Шахматная сказка
презентация к уроку по информатике (старшая группа)

Педро Людмила Николаевна

 Сказкао том как научить детей играть в шахматы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение города Нефтеюганска

 «Детский сад№6 «Лукоморье»

Мастер класс

«Обучение шахматам при помощи сказок»

Выполнила воспитатель: Педро Людмила Николаевна

       Цель: Обучение воспитанников дошкольного возраста игре в шахматы.

             Задачи:

  1. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  2. Познакомить с ценностью шахматных фигур.
  3. Научиться ориентироваться на шахматной доске, правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

Обучение шахматам при помощи сказок на примере сказки «Теремок»

Сказки – это своеобразный язык общения между взрослыми и детьми и еще очень эффективный метод обучения детей шахматам. При помощи сказки, процесс обучения шахматам проходит непринужденно и погружает в фантастический мир, позволяя познакомить детей с шахматными фигурами, их расположением на доске, помогает определить их значимость и познакомить с вариантами ходов.

Шахматная сказка по подобию сказки «Теремок»

Автор: В некотором царстве, в шахматном государстве жил - был король. Мудро правил он королевством две тысячи лет. Дворец шахматного короля был очень красив, но очень тихо и скучно было в его покоях. Король от этого очень скучал и впадал в уныние.

Король: Не надо мною восхищаться

Хоть я и важное лицо

Но без защиты я, ребята,

Всего лишь слабое звено.

Хожу, я очень осторожно

Мне можно делать один шаг.

Ведь я умру, когда соперник,

Объявит мне свой грозный мат.

Автор: И вот однажды в ворота дворца постучали.

  1. Пешка: Кто – кто во дворце живет?

Король: Я, Шахматный король, а ты кто?

Пешка: Я, пешка - малышка, из страны шахматных фигур. Хочу в твоем дворце жить. Я самая слабая фигура в шахматах и моя стоимость – одна пешка.

Король: Что ты умеешь делать?

Пешка: Я, могу за один ход передвинуться на одно поле вперед, а при первом ходе на два поля. Добравшись до противоположного края доски могу превратиться в любую шахматную фигуру, и не стоит забывать об этом!

Пешка: Пешка – слабая фигура

Но не так уж и проста

И в итоге битвы славной может стать и самой главной

Первым ходом можно в бой

Сделать пешке шаг двойной

А потом вперед, вперед за шажком, шажок

Ну а как же пешка бьет?

Бьет наискосок.

Король: Давай со мной жить.

Автор: Вошла пешка во дворец и стала в нем жить.

Автор: Только огляделась пешка во дворце короля, как в ворота опять постучали.

  1. Конь: Кто – кто во дворце живет?

Король: Я, Шахматный король!

Пешка: И я, пешка – малышка!

Король: А ты, кто?

Конь: Я, конь, хочу в вашем дворце жить. Я легкая шахматная фигура. Моя стоимость три пешки.

Король: Что ты умеешь делать?

Конь: Меня ни с кем не перепутаешь, передвигаюсь я по шахматной доске буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Я могу перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры. Я так же равен другой фигуре – слону, однако в ударной силе я уступаю слону.

Конь: Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает он прыжок.

Поле - прямо, поле – вбок

Ну а если угрожает окружения заслон,

Через тех, кто окружает,

Перепрыгивает он.

Король: Давай с нами жить.

Автор: И стали они втроем жить.

Автор: Много  прошло времени, мало ли.… В дворцовые ворота опять постучали.

  1. Слон: Кто – кто во дворце живет?

Король: Я, Шахматный король.

Пешка: Я пешка – малышка.

Конь: Я, конь.

Король: А ты, кто?

Слон: Я, слон, хочу в твоем дворце жить. По силе я, также, как и конь, легкая фигура. Моя стоимость тоже три пешки. Однако в ударной силе я превосхожу коня.

Король: Что ты умеешь делать?

Слон: Я похож на человечка в шлеме и могу передвигаться на любое количество полей по диагонали. Если я белопольный слон, то я передвигаюсь по белым полям, а если чернопольный слон, то только по черным.

Слон: Слоны выходят на поля,

У каждого диагональ своя.

И кто им встретится в пути

Готовы всех они смести

Есть белоходные слоны

Есть черноходные слоны

По силе все они равны.

Король: Давай с нами жить.

Автор: И стали они жить вчетвером.

Автор: Прошло еще немного времени, как в дворцовые ворота постучали снова.

