«Роль сказки в формировании личности ребенка»
статья
Дошкольное воспитание- это краеугольный камень, на котором в дальнейшем будет построена ЛИЧНОСТЬ. О методах и формах воспитательной работы в детском саду написано огромное количество статей, методических разработок, диссертаций. Тема моей статьи - роль сказки в формировании личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_1.docx | 38.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль сказки в формировании личности ребенка»
Дошкольное воспитание- это краеугольный камень, на котором в дальнейшем будет построена ЛИЧНОСТЬ. О методах и формах воспитательной работы в детском саду написано огромное количество статей, методических разработок, диссертаций. Тема моей статьи - роль сказки в формировании личности ребенка.
Возможности сказки как развивающего и психотерапевтического средства огромны. Корней Чуковский писал: «Цель сказочника – воспитать в человеке человечность- эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою».
Русская педагогика всегда отмечала важную роль сказки. Так, еще в 1894 году безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» признавал, что «если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвой буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ею».
Не новость, что мир детства, та самая «счастливая, невозвратимая пора…», стремительно изменяется. Это закономерно, но, к сожалению, часто изменяется не в лучшую сторону. Родители (социально положительные), вынужденные много работать, чтобы обеспечить благополучие своей семьи, зачастую обрекают ребенка на одиночество, а чтобы тот явно его не ощущал, используют палочку-выручалочку- телевизор и компьютер. Они становятся главными современными «воспитателями»… Бесспорно, мультпродукция способна оказывать и позитивное влияние. Но родители, а тем более воспитатели, не должны считать мультфильмы универсальной «няней». Всегда необходимо чётко осознавать влияние разных мультфильмов на психику и восприятие окружающего мира ребёнком. Если нет возможности предварительно ознакомиться с мультфильмом, то желательно хотя бы вместе с ребёнком его просматривать, чтобы иметь возможность комментировать содержание, обращая внимание на позитивные и негативные его стороны, помогая провести черту между добром и злом.
Регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультипликационных фильмах пропагандируются чуждые нам ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы. Для многих мультфильмов характерно и откровенно деструктивное влияние на ребёнка: употребление сомнительных речевых приёмов, ругательств, оскорблений, демонстрация антисоциального поведения в привлекательном ракурсе, спорных гендерных особенностей поведения, нереалистичных образов и сексуальной нетрадиционной ориентации. Сюжеты многих мультфильмов фактически пропагандируют насилие, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений).
Надо, чтобы, живя в мире новейших, почти фантастических технологий, ребенок был окружен добром, красотой, счастьем. И это счастье, без которого не может вырасти настоящий, гармоничный, хороший человек, сможем создать только мы, взрослые люди, не машины!, и поможет нам в этом сказка, простая наша, родная сказка. «Не бойся сказки. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи –на свете правды больше станет», –справедливо писал замечательный детский поэт В.Берестов.
Сказка имеет в себе такие воспитывающие возможности, с какими не в состоянии сравниться самые мощные и современные воспитательные технологии.
Сказка полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте. Она дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение – эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь.
Мы должны использовать тяготение дошкольников к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте. Сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии детей благородным и мужественным сказочным героям и заключается основное воспитательное значение сказки. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек –не человек.
Знакомство со сказкой в детском саду идет поэтапно, соответственно возрасту. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. Дети легко запоминают их. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.В них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. (В.Берестов)
Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка, в основе которой вмешательство в жизнь человека чуда. Сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают, что в реальном мире есть горе и людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения.
Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.
Конечно же, нельзя гарантировать, что ребенок после прочтения нескольких сказок сразу станет трудолюбивым, умным и храбрым. Необходима систематическая комплексная работа в данном направлении: чтение, разъяснения, беседы, театральные постановки, фольклорные празднества. Но эта работа воздастся сторицей, и наши дети не будут маленькими злобными зомбированными монстрами.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль сказки в формировании личности дошкольника»
о значении сказок в развитии ребенка дошкольного возраста...
Роль сказки в формировании личности ребёнка. Психологический аспект
Какую роль играет сказка в жизни ребёнка?...
Конспект родительского собрания на тему: «Роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника»
Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать компетентными родителями.Задачи: показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника,Дать некоторые р...
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....
Роль сказки в формировании личности ребенка
Неотьемлемая часть жизни дошкольников-сказка....
Роль русской народной сказки в формировании личности ребенка
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чув...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...