Перечень литературы для чтения детям по лексическим темам в подготовительной группе
книга по художественной литературе (подготовительная группа)
Опубликовано 25.11.2024 - 18:32 - Николаенко Наталья Владимировна
Знакомство с группой. До свидания, лето!
А. Барто «Вовка – добрая душа»
Цель: формировать адекватное отношение к своим поступкам, расширять представления о доброте.
В. Бианки «Лесные домишки»
Цель: Расширять представления детей о жизни птиц в лесу летом.
А. Барто «Первоклассница»
Цель: расширять представления детей о школе, вызвать желание учиться в школе.
Пословицы, загадки о лете
Цель: развивать умение логически мыслить, делать умозаключения.
Л. Воронкова «Новая кукла»
Цель: учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, оценивать поступки героев.
Дети на улицах города
Н. Носов «Автомобиль»
Цель: учить детей понимать жанровые особенности рассказа; оценивать поступки героев, иметь своё мнение.
С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»
Цель: обратить внимание на знак «Пешеходный переход» и обозначение перехода на проезжей части.
Е. Ильин «Машины на нашей улице»
Цель: учить осмысливать содержание прочитанного, развивать навыки пересказа. Воспитывать безопасное поведение на улице.
С. Михалков «Три чудесных цвета»
Цель: Формировать представления о назначении светофора и его сигналах
В. Клименко «Происшествия с игрушками»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения; познакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
Детский сад. Профессии
Е. А. Алябьева «Мячик»
Цель: учить отвечать развернутыми предложениями на вопросы по содержанию; моделировать поведение героев.
В. Осеева «Волшебное слово»
Цель: учить понимать нравственный смысл изображенного, оценивать поступки героев.
К.Драгунская «Лекарство от послушности»
Цель: воспитывать нравственность через анализ содержания произведения; интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.
С. Михалков «Ошибка»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание, понимать нравственный смысл.
В. Драгунский «Друг детства»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею.
Овощи. Фрукты
В. Сутеев «Яблоко»
Цель: учить детей понимать заключенную мораль; учить домысливать, понимать «написанное между строк». Развивать пантомимические навыки.
Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»
Цель: учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей.
Н.Носов «Огурцы»
Цель: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.
Ю. Тувим «Овощи»
Цель: формировать интерес к поэтическому слову. Развивать умение выразительно передавать образ, эмоционально окрашивая речь.
Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
Цель: прививать любовь к русской литературе на примере произведений Л.Н.Толстого; продолжать оценивать поведение людей с позиции нравственных норм.
Деревья. Кустарники
К. Ушинский «История одной яблоньки»
Цкль: показать детям, что в лесу не может расти садовое деревце; особенности произрастания садовых и диких плодовых деревьев.
Л. Толстой «Дуб и орешник»
Цель: развивать произвольное внимание, умение отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.
В. Сухомлинский «Ива – будто девушка золотокосая»
Цель: знакомить детей с основными особенностями внешнего вида деревьв.
К. Ушинский «Спор деревьев»
Цель: уточнить знания детей о признаках осени. Продолжать учить классифицировать растительный мир леса.
Е. Трутнева «Осень»
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонационную спокойную грусть осенней природы.
Грибы. Ягоды
П. Синявский «Грибная электричка»
Цель: познакомить детей со сказкой. Формировать у детей представление о съедобных и несъедобных грибах. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы.
А. Толстой «Грибы»
Цель: формировать интерес к художественной литературе. Дать сведения о съедобных и ядовитых грибах. Учить добру, состраданию, взаимовыручке.
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Цель: развивать способность к эмоциональному восприятию образного содержания сказки.
В. Сутеев «Под грибом»
Цель: учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль. Учить домысливать, понимать «написанное между строк».
Я. Тайц «По ягоды», «По грибы»
Цель: развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; продолжать работу над развитием речи, пополнять словарный запас. Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к старшим. Развивать умение связно пересказывать литературный текст.
