Методика использования ИКТ в образовательном процессе в ДОУ
методическая разработка по информатике

Осадчева Людмила Валерьевна

ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №70 «Золотая рыбка»

Консультация для воспитателей

«Методика использования ИКТ

в образовательном процессе»

Подготовила: воспитатель Осадчева Л.В.

Г.о. Мытищи

Методика использования ИКТ в образовательном процессе

ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.

На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования. Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста; а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ, в основном, заключается в следующем:

  • подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;
  • знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом;
  • знакомство с периодикой,
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;
  • создание электронной почты, ведение сайта;
  • создание презентаций в программе Power Point.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности

Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Целью работы при использовании ИКТ в ОД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

                     

                                 

    Задачами стали:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  • создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Использование ИКТ выводит усвоения полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

  • дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения коли чества иллюстративного материала;
  • позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);
  • занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

  • Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.
  • Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
  • Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.
  • Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
  • Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
  • Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.
  • Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
  • Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
  • Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
  • Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
  • Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Можно применять в своей практике готовые мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет нам:

  • значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков.
  • развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.
  • развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Практика показывает, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста значительно повышается.

При организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

  • Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти — семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
  • Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
  • Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
  • Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
  • Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 — 2, 5 метра.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.



Предварительный просмотр:

Области применения ИКТ педагогами ДОУ в контексте ФГОС ДО

Современный мир невозможно себе представить без информационно-коммуникационных технологий.

 Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие для достижения педагогических целей специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео).

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными:

  • Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
  • Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место.  
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий:

  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Цель ИКТ – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1) Ведение документации:

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка.

Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

2) Методическая работа, повышение квалификации педагога:

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность.

 

Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

Важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.

3) Воспитательно - образовательный процесс:

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

• организация непосредственной образовательной деятельности воспитанника;

• организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;

• реализация проектов;

• создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

В воспитательно-образовательном процессе педагог при использовании ИКТ применяет следующее оборудование:

• Телевизоры с DVD приставками,

• Компьютеры,

• Мультимедийный проектор,

• Принтер,

• Магнитофоны,

• Интерактивная доска,

• Видео- и фотокамера.

В работе педагога выделяются следующие направления в использовании ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:

• создание мультимедийных презентаций;

• работа с ресурсами Интернет;

• использование готовых обучающих программ;

• разработка и использование собственных авторских программ.

 

Большие возможности в образовательной деятельности предоставляет использование мультимедийных презентаций:

  • обучающий и развивающий материал представляет систему ярких опорных образов, что вызывает у ребенка живой интерес, позволяет сделать деятельность эмоционально окрашенной и привлекательной;
  • информация имеет определенную структуру, алгоритм деятельности, является прекрасным демонстрационным материалом и наглядным пособием, что способствует хорошей результативности занятия;
  • у детей развиваются внимание и зрительная память, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств;
  • задействуются различные каналы восприятия, что помогает заложить информацию не только в фактологическом, но и ассоциативном виде.

Использование мультимедийных презентаций позволяет успешно решить задачи и по здоровьесбережению детей: разучивать с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, когда ребенок следит глазами за движением предметов на экране.

Классификация существующих обучающих программ для дошкольного возраста:

  1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
  2. Простейшие программы по сенсорике, обучению чтению, математике, логике и др.
  3. Игры-путешествия, «бродилки».
  4. «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
  5. АРТ - студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, знакомиться с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка. Умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно.

 Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

При этом следует отметить, что использование ИКТ не заменяет использование других приемов и методов в работе с детьми, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребенка и педагога; тем самым, ускоряет процесс достижения положительных результатов в педагогической деятельности.

