Конспект по познавательному развитию "Зачем тебе карта?"
план-конспект занятия по информатике (средняя группа)

Худи Юлия Николаевна
  • Познакомить с понятиями: карта, картография.
  • Формировать навык определения местоположения предметов относительно ребенка.
  • Повышать уверенность в собственных силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zachem_tebe_karta.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

        

Конспект

 непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

в средней группе «Б»

«Зачем тебе карта?»

     

                                                                            подготовила:воспитатель

Худи Юлия Николаевна

        

Надым, 2022г.

Тема: Зачем тебе карта?

Цель: становление самостоятельности дошкольников, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями: карта, картография.
  • Формировать навык определения местоположения предметов относительно ребенка.
  • Повышать уверенность в собственных силах.

Материалы: презентация «Карты» (см. USB-флеш-накопитель, занятие 1), смартфон с Гугл- или Яндекс-картами, пачка спагетти, деревянные кубики, 3 книги, пластилин.

Тема занятия отображена на экране.

Вводная интерактивная беседа: 3 минуты.

Ребята, кто ездил в путешествие: на море, за город, к бабушке?

  • Воспитатель фиксирует несколько вариантов ответов.

На чем вы ездили или летали (на поезде, машине, на самолете, на корабле)? Как попасть из… (назвать место, в котором находятся дети, например, город Ростов-на-Дону), например, в … (назвать любой вариант из высказанных ранее детьми, например, город Сочи).  В какую сторону нам нужно двинуться? Вправо (показать направления рукой)? Влево (показать направления рукой)? Прямо (показать направления рукой)? Назад (показать направления рукой)? Как узнать? Что может нам помочь? Нам помогут Гугл- или Яндекс-карты.

  • Воспитатель демонстрирует Гугл-карты в смартфоне.

Ребят, а давайте поиграем в игру, я буду называть ситуацию, а вы находить ответ, зачем в этой ситуации нужна карта?

Актуализация знаний

Игра «Кому нужна карта?»

Цель игры: развитие любознательности и познавательной мотивации.

Воспитатель задает вопросы, дошкольники дают ответы.

Вопросы для игры:

  • Если ты едешь в машине, зачем тебе карта? Чтобы добраться туда, куда нужно, например, доехать от дома до аквапарка.
  • Если ты летчик и управляешь большим самолетом, зачем тебе карта? Чтобы прилететь в город, который тебе нужен.
  • Если ты капитан и ведешь большой корабль в моче, зачем тебе карта? Чтобы добраться домой и не заблудиться.
  • Если ты – знаменитый пират, зачем тебе карта? Чтобы найти сокровища.
  • Если ты оказался в незнакомом месте, зачем тебе карта? Чтобы понять, где ты находишься, и выбрать куда тебе надо идти.

Ребята, получается всем нужна карта! А что такое карта и какие карты бывают: одинаковые или разные, большие или маленькие? Узнаем!

Основная часть: 17 минут.

  1.  А кто нам может помочь. Муравей
  2. Ребята есть целое интересная наука- картография. Картография- наука о том, как исследовать и отобразить все, что мы видим, весь наш окружающий мир, на картах! Картографы- это люди, которые создают карты, как вы думаете, когда появились карты? Когда появились смартфоны? Нет! Карты люди стали создавать очень давно, ещё до того, как научились писать! С давних времён люди создавали карты, чертя их на стенах пещер, в которых они жили. С тех пор и по сегодняшний день люди создавали, создают и используют карты, чтобы определить место, где они находятся и найти путь куда им двигаться. сегодня в Гугл-или Яндекс-Картах мы можем найти любую часть нашей планеты, любой город, любую улицу и даже любой дом, причём можно увидеть объемно, как будто мы находимся.
  • Воспитатель демонстрирует дошкольникам Гугл-карты в смартфоне.
  1. Ребята, раньше люди в основном рисовали карты на листе бумаге. Их рисовали, перерисовывали, дополняли, уточняли, исправляли, если на них были ошибки, и старались аккуратно хранить. Сегодня у нас есть несколько копий настоящих древних карт.
  • Воспитатель показывает дошкольникам презентацию «Карты» (USB-флеш-накопитель, занятие 1).
  1. Ребята, сегодня много разных карт, видь для разных случаев нужны разные карты. Картографы решают, что будет изображено на карте и кто будет ею пользоваться. Например, по карте можно определить, что находится около тебя. Поиграем в игру «Что около меня!».