Осень
И. Бунин «Листопад»
Цель: учить детей выразительно читать стихотворение. Упражнять в подборе эпитетов, сравнений.
М. Пришвин «Этажи леса»
Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов; обогащать речь фразеологизмами.
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Цель: прививать детям любовь к поэзии. Помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка.
Н. Сладков «Осень»
Цель: внимательно слушать произведение, запоминать приметы осени; уметь отвечать по содержанию развернутыми предложениями.
В. Бианки «Синичкин календарь»
Цель: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней.
Перелетные птицы
Кит. сказка «Желтый аист»
Цель: продолжать детей знакомить детей со сказками народов Мира, учить детей вдумываться в нравственный смысл.
Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Цель: развивать интерес к слушанию литературного произведения; способствовать установлению связи в содержании произведения.
Е. Благинина «Улетают, улетели»
Цель: вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение.
А. Клыкова «Скворечник» (отрывок)
Цель: знакомить детей с особенностями жизни перелетных птиц в разное время года; развивать память, умение находить причинно-следственные связи.
Н. Сладков «Гнездо»
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством Н. Сладкова; учить понимать главную мысль рассказа.
Домашние животные и их детёныши
К. Паустовский «Кот ворюга»
Цель: учить внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью; развивать связную речь.
С. Маршак «Пудель»
Цель: учить детей понимать содержание произведения; развивать интерес к поэзии, чувство юмора.
Мордовская сказка «Как собака друга искала»
Цель: способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста; воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать.
С. Городецкий «Котёнок»
Цель: развивать внимание, память, устную речь; обогащать словарный запас, воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним животным.
Е. Чарушин «Что за зверь?»
Цель: дать представление детям о жанре рассказа; закреплять умение
использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову;
развивать интерес к информации, которую несет текст; воспитывать любовь к
животным.
Дикие животные и их детёныши
И. Крылов «Ворона и лисица»
Цель: продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, понимать аллегорию, её обобщенное значение, выделять мораль басни.
Л. Толстой «Лев и собачка»
Цель: учить анализировать художественное произведение, выражать своё отношение к персонажам рассказа.
Д. Мамин – Сибиряк «Про зайца – длинные уши…»
Цель: продолжать знакомить детей с художественной литературой; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов; правильно оценивать поступки героев.
Р. н. с. «Хвосты»
Цель: формировать умение осмысливать характер персонажей, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать словарь эпитетами, сравнениями. Упражнять в подборе синонимов. Словарь: бредёт медведь, виляет хвостом, метёлка, слепень.
И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».
Цель: Воспитание любви к животным и бережного отношения к окружающей природе.
Домашние птицы
Укр. нар. сказка «Хроменькая уточка»
Цель: познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.
Р. н. с. «Гуси – лебеди»
Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; развивать интерес к устному народному творчеству.
К. Ушинский «Чужое яичко»
Цель: вызвать у детей эмоциональное восприятие, умение делать умозаключения.
В. Осеева «Добрая хозяюшка»
Цель: учить характеризовать поступки героев; расширять знания детей о понятиях «друг» и «дружба».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Цель: учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; формировать внимание к поэтическим образам.
Мамин день. Профессии наших мам
Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»
Цель: воспитывать уважение к маме, желание ей помочь; воспитывать культуру межличностных отношений, воспитывать самостоятельность и критическое мышление.
Е.Пермяк «Мамина работа»
Цель: продолжать знакомить с произведениями о труде; дать представление о
профессии штукатура; воспитывать положительное отношение к труду.
С. Михалков «А что у вас?»
Цель: Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном; сформировать представления детей о труде взрослых, его важности и значении
Б. Емельянов «Мамины руки»
Цель: Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
Ненецкая сказка «Кукушка»
Цель: развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;
учить детей оценивать поступки героев произведения; развивать связную речь;
воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.
