Консультация "Взаимодействие педагогов и родителей по созданию условий для воспитания у ребенка интереса и любви к книге"
консультация по художественной литературе (младшая группа)
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели — воспитанию настоящего читателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Яльгелевский образовательный центр»
Консультация для воспитателей
«Взаимодействие педагогов и родителей по созданию условий
для воспитания у ребенка интереса и любви к книге»
Подготовила:
Цыганова А.Ю
Д. Яльгелево
2025 г.
Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и печатным — художественным словом, задача же воспитателей — убедить их в пользе чтения детям.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели — воспитанию настоящего читателя. Это позволяет воспитателю изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами.
Актуальность темы:
-Низкая педагогическая грамотность родителей.
-Глобальная компьютеризация.
-Проблема удержания детского внимания, неумение заинтересовать сюжетом.
-Неумение родителей верно подобрать художественную литературу по возрасту.
-Нехватка времени и других ресурсов на чтение.
На подготовительном этапе были поставлены задачи, определить место и значение книги в жизни и развитии ребёнка, получить представления об организации домашнего чтения. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются:
- сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника;
- наличие у родителей необходимых педагогических знаний в сфере приобщения детей к художественной литературе;
- изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.
Мероприятия, проводимые на данном этапе::
- анкетирование «Роль книги в воспитании ребёнка»
- почта вопросов и предложений «Ребёнок и книга»
- интервью детей «Моя любимая книжка» выяснить у детей, есть ли у них любимые книги, домашняя библиотека.
Второй этап, информационно-просветительский. Цель: данного этапа является повышение педагогической культуры родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой, проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей. Познавательные формы направлены на повышение компетентности родителей в организации домашнего чтения, способствуют изменению их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи. Кроме того, данные формы помогают познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста, психологического развития, а также интересов детей. Здесь можно и нужно помочь родителям ориентироваться в мире детской литературы, например подготовить списки рекомендуемой литературы для прочтения ребенку того или иного возраста. Формы работы на данном этапе могут быть:
- Оформление стендовой информации на темы:
- «Сказки в жизни ребёнка»
- «Как организовать чтение ребёнка в домашних условиях»
- «Что читаем сегодня в детском саду»
2. Проведение онлайн и оффлайн консультаций и мастер-классов, подборка вебинаров:
- «Речь и детская литература»
- «Методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой»
- «Книжки в вашем доме»
- «Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития ребёнка»
- «Учим стихи с детьми»
- «О чём и как беседовать с детьми после чтения книги?»
3. Разработка буклетов:
- «Как научить ребёнка любить читать?»
- «Зачем читать детям книги? Как обращаться с книгой?»
- «Десять почему необходимо читать детям»
- «Игры по развитию выразительного чтения»
4. Разработка памяток:
- «Примерный список литературы в соответствии с программой для детей разного возраста»
5. Организация и проведение консультаций с участием специалистов библиотек.
Третий этап, основной. Цель: организация совместной проектной продуктивной деятельности родителей и педагогов по приобщению детей к художественной литературе, вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе. Формы работы могут включать:
1. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе и дома, связанного с книгой:
- Организация и проведение конкурса «Лучший уголок книги дома»
- Выставка книг в ДОУ «Книги моего детства»
- Выставка семейных творческих работ «Моя любимая сказка»
- Выставка книжек-самоделок «Моя любимая книжка». В результате работы создаются книжки - самоделки на разные темы. С раннего возраста мы начинаем знакомить детей с обобщающими понятиями. Так появились книжки "Мамы и их детеныши", "Геометрические фигуры" и др. Книжку «Мамы и их детеныши» можно использовать для закрепления представлений о животных, развития речи малышей.
- Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»
- Акция «Подари книгу»
2. Организация экскурсии в библиотеку с участием родителей.
3. Участие в организации драматизации детских произведений для детей.
4. Участие родителей в театрализованной деятельности совместно с детьми.
5. Проект «Читаем дома перед сном» и др.
6. Организация в группе библиотеки для родителей и оформление детской библиотеки. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Именно поэтому в группе были созданы детская библиотека и родительская.
Для того чтобы библиотека вызывала интерес у детей в познании книг, детскую библиотеку оформили сказочными героями и пополнили красочными книгами.
Для повышения родительской компетенции в вопросах детского и семейного чтения, способствующего духовной близости детей и родителей, оказания методической помощи родителям в руководстве детским чтением со стороны педагогов нашей группы появилась библиотека для родителей.
7. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это могут быть:
-литературные вечера, посвященные творчеству писателей и поэтов;
- конкурсы чтецов
-литературный КВН «Мама, папа, я – читающая семья».
8. Непосредственное чтение родителями художественных произведений в группе, либо аудиозапись чтения художественных произведений родителями для детей группы.
9. Круглый стол.
Заключение: если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель. Поэтому книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-714135-1448219542.jpg)
Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге
Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы,...
Воспитание у детей интереса и любви к книге.
В презентации представлен материал по воспитанию у детей интереса к книге...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-1087029-1543341286.jpg)
Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге
Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/02/picture-1162499-1570004873.jpg)
"Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге"
quot;Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге"...
Анкетирование для родителей на тему; " Воспитание у ребенка интереса и любви к книги"
Цель; Выявить уровень к художественной литературе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/04/picture-1397017-1649074073.jpg)
Анкета для родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».
Анкета для родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»....