  1. Ладья: Кто – кто во дворце живет?

Король: Я, Шахматный король.

Пешка: Я пешка – малышка.

Конь: Я, конь.

Слон: Я, слон.

Король: А ты, кто?

Ладья: Я, ладья, хочу в твоем дворце жить.  Я имею крепкий вес. Моя стоимость – пять пешек.

Король: Что ты умеешь делать?

Ладья: Я могу за один ход передвинуться на любое количество полей по горизонтали и по вертикали. Только не перепрыгиваю через другие фигуры.

Ладья: Видимо ладья упряма

Если ходит только прямо

Не петляет – прыг да скок

Не шагнет наискосок

Так от края и до края

Может двигаться она

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна

Шаг тяжелый у ладьи

В бой ее скорей веди.

Король: Давай с нами жить.

Автор: И стали они впятером во дворце жить.

Автор: А в ворота дворца снова постучали.

  1. Ферзь: Кто – кто во дворце живет?

Король: Я, Шахматный король.

Пешка: Я, пешка – малышка.

Конь: Я, конь.

Слон: Я, слон.

Ладья: Я, ладья.

Король: А ты, кто?

Ферзь: Я, ферзь, хочу в твоем дворце жить. Я самая сильная фигура в шахматах. Моя сила стоит – девять пешек. В ударной силе я превосхожу любую из шахматных фигур.

Король: Что ты умеешь делать?

Ферзь: Я могу передвигаться на любое количество полей в любом направлении (по горизонтали, по вертикали, по диагонали). Не перепрыгиваю через другие фигуры.

 Ферзь: Могу направо я ходить, могу налево

Я важная фигура

Совсем, как королева

Коль не удастся так сходить

Сконфужусь я едва ли

Возьму и сделаю я ход – по диагонали.

Король: Давай с нами жить.

Автор: И стали они вшестером жить. Так вот и живут шахматные фигуры во дворце шахматного короля.

C:\Users\Homik\Desktop\Шахматы\img12.jpg



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс «Обучение шахматам при помощи сказок» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №6 « Лукоморье » Автор разработки: Педро Людмила Николаевна .

Слайд 2

Цель: Транслирование педагогического опыта по обучению дошкольников игре в шахматы при помощи сказки. Задачи: У чить ориентироваться на шахматной доске, правильно помещать шахматную доску между партнерами; расставлять фигуры перед игрой. Формировать представления о шахматных фигурах, способах их передвижения по шахматной доске во время игры.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Слайд 18

Источники: Фон слайдов http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/16/11119772.jpg http://static8.depositphotos.com/1070439/982/v/950/depositphotos_9820339-Abstract-beige-floral-seamless-background.jpg Фон рамки http://ramki-vsem.ru/fon/korichnevyj-fon42.jpg Шахматные фигуры http://www.fonstola.ru/pic/201111/2560x1600/fonstola.ru-55428.jpg http://effects1.ru/png/kartinka/2/igra/shakhmaty/shakhmaty_2-320.png http://spbnard.ru/upload/file/Accessories/Figuri/Prochess/FiguriProchess-2.jpg http://static7.depositphotos.com/1000589/715/i/450/depositphotos_7159976-Chess-isolated-on-white-background.jpg http://rustudent.com/wp-content/uploads/2013/01/Osobennosti-formirovaniya-institutsionalnoy-sredyi-rossiyskih-regionov.jpg Ш ахматная доска http://rus.lang-study.com/wp-content/uploads/Shahmati-250x200.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

шахматная сказка

Для использования в предварительной работе по обучению игре детей старшего дошкольного возраста шахматам....

Ссылки на шахматные сказки

Шахматные сказки на просторах интернет......

Шахматная сказка о короле ( по мотивам русской народной сказки "Колобок")

В сказке шахматный король встречается с различными шахматными фигурами, разговаривая с которыми король напоминает фигурам об их  ходах,  силе, ценности....

Шахматные сказки

Шахматные сказки, для использования на занятиях....

Консультация для родителей. Шахматные сказки.

Материал для родителей и педагогов, поможет познакомить дошкольников со сказками.Сказки – это своеобразный язык общения между взрослыми и детьми и еще один эффективный метод обучения детей ...

Фотоотчет театральная постановка "Шахматная сказка"

театральная постановка "Шахматная сказка"  с детьми подготовительной группы...

Консультации «Обучение детей игре в шахматы» Шахматные сказки

В помощь родителям и педагогам Шахматные сказки...