Зимующие и перелётные птицы
К.Ушинский «Голубь»
Цель: Закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров (рассказ, стихотворение, сказка). Продолжать знакомить детей с жизнью зимующих птиц. Учить пересказывать небольшие по объему литературные произведения. Активизировать словарь: воркунчики, мохноногие, бесперые. Учить детей объяснить непонятные для них слова, заменяя их другими.
М. Пришвин «Дятел»
Цель: закрепление представлений о зимующих птицах; учить пересказывать рассказ с опорой на иллюстрации.
Г. Скребицкий «На лесной полянке»
Цель: учить анализировать, делать выводы;
развивать положительно-эмоциональное отношение к ознакомлению с
окружающим; воспитывать любовь к природе.
Г. Скребицкий и В. Чаплина «Появились синички»
Цель: познакомить с рассказом, с жизнью синички зимой, воспитывать любовь, сочувствие к птицам проявлять заботу о них.
И. Соколов-Микитов «Клесты»
Цель: познакомить с рассказом, с жизнью клестов, воспитывать любовь к природе.
Зима
Н. Носов «На горке»
Цель: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
К. Ушинский «Проказы старухи зимы»
Цель: познакомить детей с произведением, уточнить и систематизировать знания
о зиме; закрепить знания о том, как зимует все живое; учить детей выражать свое
отношение к времени года.
И. Суриков «Зима»
Цель: Познакомить с творчеством И. Сурикова; воспитывать эстетичные чувства
от восприятия красоты зимней природы; умение замечать прекрасное рядом с
собой через созерцание природы.
В. Одоевский «Мороз Иванович»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением пословицы.
В. Даль «Старик – годовик»
Цель: Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; воспитывать желание познавать новое.
С. Есенин «Береза»
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимнего пейзажа.
Одежда. Обувь. Головные уборы
Н. Носов «Заплатка»
Цель: закрепить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребности в дружеских
взаимоотношениях; помочь детям почувствовать комизм ситуации, изложенной в художественном произведении.
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Цель: познакомить детей с настоящим путешествием в прошлое: какой это был нелегкий труд — сделать рубашку, где Таня наблюдает процесс создания рубашки с момента посева семян льна и до готового изделия.
Братья Гримм «Храбрый портняжка»
Цель: развивать творческое мышление, умение формулировать основную мысль сказки , умение понимать прочитанное , давать оценку поведению героя, умение выделять из текста слова и выражения для характеристики персонажей сказки.
Н. Носов «Живая шляпа»
Цель: учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.
Е. Железнова «Приключение розовых босоножек»
Цель: обеспечить понимание детьми идеи произведения, выделить основные моменты, охарактеризовать персонажей и их действия, обратить внимание на особенности языка произведения, привлечь детей к образности языка, использованию определений, сравнений, противопоставлений.
Человек. Части тела
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Цель: формировать интерес к творчеству великого русского поэта А. С.
Пушкина посредством различных форм выразительности; активизировать
речь детей: учить понятно для окружающих высказывать свои мысли;
обогащать словарный запас детей, знакомя их с особенностями выразительных
средств языка А. С. Пушкина.
В. Осеева «Просто старушка»
Цель: совершенствовать умение детей достойно вести себя в разных жизненных
ситуациях, оказывать помощь окружающим; воспитывать у детей доброту и
любовь к окружающим людям, употребление вежливых слов в речи.
Нанайская сказка «Айога»
Цель: учить детей понимать и оценивать характер главной героини;
закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения;
учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять –
добра не видать», «Ленивому и лениться лень»); воспитывать отрицательное
отношение к лени.
А. Барто «Вовка – добрая душа»
Цель: Воспитывать внимательное, вежливое отношение к окружающим и
друг к другу.
«Веселые стихи про мое тело»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное
содержание поэтического текста, отличать зрительно и на слух стихи от других
жанровых форм литературных произведений, закрепить знания о частях тела, в
том числе об органах чувств.
Зимние забавы. Новый год
Е. Трутнева «С Новым годом!»
