Консультация "Взаимодействие педагогов и родителей по созданию условий для воспитания у ребенка интереса и любви к книге"
консультация по художественной литературе (младшая группа)

Цыганова Анастасия Юрьевна

Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели — воспитанию настоящего читателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Яльгелевский образовательный центр»

Консультация для воспитателей

«Взаимодействие педагогов и родителей по созданию условий

для воспитания у ребенка интереса и любви к книге»

Подготовила:  

Цыганова А.Ю

Д. Яльгелево

2025 г.

        Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

        Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и печатным — художественным словом, задача же воспитателей — убедить их в пользе чтения детям.

        Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

        Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели — воспитанию настоящего читателя. Это позволяет воспитателю изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами.

        Актуальность темы:

-Низкая педагогическая грамотность родителей.

-Глобальная компьютеризация.

-Проблема удержания детского внимания, неумение заинтересовать сюжетом.

-Неумение родителей верно подобрать художественную литературу по возрасту.

-Нехватка времени и других ресурсов на чтение.

        На подготовительном этапе были поставлены задачи, определить место и значение книги в жизни и развитии ребёнка, получить представления об организации домашнего чтения.         Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются:

  • сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника;
  • наличие у родителей необходимых педагогических знаний в сфере приобщения детей к художественной литературе;
  • изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.

Мероприятия, проводимые на данном этапе::

  • анкетирование «Роль книги в воспитании ребёнка»
  • почта вопросов и предложений «Ребёнок и книга»
  • интервью детей «Моя любимая книжка» выяснить у детей, есть ли у них любимые книги, домашняя библиотека.

        Второй этап, информационно-просветительский. Цель: данного этапа является  повышение педагогической культуры родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой, проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей. Познавательные формы направлены на повышение компетентности родителей в организации домашнего чтения, способствуют изменению их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи. Кроме того, данные формы помогают познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста, психологического развития, а также интересов детей. Здесь можно и нужно помочь родителям ориентироваться в мире детской литературы, например подготовить списки рекомендуемой литературы для прочтения ребенку того или иного возраста. Формы работы на данном этапе могут быть:

  1. Оформление стендовой информации на темы:
  • «Сказки в жизни ребёнка»
  • «Как организовать чтение ребёнка в домашних условиях»
  • «Что читаем сегодня в детском саду»

2. Проведение онлайн и оффлайн консультаций и мастер-классов, подборка вебинаров:

  • «Речь и детская литература»
  • «Методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой»
  • «Книжки в вашем доме»
  • «Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития ребёнка»
  • «Учим стихи с детьми»
  • «О чём и как беседовать с детьми после чтения книги?»

3. Разработка буклетов:

  • «Как научить ребёнка любить читать?»
  • «Зачем читать детям книги? Как обращаться с книгой?»
  • «Десять почему необходимо читать детям»
  • «Игры по развитию выразительного чтения»

4. Разработка памяток:

  •  «Примерный список литературы в соответствии с программой для детей разного возраста»

5. Организация и проведение консультаций с участием специалистов библиотек.  

        Третий этап, основной. Цель: организация совместной проектной продуктивной деятельности родителей и педагогов по приобщению детей к художественной литературе, вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе. Формы работы могут включать:

1. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе и дома, связанного с книгой:

  • Организация и проведение конкурса «Лучший уголок книги дома»
  • Выставка книг в ДОУ «Книги моего детства»
  • Выставка семейных творческих работ «Моя любимая сказка»
  • Выставка книжек-самоделок «Моя любимая книжка». В результате работы создаются книжки - самоделки на разные темы. С раннего возраста мы начинаем знакомить детей с обобщающими понятиями. Так появились книжки "Мамы и их детеныши", "Геометрические фигуры" и др. Книжку «Мамы и их детеныши» можно использовать для закрепления представлений о животных, развития речи малышей.
  • Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»
  • Акция «Подари книгу»

2. Организация экскурсии в библиотеку с участием родителей.

3. Участие в организации драматизации детских произведений для детей.

4. Участие родителей в театрализованной деятельности совместно с детьми.

5.  Проект «Читаем дома перед сном» и др.

6. Организация в группе библиотеки для родителей и оформление детской библиотеки. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Именно поэтому в группе были созданы детская библиотека и родительская.

   Для того чтобы библиотека вызывала интерес у детей в познании книг, детскую библиотеку оформили сказочными героями и пополнили красочными книгами.

   Для повышения родительской компетенции в вопросах детского и семейного чтения, способствующего духовной близости детей и родителей, оказания методической помощи родителям в руководстве детским чтением со стороны педагогов нашей группы появилась библиотека для родителей.

7. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это могут быть:
-литературные вечера, посвященные творчеству писателей и поэтов;
- конкурсы чтецов

-литературный КВН «Мама, папа, я – читающая семья».

8. Непосредственное чтение родителями художественных произведений в группе, либо аудиозапись чтения художественных произведений родителями для детей группы.

9. Круглый стол.

        Заключение: если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель. Поэтому книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге

               Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни.  Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы,...

Воспитание у детей интереса и любви к книге.

В презентации представлен материал по воспитанию у детей интереса к книге...

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге...

"Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге"

quot;Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге"...

Анкета для родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».

Анкета для родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»....