получению новой информации, различного рода нововведений. В скором времени в образовательных учреждениях и детских садах повсеместно будут внедряться различные современные информационные технологии и появится возможность использовать компьютерную технику в воспитательно-образовательном процессе, подключиться к сети "Интернет" и электронной почте. Поэтому, воспитатели «нового поколения» должны быть грамотными, умеющим работать на компьютере человеком, обладающим навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовым не только к личному общению, но и к общению через "Интернет". К этому непременно нужно быть готовым.
Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел информационный прогресс в области обучения и воспитания, современный воспитатель не будет забывать о том, что главное в его профессиональной деятельности - это научить детей общаться и воспитать из них людей, ценящих моральные принципы и устои, умеющих испытывать настоящие чувства и искренне выражать свои эмоции. Ведь никакие, даже самые совершенные современные технологии не могут заменить настоящее живое общение с окружающими, выразить свое отношение к окружающей действительности.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Интенсивное внедрение информационных процессов во все сферы человеческой деятельности, требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Эффективность образовательно -воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Всё шире проявляется роль информационно-коммуникативных технологий дошкольного образования. Информационно-коммуникативные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.
Это включает в себя:
- создание информационного образовательного пространства ДОУ;
- использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий;
- проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
В своей работе я применяю информационно-коммуникативные технологии для ознакомления дошкольников с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения.
При подготовке к НОД, я учитываю санитарно-эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность НОД составляет 25-30 минут с детьми старшего дошкольного возраста, из которых 5-7 минут дети просматривают презентации, видеоролики или слайд- шоу по определённой теме.
Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению я ставлю перед собой задачу: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. подбираю материал, который содержит в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Поэтому в своей практике я использую мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении НОД.
Следует заметить, что привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, можно превратить их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию.
Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленной цели. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие трудной для детей информации. Презентация напоминает детскую книжку, где на каждом листе - большая яркая картинка с подписью – обозначением, а мы только листаем слайды.
Просматривая презентацию, дети быстрее и лучше запоминают информацию, учатся объединять изображение и звук в одно целое. Электронные презентации я с успехом использую во время групповой НОД. Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. ИКТ, эта наглядность, дающая возможность нам выстроить объяснение познавательного материала логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как солнечная система, смена времен года, дня и ночи. Вот и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.
Использование ИКТ многое даёт и самим педагогам: значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД. Наконец, с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: можно обмениваться опытом работы через статьи, размещённые в сети Интернет, можно обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты и многое другое, так же можно разместить на персональном сайте ДОУ. Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми достигаются высокие результаты:
- у детей повышается мотивация к познавательной деятельности;
- формируется активная позиция субъекта обучения;
- значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеют следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимидийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для НОД.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада я отметила ряд преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;
- ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, планеты, солнечную систему, время;
- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. НОД с использованием компьютерных технологий являются комплексными и сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства воспитания обучения.
И, в заключение, хотелось бы сделать следующий вывод, что использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет улучшить процесс обучения детей, инновационные процессы в дошкольном образовании позволяют заинтересовать детей в сам процесс обучения, помогает развивать любознательность, интерес детей, творческую фантазию, память и воображение.
Работа в дошкольном учреждении для меня -это возможность находиться в искреннем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. Шагая по жизни за руку с детьми, невозможно забыть такие понятия: как смех и улыбка, доброта и невинность. Радость детей - моя радость! Я хочу, чтобы каждое утро начиналось с улыбки ребенка, каждый день открывал мне и моим воспитанникам новые возможности, дарил незабываемые впечатления от общения друг с другом.
Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны и для меня лучшая награда и радостная улыбка детей.
Современному воспитателю нужно быть специалистом высшего уровня по всем направлениям, чтобы быть готовым к любому вопросу воспитанников. Воспитатель новой формации, по моему мнению, - это социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."
эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе
"Моя профессия - воспитатель",...
Эссе
"Моя профессия - воспитатель",...
Мое педагогическое эссе
Мое педагогическое эссе...
Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."
Каким же должен быть современный воспитатель?!...
Эссе "Я поведу вас за собой, чтобы утверждать идеалы будущего.." (опубликован в сборнике эссе"Один день из жизни педагога". "Вселенная Учитель",выпуск 2,2014)
Размышления педагога об одном своём дне....
Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.
В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...