Цель: Продолжить знакомство детей с литературным жанром – стихотворением,
научить определять характер произведения, чувствовать общий тон, настроение
автора, развивать у детей способность образно воспринимать красоту и
поэтичность стихотворения, память, мышление, воображение; воспитывать
любовь к природе, радостного ожидания Нового года.
Л. Воронкова «Таня выбирает елку»
Цель: дать представление о том, как отмечали праздники наши предки,
побуждать рассказывать о подготовке к Новому году в семье; расширять
представления о характерных признаках зимы, учить анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Р.н.с. «Морозко»
Цель: формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию распространёнными предложениями; воспитывать интерес и любовь к чтению сказок, положительные качества характера через поступки героев.
О. Григорьева «На зимней горке»
Цель: Прививать любовь к худ. литературе, вызвать желание принимать участие в беседе по содержанию.
Р.н.с. «Два Мороза»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Два мороза»,
развивать умения выделять главное в тексте, учить видеть заключенную в
сказках народную мудрость, ум, смекалку; способствовать воспитанию
трудолюбия.
Зимние народные праздники
Б. Пастернак «Рождественская звезда»
Цель: показать детям картину рождения нового мира.
Н. Хвостов «Сочельник в лесу»
Цель: приобщать детей к духовно – нравственным ценностям нашего народа
через знакомство с народными обрядами, обычаями и устным народным
творчеством.
А. Плещеев «Ёлка в школе»
Цель: приобщить дошкольников к традиционным, нравственным ценностям русского народа.
Л. Медведев «В сочельник»
Цель: расширять представления участников проекта о православном празднике Рождество Христово; об истории, традициях и обычаях подготовки к празднику и празднование его.
Мебель. Электрические приборы
О. Чернорицкая «Кот Василий и бытовая техника»
Цель: познакомить с новым стихотворением. Закреплять и обобщать знания детей о бытовых предметах; развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Ю. Тувим «Стол»
Цель: Формировать умения слушать, не отвлекаясь, литературное произведение. Закрепить знания о жанрах литературных произведений, отвечать на вопросы, полным ответом используя слова автора.
С. Маршак «Откуда стол пришел?»
Цель: продолжать формировать представление о предметах мебели; учить анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием стихотворения. Формировать навык образной и связной речи; воспитывать умение слушать произведение, не перебивая педагога, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Воспитывать бережное отношение к мебели.
К. Нефедова Сказка «Как бытовые приборы в магазине поссорились»
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающих бытовую технику; обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт.
Загадки по теме
Цель: уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях загадок; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Посуда. Продукты питания
А. Гайдар «Голубая чашка»
Цель: помочь детям осознать ценность совместной деятельности;
на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
К. Чуковский «Федорино горе»
Цель: учить понимать содержание, сопереживать героям; участвовать в беседе по
содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обобщать и
активизировать словарь; воспитывать нравственные качества личности через
поступки героев произведения.
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Цель: развивать умение внимательно слушать произведение, запоминать текст понимать смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста; уметь передавать свое отношение к героям, развивать мышление, память. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе содержания литературного произведения.
В. Осеева «Печенье»
Цель: учить детей внимательно и заинтересованно слушать рассказы, понимать и
правильно оценивать поступки героев; побуждать рассказывать о своём
восприятии конкретного поступка литературного персонажа; воспитывать у
детей заботливое отношение к близким людям.
М. Пляцковский «Кому что нравится»
Цель: продолжать формировать умение слушать, совершенствовать связную
речь; закреплять представления о том, чем питаются животные;
воспитывать интерес к художественному слову, формировать общий
уровень культуры, любовь к поэзии, бережное отношение к животным.
Транспорт. Правила дорожного движения
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
Цель: активизировать словарный запас; побуждать детей к внимательному
прослушиванию короткого рассказа, закреплять умение пересказывать его,
используя новую лексику, учить ставить вопросы к данному тексту.
Б.Житков «Железная дорога» (из «Что я видел»)
Цель: Познакомить детей, как работает железная дорога.
М. Лермонтов «Белеет парус одинокий»
Цель: воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа.
