Цифровизация системы дошкольного образования
статья по информатике

Анна Александровна Чушкина

Авторская статья посвящена проблеме внедрения современ- ных цифровых технологий в практику дошкольных учреждений, обосновывает- ся преимущество их использования в сравнении с традиционными средствами обучения, а так же рассматриваются вопросы, существующие в этом ракурсе и эффективные пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovizatsiya_sistemy_doshkolnogo_obrazovaniya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Морокова О.И.,

Чушкина А.А.

Аннотация. Авторская статья посвящена проблеме внедрения современ- ных цифровых технологий в практику дошкольных учреждений, обосновывает- ся преимущество их использования в сравнении с традиционными средствами обучения, а так же рассматриваются вопросы, существующие в этом ракурсе и эффективные пути их решения.

Ключевые слова: образование, цифровая компетентность, цифровизация образования, цифровая образовательная среда.

Современными цифровыми технологиями наши дети начинают пользо- ваться с самого раннего возраста. Причем, овладевают они ими гораздо раньше, чем чтением и письмом. Бытует мнение, что ребенок XXI века не стал хуже или лучше своего сверстника, который жил два-три столетия назад, он просто стал другим! Учитывая простоту в использовании и многофункциональность, со- временные  цифровые  устройства  стали  чуть  ли  не  любимой  игрушкой ребенка [4]. Надо отметить, что дисплей телефона или планшета «все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими и сверстниками, как следствие, это приводит к соци- альному отчуждению детей» [2]. Сегодня подрастающее поколение, благодаря развивающимся цифровым технологиям, намного раньше взрослеют, уже уме- ют рассуждать на «взрослые» темы, а иногда в интеллектуальном плане даже более подкованы, чем их родители. Однако, у современных детей есть серьез- ные проблемы с развитием творческой активности и фантазии. Авторы Е.В. Фабрикантова и Е.Е. Полянская обращают внимание: «Современный ребенок требователен, прагматичен, имеет завышенную самооценку, часто не слышит указаний взрослых. У него есть проблемы с эмоциональностью. Он не понима- ет, что такое плохо, больно, страшно» [5].

Отметим основные проблемы современного дошкольника: страдает связ- ная речь и активный словарный запас, здоровье претерпевает негативные изме- нения с учетом неблагоприятной экологической обстановки и непрерывного пребывания за компьютером. Практически до недавнего времени в дошкольных учреждениях использование современных цифровых технологий сводилось к минимуму. Обусловлено это следующими обстоятельствами. Во-первых, боль- шая часть педагогического коллектива не владеют информационными техноло- гиями и «даже составление отчетной документации, которая перешла в формат электронного документооборота, вызывала у них большие трудности» [3]. Кроме того, надо отметить, что на техническое оснащение помещений детских садов, создание локальной сети внутри самого учреждения, к сожалению, не хватало финансовых средств. Однако, в условиях неблагоприятной эпидемио- логической ситуации и режима вынужденной самоизоляции, существовать и работать пришлось в новых условиях. Дошкольной системе отечественного об- разования также пришлось перестроиться. На смену привычного живого непо- средственного общения пришли видеоконсультации, видеоконференции, разви- вающие видеоигры-тренажеры, презентации и т.д. В данный момент «именно они стали новыми средствами сотрудничества с родителями и детьми» [4]. Не обошли новшества и МАДОУ «ЦРР-д/с № 28 «Журавлик» г. Губкин. Мало то- го, что педагогам пришлось в короткие сроки осваивать цифровой контент, бы- ло необходимо предложить информационный, развивающий и обучающий ма- териал для родителей в доступной и интересной форме, чтобы можно было за- интересовать ребенка. Для этого в МАДОУ имеются необходимые условия. Педагоги, в процессе освоения ИКТ отметили, что их использование имеет, несомненно, ряд преимуществ: мультимедийность и возможность самому по- пробовать себя в компьютерной развивающей игре-тренажере привлекает вни- мание дошкольников, повышает их интерес к представленному материалу, по- буждает их логически думать и саморазвиваться; эффективная динамика заня- тия способствует гармоничному развитию памяти, воображения, усвоению ма- териала; происходит целенаправленное раскрытие творческого потенциала до- школьников; мотивирует детей к исследовательской деятельности, включая са- мостоятельный поиск в сети Интернет или совместно с родителями; видео поз- воляет показать ребенку те аспекты окружающего мира, наблюдение за кото- рыми вызывает некоторые затруднения, например, вращение Земли вокруг Солнца, рост растений, падение капель дождя и т.д.; цифровые технологии – это «дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности» [1]; происходит максимальный учет индивидуальных, образова- тельных возможностей и потребностей дошкольников; используя возможности интернет-ресурсов таких сервисов как Viber, WhatsApp, Zoom и др. в общении с родителями дошкольников, воспитатель имеет возможность в сжатые сроки по- знакомить их с последними новостными событиями, обсудить насущные про- блемы, провести родительские собрания онлайн, предоставить рекомендатель- ный материал для занятий дома; в сети Интернет возможно обмениваться ин- формацией с коллегами, получать новые доступные знания и саморазвиваться, виртуально бывать во всех уголках мира, не выходя из дома. Выявив все оче- видные плюсы привлечения средств цифровых технологий в воспитании, обра- зовании и развитии дошкольников, педагоги МАДОУ «ЦРР-д/с № 28» г. Губ- кин, выйдя на работу после локдауна, уже не смогли работать в прежнем режи- ме. Именно поэтому все силы, как на федеральном, так и на местном уровнях, были брошены на приобретение, прежде всего, компьютеров, портативных но- утбуков и планшетов, интерактивных досок, а также необходимых устройств для обучения дошкольников. Кроме того, благодаря курсам повышения квали- фикации, онлайн-конференциям, профессиональным мастер-классам идет по- вышение уровня компетенции педагогов в сфере ИКТ. Таким образом, цифро- визация – это «эффективное техническое средство, с помощью которого можно существенно разнообразить и усовершенствовать работу в ДОУ» [2]. Сегодня наши педагоги находятся только в начале пути включения цифровизации в оте- чественное образование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белозерцев, Е. П. Гуманизация педагогического образования в условиях цифровой цивилизации: мечта, надежда, концепт / Е. П. Белозерцев // Вестник Воронежского государ- ственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2020. – № 4. – С. 15-19.
  2. Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д. В. Буданцев // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 120-127.
  3. Гречушкина, Н. В. Педагогическое общение в электронной информационно- образовательной среде : учебное пособие / Н. В. Гречушкина, Н. В. Мартишина. – Москва : Русайнс, 2020. – 179 с.
  4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; Под редакцией А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Националь- ный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с.
  5. Фабрикантова, Е. В. Использование электронных образовательных ресурсов в до- школьном и начальном образовании : учебное пособие / Е. В. Фабрикантова, Е. Е. Полян- ская. – Оренбург : ОГПУ, 2016. – 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район"

Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район...

Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Система дошкольного образования в Законе РФ "Об образовании"

Источник: http://fullref.ru/job_4e819c548856625030a34563b53c9970.html...

Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...

Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.

Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.Ми...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...