Список использованной литературы:

 

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва

"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования ».
  2. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста: методические рекомендации специалистов дошкольного образования/ под ред. М.Л. Семеновой. – Челябинск ЧИППКРО, 2013
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л.  Кому работать с компьютером в детском саду //Дошкольное воспитание, 1991, №5
  4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.  - М, Сфера, 2008.
  5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. //Дошкольное воспитание, 2000 , № 11.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №70 «Золотая рыбка»

Консультация для воспитателей

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ

1 КВ. КАТЕГОРИИ ОСАДЧЕВА Л.В.

http://duimovochka-27.ucoz.ru/_pu/1/66736981.jpg

г.о. Мытищи

 2018

В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

Сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Использование компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретав новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

Информационные технологии обеспечивают личностно ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, для дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно; большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых в интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра — одна из форм практического мышления. В ней ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

В ходе игровой деятельности, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

—        представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

—        несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

—        движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

—        проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером служат стимулом к познавательной активности детей;

—        предоставляет возможность индивидуализации обучения;

—        ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

—        в процессе деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

—        позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

—        компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ на занятиях:

—        помогает детям ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

—        овладеть практическими способами работы с информацией;

—        развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

усиливать положительную мотивацию) обучения; развивать познавательную деятельность детей;

—        разнообразить занятия, на эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивать наглядность;

—        привлекает большое количество дидактического материала;

—        повышает объем выполняемой работы на занятии в 1,5 - 2 раза;

—        обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ребенку с применением разно уровневых заданий);

—        расширяет возможность само стоятельной деятельности;

—        формирует навык исследовательской деятельности;

—        обеспечивает доступ к различным справочным системам электронным библиотекам другим информационным ресурсам;

—        способствует повышению качества образования.

ИКТ на занятии сможет сделать его эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сократит время для проверки знаний детей, которые научатся навыкам контроля] самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и форме. Самые часто применяемые: понятийный аппарат и фото графии (репродукции), видеоролики, клипы песен, мелодии презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.

Основная цель ИКТ: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности. Кроме того, используя компьютерные технологии, можно создавать как педагогу, так и детям различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры.

Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение детей к занятию, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения. Для этого используются различные методы и приемы: анализа, сравнения, обобщения, классификации, формулировки понятий, внутреннего плана действий.

В условиях коррекционного детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Занятия в коррекционном детском саду имеют свою специфику, ОНИ должны быть эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, использованием аудио- и видеозаписей, специальных коррекционных приемов обучения.

Все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен

только дополнять воспитателя, а не заменять его.

С использованием ИКТ можно проводить часть познавательно-речевых занятий с детьми. Основная их идея заключается в соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников с нарушением зрения компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям дошкольников: представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая их наглядно-образное мышление. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация. Наглядный материал, применяемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка и способствуют повышению интереса к изучаемому материалу.

Использование анимации, демонстрация разного рода слайд- шоу и видеофрагментов дает возможность показать динамические процессы, моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают к поисковой и познавательной деятельности.

Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества особенно детей с ослабленным зрением.

Признавая, что компьютер — мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить: использование его в учебно-воспитательных целях в ДОО требует тщательной организации как самих занятий, так и неси) режима в целом в соответствии с возрастом детей.

 Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия.

Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом применении ИКТ дети теряют особый интерес к таким занятиям.

Для детей с ослабленным зрением используются специальные разработанные специалистами упражнения, игры за компьютерами на развитие зрительных восприятия и слежения за предметами.

ИКТ прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"

Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....

Методика использования ИКТ в образовательном процессе с целью развития ведущих сфер личности ребенка.

В последнее время современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, давно осознало связь повышения качества образования с информатизацией образов...

Консультация для родителей и воспитателей «Методика использования ИКТ в образовательном процессе»

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют: • методика использования ИКТ в образовательном процессе;• систематизация компьютерных развивающ...

Консультация " Методика использования ИКТ в образовательном процессе"

Использование ИКТ в образовательном процессе....

"Методика использования ИКТ в образовательном процессе"

Современный мир диктует нам свои правила. И хотим мы этого или нет, необходимо идти в ногу со временем. Мир стремительно меняется, информационных технологий прочно вошли  в нашу жизнь. Если еще с...

Методика использования ИКТ в образовательном процессе

ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.На основании правительственных докум...

Консультация для воспитателей «Методика использования ИКТ в образовательном процессе»

ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.На основании правительственных докум...