Игра «Что около меня?»

Цель игры: формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира и отношениях объектов окружающего мира.

  • 1 этап игры

Воспитатель приглашает одного из ребят и ставит его в середины команды, лицом к остальным детям.

Воспитатель задаёт вопросы, что находится с определенной стороны от ребёнка, а дошкольник называет один предмет, который находится с нужной стороны от него.

Список вопросов1

  • Что находится справа от тебя? Ответ.
  • Что находится слева от тебя? Ответ.
  • Что находится впереди тебя? Ответ.
  • Что находится позади тебя? Ответ.
  • Что находится над тобой? Ответ.
  • Что находится под тобой? Ответ.

Затем воспитатель поворачивает ребенка на 90 градусов и повторяет вопросы из списка1. Ребенок называет по одному предмету.

Воспитатель обращает внимание детей на важность того, как мы стоим: ребенок повернулся-поменялись предметы вокруг него.

  • 2 этап игры

Воспитатель приглашает другого ребенка и ставит его в середине комнаты, спиной к остальным детям. Воспитатель задает вопросы из списка 1 и просит ребенка называть по 2 предмета, которые находятся с указанной от него стороны. Дошкольник отвечает.

Затем воспитатель поворачивает дошкольника на 90 градусов, но в другую сторону (в отличии от первого этапа) и повторяет вопросы из списка 1, указанного выше. Ребенок называет по 2 предмета, которые находятся в указанном направлении от него. Дошкольник отвечает.

Воспитатель обращает внимание детей на важность того, как мы стоим: ребенок повернулся-поменялись предметы вокруг него.

  • 3 этап игры

Воспитатель приглашает 3 дошкольника, ставит его в середине комнаты лицом к остальным ребятам.

Воспитатель задает вопросы из списка 2, дошкольник отвечаете

Список вопросов 2

  • Кто находится перед тобой, ближе других от тебя?
  • Кто находится перед тобой, дальше других от тебя?
  • Что находится слева от тебя, ближе к тебе?
  • Что находится слева от тебя, дальше от тебя?
  • Что находится справа от тебя, ближе к тебе?
  • Что находится справа от тебя, дальше от тебя?

Воспитатель поворачивает ребенка на 180 градусов и повторяет вопросы из списка 2, дошкольник отвечает.

Воспитатель обращает внимание детей на важность того, как мы стоим: ребенок повернулся-поменялись предметы вокруг него, и меняется соотношение, что дальше, а что ближе.

  1. Ребята, важно понимать, что находится вокруг нас, и наши предки, то есть люди, которые жили до нас, прекрасно это понимал! Во многом они были правы, но не во всем! Только со временем наука поменяла наши знания по некоторым вопросам. Давайте сейчас попробуем узнать, в чем были правы, а в чем ошибались древние? Займемся проектом «Волшебные спагетти!»
  2. Проект «Волшебные спагетти»

Цель проекта: формирование познавательных интересов и познавательных действий в исследовательской деятельности.

