Консультация «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка

Шаталова Галина Александровна

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый  «банк  жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных  уроков»  начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной  игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 5

г. Вольска Саратовской области»

улица Революционная, 29   телефон 7-10-39

_____________________________________________

Приложение 3.3

Консультация

«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 подготовила музыкальный руководитель

Шаталова Галина Александровна

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому (Г. А. Кураев, Т. Н. Маляренко, Ю. Е. Маляренко). Эстетическое воспитание детей стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества.                                                                                                                                                Проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике традиционно уделяется значительное внимание. Важнейшей составляющей в системе эстетического воспитания выступает музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. К его главным задачам относятся: пробуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей, системы музыкальности в целом. Центральное место в этой системе по праву занимает музыкальный слух, являющийся, по образному определению Б. В. Асафьева, «мерой вещей» в музыке .

Приобщение к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр и танцев. Они развивают музыкальную память, чувство ритма; игры способствуют совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой, а также помогают лучше воспринимать материал. С помощью музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи: воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития детей; умение выполнять упражнения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой.

Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкально-ритмической культуры требует своей дальнейшей разработки. Особенно актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании структуры личности и ее культуры (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Ковалев, А. А. Люблинская).

Известно, что музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и  двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря нему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и, наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте».

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале XXвека систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Ж. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга».                                                        

При этом Э.Ж. Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие системы Э. Ж. Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е. А. Румер и др., которые в 1911 г. окончили Институт музыки и ритма (Хеллерау, недалеко от Дрездена). Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Э. Ж. Далькроза в различных школах. Н. Г. Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила ее в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т. д. Она пропагандировала систему Э. Ж. Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчеркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.

Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Э. Ж. Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по инициативе Н. Г. Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмистов, где разрабатывали учебные программы (для школ, техникумов, консерватории) и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, систематизировали практический материал.

Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста в 50—60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Ж. Д алькроза. Н. А. Ветлугина (1958), А. В. Кенеман (1960), а в дальнейшем М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зимина, Е. Н. Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).

Все перечисленные прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последователей легли в основу и нашей системы работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей.

Основная направленность нашей системы — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей в нашем дошкольном образовательном учреждении строиться по нескольким направлениям [2]:

1.         Развитие музыкальности:

  • развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
  • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
  • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
  • развитие музыкальной памяти.

2.Развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;
  • развитие гибкости и пластичности;
  • воспитание выносливости, развитие силы;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;

·обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3.Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4.Развитие и тренировка психических процессов:

·развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

·тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
  • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Эффективность реализации системы работы подтвердилась проведенной педагогической диагностикой, направленной на:

  • выявление начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
  • проектирование индивидуальной работы;
  • оценку эффекта педагогического воздействия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения....

Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения....

Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей).

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения....

Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения....

Консультация для педагогов «Фольклор в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Фольклор в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей. Музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте.

Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:воспитание любви и интереса к музыке,обогащение музыкальных впечатлений детей посре...