Семинар- практикум «Типы семейного воспитания»
статья по информатике на тему
Цель: рассмотреть конкретные типы воспитания; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; дать возможность изменить стиль родительского отношения к детям
1-я часть – теоретическая
Целью нашей встречи является определение и понимание неправильных типов семейного воспитания, которые могут привести к серьезным проблемам в ваших отношениях с детьми.
Родителям раздаются схемы типов воспитания. После обсуждения предлагается предположить, где находится тот тип, по которому они воспитывают своих детей (см. приложение).
Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей:
потворствующая
1. Гиперпротекция доминирующая потворствующая
2. Гипопротекция скрытая
3. Повышенная моральная ответственность.
4. Эмоциональное отвержение.
5. Жестокое обращение.
6. Воспитание в культе болезни
7. Противоречивое воспитание.
Рассмотрим эти типы поведения родителей.
1. Гиперпротекция потворствующая – ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи или чье-либо «сокровище». Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.
Гиперпротекция доминирующая – ребенок лишается самостоятельности, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка разрушается самостоятельность, инициатива, не формируется чувство долга.
2. Гипопротекция потворствующая – ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, а больше заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.
Гипопротекция скрытая – за ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле ребенком не интересуются.
Изредка встречается даже семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.
3. Повышенная моральная ответственность – сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери, на которого она оставляет младших детей и уходит на работу. Так формируется отказ от собственной значимости, дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.
4. Эмоциональное отвержение – это воспитание по типу «Золушки». В его основе лежит неосознаваемое (а может, и осознаваемое) отождествление родителями ребенка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни (нежелательный ребенок, например). Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у детей.
5. Жестокое обращение с детьми – на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.
6. Воспитание в культе болезни – фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители сами формируют образ «больного», проявляют особую заботу, и тогда возникает проблема: «Меня любят тогда, когда я болею». Культ болезни формирует эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.
7. Противоречивый, или неустойчивый, тип воспитания – резкая смена стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.
Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
2-я часть – практическая
1. Упражнение «Каким родителем вы кажетесь другим?» По желанию родитель встает перед группой, а все молча стараются сформулировать впечатления о нем: как он воспитывает своего ребенка, наказывает и поощряет его. Психолог записывает итог обсуждений, когда родитель выходит на две-три минуты. По возвращении родитель угадывает, какой психологический портрет дала ему группа.
2. Упражнение «Мои сильные стороны».
Участники делятся на пары, партнеры рассказывают друг другу о своей проблеме во взаимоотношениях с ребенком. Если кто-то затрудняется, психолог «подбрасывает» идею. Собеседник, выслушав партнера, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти в поведении родителя сильные стороны. После смены ролей происходит обсуждение в кругу, и уже сам родитель рассказывает о том, какие сильные стороны он проявил в ситуации.
В конце встречи участники делятся своими чувствами, отвечают на вопрос психолога: «Что именно для вас было полезным в сегодняшнем занятии?»
автор Паскал Виктория Викторовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Северное окружное управления образования
Департамента образования города Москву
ГБОУ детский сад комбинированного № 869
.
Семинар- практикум «Типы семейного воспитания»
педагог – психолог Рабкова Евгения Владимировна
2013- 2014г.
Цель: рассмотреть конкретные типы воспитания; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; дать возможность изменить стиль родительского отношения к детям
1-я часть – теоретическая
Целью нашей встречи является определение и понимание неправильных типов семейного воспитания, которые могут привести к серьезным проблемам в ваших отношениях с детьми.
Родителям раздаются схемы типов воспитания. После обсуждения предлагается предположить, где находится тот тип, по которому они воспитывают своих детей (см. приложение).
Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей:
потворствующая
1. Гиперпротекция доминирующая потворствующая
2. Гипопротекция скрытая
3. Повышенная моральная ответственность.
4. Эмоциональное отвержение.
5. Жестокое обращение.
6. Воспитание в культе болезни
7. Противоречивое воспитание.
Рассмотрим эти типы поведения родителей.
1. Гиперпротекция потворствующая – ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи или чье-либо «сокровище». Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.
Гиперпротекция доминирующая – ребенок лишается самостоятельности, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка разрушается самостоятельность, инициатива, не формируется чувство долга.
2. Гипопротекция потворствующая – ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, а больше заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.
Гипопротекция скрытая – за ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле ребенком не интересуются.
Изредка встречается даже семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.
3. Повышенная моральная ответственность – сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери, на которого она оставляет младших детей и уходит на работу. Так формируется отказ от собственной значимости, дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.
4. Эмоциональное отвержение – это воспитание по типу «Золушки». В его основе лежит неосознаваемое (а может, и осознаваемое) отождествление родителями ребенка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни (нежелательный ребенок, например). Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у детей.
5. Жестокое обращение с детьми – на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.
6. Воспитание в культе болезни – фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители сами формируют образ «больного», проявляют особую заботу, и тогда возникает проблема: «Меня любят тогда, когда я болею». Культ болезни формирует эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.
7. Противоречивый, или неустойчивый, тип воспитания – резкая смена стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.
Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
2-я часть – практическая
1. Упражнение «Каким родителем вы кажетесь другим?» По желанию родитель встает перед группой, а все молча стараются сформулировать впечатления о нем: как он воспитывает своего ребенка, наказывает и поощряет его. Психолог записывает итог обсуждений, когда родитель выходит на две-три минуты. По возвращении родитель угадывает, какой психологический портрет дала ему группа.
2. Упражнение «Мои сильные стороны».
Участники делятся на пары, партнеры рассказывают друг другу о своей проблеме во взаимоотношениях с ребенком. Если кто-то затрудняется, психолог «подбрасывает» идею. Собеседник, выслушав партнера, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти в поведении родителя сильные стороны. После смены ролей происходит обсуждение в кругу, и уже сам родитель рассказывает о том, какие сильные стороны он проявил в ситуации.
В конце встречи участники делятся своими чувствами, отвечают на вопрос психолога: «Что именно для вас было полезным в сегодняшнем занятии?»
автор Паскал Виктория Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/04/picture-78684-1585982486.jpg)
Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».
Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного сти...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/10/picture-874701-1654884984.jpg)
Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/01/picture-803671-1470055346.jpg)
Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.
Научить ребёнка быть счастливым нельзя,но воспитать его так,чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/25/picture-1051362-1535210048.jpg)
Конспект родительского семинара-практикума «Стили семейного воспитания»
От стиля семейного воспитания зависит психическое и общее развитие ребёнка. В психологии существует множество классификаций различных стилей воспитания. Родительское отношение понимается как система р...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/18/picture-1238855-1697638385.jpg)
Презентация для семинара- практикума "Особенности семейного воспитания. Ребенок и семья".
Презентация будет полезна педагогу- психологу и воспитателю при проведении родительского собрания в дошкольном образовательном учреждении всех возрастных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1214312-1643720878.jpg)
Семинар - практикум «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»
Семинар – практикум «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»...