Игры для развития мышления детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Для того, чтобы наши дети были успешными, нужно развивать их физические способности и психические процессы. В данной статье мы предлагаем несколько игр для развития мышления. В эти игры можно играть дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_myshleniya_doshkolnikov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития мышления детей дошкольного возраста
Мышление - обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления - аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.
Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Выделяют три вида мышления:
- Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
- На основании наглядно-действенного мышления к 5 годам формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
- К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, мы предлагаем несколько игр, способствующих развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:
Игра «Вопрос – ответ»
Ребёнку задают вопросы, на которые он должен ответить. Примеры вопросов: «Что у птиц по два?», «Сколько хвостов у двух слонов?» и т.д.
Вам понадобится набор картинок с изображением «ответов».
Игра «Логическая цепочка»
Ребёнок выстраивает цепочку из повторяющихся элементов, ориентируясь на образец орнамента. (Геометрические фигуры; бусинки; пуговицы и др.)
Игра «Угадай, что спрятано»
Ребёнок опускает руку в «Чудесный мешочек» с различными предметами и отгадывает, что там спрятано. Можно предложить рассказать, каковы предметы на ощупь.
Игра «Разложи по порядку»
Предложите ребёнку расположить предметы по возрастанию или убыванию степени проявления заданного свойства. (Набор мисочек, цилиндров, колец и др.)
Игра «Конструктор»
Цель. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Набор геометрических фигур.
Игра «Кто быстрее соберет пирамидку?»
Пирамидки с шестью цветными кольцами.
Игра «Кто, что любит?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
Игра «Назови одним словом»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
Игра «Классификации»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, по какому-либо признаку.
Игра «Лишняя картинка»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
Игра «Бывает – не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; т.д.
Игра «Узнай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
«Раскладывание картинок по порядку»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
«Нелепицы»
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"
Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому ...
Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования
Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих ученых, детское...
Статья "Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования
в данной статье вы узнаете,как с помощью нетрадиционных техник рисования, развивать у ребенка мышление....
"Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования
в данной статье вы узнаете,как с помощью нетрадиционных техник рисования, развивать у ребенка мышление....
"Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования
Данная статья подскажет вам, как с помощью нетрадиционных техник рисования развивать мышление у дошкольников....
Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования
Развитие мышления детей методом нетрадиционного рисования...