Метод проектов и его значение для развития познавательной деятельности.
проект по информатике по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_metod_rabota.doc | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов и его значение для развития познавательной деятельности.
На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения.
Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. И так, проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
В современном обществе проектирование применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности, таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы. В конце 20 века начали складываться самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций. Популярными становится проектирование экологическое, социальное, генетическое. Все перечисленное позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, общие закономерности.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходиться сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственные решения.
Сегодня данный термин связывают с понятием «проблема», в связи с этим, под методом проекта понимают совокупность учебно-познавательных приемов, с помощью которых можно решить ту или иную задачу в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательным предоставлением этих результатов.
Таким образом, суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным задачам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике.
Метод проектов делает образовательную систему открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность.
Проектная работа предусматривает включение механизмов запоминания и воспроизведение информации; передачу информации другим; применение знаний в различных ситуациях; понимание причинно-следственных связей, соотношение частей и целого; приведение аргументов и доказательств, перегруппировка отдельных частей и создание нового целого и т.п.
Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что, и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.
Смысл проекта ИКТ (информационные компьютерные технологии) заключается в том, что у детей появляется интерес к информатике. Проект ИКТ помогает связать обучение детей с повседневной жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, и работать в коллективе. Такие качества способствуют успешной социальной адаптации детей и более качественному обучению их в школе.
Во время работы в проекте ИКТ строятся новые отношения между учениками. Свои работы дети демонстрируют, скорее, своим товарищам, нежели учителю. Они имеют возможность поделиться своими достижениями и навыками и сравнить их.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательской, творческом плане, задачи.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Определенная база знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
- Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов.
Тематика и содержание проектов ИКТ может быть очень разнообразной и зависит от уровня подготовки ребенка. По продолжительность проекты ИКТ бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
Выполняемые школьниками под руководством учителя проекты можно условно разделить по некоторым признакам на темы:
№ п./п. | Признаки | Виды проектов |
1. | Уровень творчества | Исполнительский |
2. | Содержание | Конструктивный |
3. | Назначение | Межпредметные |
4. | База выполнения | Личные |
5. | Количественный состав исполнения | Внешкольные |
6. | Возрастной состав исполнителей | Групповые |
7. | Продолжительность выполнения | Разновозрастной |
Для начальной школы нужно выбирать несложные проекты ИКТ, которые обеспечивают успешность выполнения и являются стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных. Краткосрочные - дают возможность сразу увидеть результаты своего труда.
Младший Школьный возраст – возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в 1-4 классах современной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст).
В младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.
Ниже представлены работы детей - это продукт сотрудничества педагога, ученика и родителей.
Проект «Новогодняя открытка».
Рекомендуется для учащихся 2-х классов.
Планируемый результат: создание учеником открытки в графическом редакторе ЛогоМиры.
Цели: Закрепить навыки учащихся:
- при работе с панелью задач:
- редактировать;
- создавать в графическом редакторе текстовое окно;
- работа с текстом;
- сохранение открытки в виде рисунка;
2) при работе с панелью рисования:
- выбор пера;
- выбор формы;
- выбор цвета;
- использование готовых форм;
- работа с заливкой;
- работа с ластиком и др.
Учащиеся самостоятельно выбирают сюжет, подбирают формы.
Минов Данил Сергеевич 2 класс.
Бутько Дарья Алексеевна 2 класс.
Ильиных Никита 2 класс.
Проект «Гобелены и коврики».
Рекомендуется для учащихся 2-х классов.
Планируемый результат: создание учеником рисунка в графическом редакторе ЛогоМиры.
Цели: закрепить навыки учащихся при работе с графическим редактором:
- копировать;
- вставить;
- редактировать рисунок;
- использование инструмента «выделение»;
- заливка;
- ластик и др.
Участвуя в этом проекте, ребята получили возможность выразить свои собственные идеи, используя, знания, полученные на уроках информатики.
Ильиных Никита Дмитриевич 2 класс.
Бутько Дарья Алексеевна 2 класс.
Во время работы над проектами дети умело использовали готовые шаблоны. Самостоятельно создавали элементы узоров, выбирали цветовые гаммы и схемы для рисунков. Учились использовать различные инструменты рисования. В результате, получались уникальные работы по своей форме и содержанию. Учащиеся отрабатывали приемы работы на компьютере, научились исправлять ошибки, приобрели новый опыт.
Таким образом, раскрыв содержание понятий: «метод проектов», « проект», «младший школьный возраст» и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».
Консультация для родителей на тему:«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей»....
Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"
Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...
«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».
В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соотв...
Консультация для родителей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...
«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...
Консультация "Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей"
Консультация "Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей"...
Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста В настоящее время предъявляются значительные треб...