  • Ребята, вы, наверное, не раз слышали слова «Вселенная». Что это такое? Вселенная – это все, что нас окружает. Это наш дом, наш сад, наш город, наша планета, наше небо, наше солнце, наши звезды… Люди всегда хотели понять, как же устроен наш мир? Насколько он велик? Как он выглядит со стороны? Давайте рассмотрим нашу комнату, где мы сейчас находимся. Что мы видим вокруг себя? Мы видим стены, потолок, пол шкафы, столы, стулья, игрушки! Это часть нашего садика, которую мы сейчас видим. Наша комната находится в доме нашего детского сада. Что видят люди, которые сейчас идут мимо нашего детского сада? Они не видят нашу комнату, наши игрушки. Чтобы их увидеть, нужно зайти к нам внутрь. А что же они тогда видят? Дом, окна, крышу, занавески, двери. Для нас изнутри детский сад выглядит по своему! Видите, какая получается разница! Люди издревле понимали, что видят только часть нашего мира, как бы изнутри и стремились понять, что там, за границей того, что мы видим. В разное время люди по-разному представляли себе, как выглядит наша планета. Древние индийцы, например, считали, что земля плоская, как тарелка, и стоит она, такая большая, со всеми городами, лесами, морями, горами, на спине больших слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахи. Учитель Древней Греции, великий математик Пифагор первым предположил, что земля вовсе не плоская, а имеет форму шара. Сегодня точно уже известно, что наша планета круглая. Здесь древние греки были правы! А вот интересно, почему древние верили, что слоны могут удержать целую планету, пусть даже плоскую. Могут ли несколько слонов, пусть даже очень больших, удержать на своих спинах огромную тяжесть? Ну, хотя бы теоретически? Почему древние предполагали, что такое возможно? Давайте все станем настоящими ученными и проверим это предположение! Кто хочет быть ученным?  Предположение про слонов, будет нашей гипотезой! Проверим, можно ли удержать что-то большое и тяжелое чем-то не очень крепким. Например, могут ли наши обычные спагетти удержать 3 книги или 10 кубиков? Как вы думаете? (Выслушать ответы детей.)

Практический этап:

  • Воспитатель берет по одной несколько спагетти и ломает их, демонстрируя детям, что они очень ломкие. Воспитатель дает детям по несколько спагетти, чтобы они тоже проверили, насколько легко те ломаются, насколько они все по одной непрочные и ломкие.
  • Воспитатель строит с детьми основу для эксперимента: кладет по несколько деревянных кубиков в 2 группы- с одной стороны и с другой стороны.
  • Затем на 2 основы положить полпачки спагетти таким образом, чтобы середина всех спагетти была на весу, а на кбик по краям они только опирались. Затем прижать кубиками сверху спагетти в местах их опоры на нижние кубики

  1. Затем дети аккуратно выкладывают кубики поверх спагетти, строя пирамиду.
  • Воспитатель обращает внимание детей, что, несмотря на то что сами по себе спагетти очень ломкие, вместе они смогли удержать большое количество кубиков, которые тяжелее спагетти! У нас получилась большая пирамида на «ломких» спагетти. Гипотеза верна!

Объяснение

Когда мы воздействуем на одну спагетти, вся сила, которая к ней применяется, ее ломает. В пирамиде вес кубиков равномерно распределяется на небольшие части, и эти части воздействуют (давят) на отдельные участки спагетти.

  1. Задание повышенной сложности*

Провести усложненный эксперимент со спагетти

Спагетти (полпачки) по одной вставить (воткнуть) в основу- пеноплат или поролон. Сверху накрыть основой. Сверху основы аккуратно расположить несколько книг.

  1. Рефлексивно-оценочный этап (обогащение активного словаря): Ребята, что такое картография? Картография- это наука о составление карт. А что такое научная гипотеза? Это предположение.

Заключительная часть: 5 минут.

Ребята, у нас осталось много спагетти. Варить их уже нельзя, мы их потрогали руками, клали на них кубики. Но выкидывать ведь тоже нехорошо! Что нам с ними делать? Какие будут предложения? Давайте им дадим вторую жизнь. Поиграем в игру «Вторая жизнь спагетти». Мы поломаем спагетти и создадим из них творческие работы что можно сделать из пластилина и спагетти? Например ежика, холм с травой, щетку и т.д.

Игра «Вторая жизнь спагетти»

Цель игры: реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

  • Воспитатель раздает детям спагетти т пластилин;
  • Ребята ломают спагетти и создают различные творческие работы из пластилина и поломанных спагетти.

Итог занятия: воспитатель отмечает активных ребят и их творческое работы.

Список литературы

Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения. — М., 2012

Gersmehl, PJ. Преподавание географии/ Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. 2008. Gersmehl, PJ; Gersmehl, СА. Пространственное мышление младшего возраста: неврологические доказательства раннего развития. Journal of Geography, 106(5), pages 181-190.

Беляк. Е.А. Б44 Детская универсальная STEAM-лаборатория: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019.-472 с., цв. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Я люблю тебя Кубань"

Конспект занятия "Я люблю тебя Кубань"  в младшей группе...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг)....