Н. Носов «Автомобиль»
Цель: учить внимательно слушать литературное произведение, понимать его смысл; закрепить знания о разных частях машины, о правилах поведения на дороге; учить детей правильно понимать изображенную ситуацию, мотивированно оценивать поступки героев рассказа.
Дж. Родари «Троллейбус»
Цель: учить внимательно слушать литературное произведение, развивать у детей связную последовательную речь; пополнять и активизировать словарь детей; развивать зрительное и слуховое внимание, речь, наблюдательность.
Животные жарких стран и севера
А. Ткаченко «Вот ты какой, северный олень!»
Цель: познакомить с северным оленем, который обитает в холодной тундре и давно уже стал верным помощником человека.
Г. Снегирев: « Пингвиний пляж»
Цель: Развивать интерес к жизни животных севера
Р. Киплинг «Слоненок»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром – сказка.
Проводить элементарный анализ сказки. Формировать слуховое внимание,
произвольную память. Побуждать детей оценивать поступки героев сказки.
Воспитывать культуру поведения, нравственные начала: дружбу, взаимопомощь,
заботу о ближнем.
Э. Успенский «Про Веру и Анфису»
Цель: развитие умений анализировать прочитанное, выражать свое отношение к
прочитанному; пополнение словарного запаса.
Б.С. Житков «Как слон спас хозяина от тигра»
Цель: развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;
закреплять у детей знания о животных жарких стран; воспитывать у детей
заботливое отношение к животным, живущим рядом.
Наша Родина – Россия
З.Александрова «Родина»
Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения (Родина бывает разная, но у всех она одна), запомнить произведение.
С.Баруздин «За Родину»
Цель: с помощью литературного произведения формировать у детей представлений о войне, армии; воссоздать образ бойца — героического защитника Родины; формировать знания об исторических фактах и явлениях; воспитывать умение слушать новое произведение, следить за развитием действия, сопереживать советскому солдату, вызывать эмоциональный отклик в сердцах ребят.
С. Баруздин «Страна, где мы живем»
Цель: пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»; воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему городу, к окружающим.
К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок)
Цель: формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность.
Н. Рубцов «Привет, Россия!»
Цель: воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм.
Защитники Отечества
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель: продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать желание защищать родную землю.
А. Митяев «Мешок овсянки»
Цель: Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.
С. Алексеев «Первый ночной таран»
Цель: Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.
Л. Кассиль «Твои защитники»
Цель: Учить понимать содержание произведения. Развивать умение отвечать на
вопросы, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Развивать умение пересказывать рассказ с опорой на схемы. Воспитывать
патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение
к воинам-защитникам.
Былина «Добрыня и змей»
Цель: воспитывать нравственные качества на примере былинного героя,
интерес к литературному чтению, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.
Времена года. Календарь
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Цель: поддерживать интерес к чтению детской литературы; познакомить со
словацкой сказкой в обработке С. Маршака; уточнить и закрепить знания детей о
временах и месяцах года, используя содержание сказки; учить устанавливать
причинно- следственные связи; побуждать детей к высказыванию, к решению
проблемной ситуации.
К. Ушинский «Четыре желания»
Цель: Воспитание читателя, способного отождествлять себя с персонажем произведения.
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»
Цель: Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию.
Г. Скребицкий «Четыре художника»
Цель: Углубить знания детей об особенностях природы в разное время года. Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов. Развивать умение передавать образ природы в словесном описании.
«Считалки и скороговорки»
Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями, скороговорками.
Семья. Мамин день
«Толк не в большой голове, а в уме»
Цель: Воспитывать доброту, щедрость, любовь к матери.
Формировать находчивость, смекалку, чувство справедливости.
Е. Благинина «Посидим в тишине»
Цель: Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме.
«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского
Цель: Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду.
Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы»
Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, желание помочь им.
М. Родина «Мамины руки»
Цель: познакомить детей со стихотворением М.А.Родина "Мамины руки";
отрабатывать навыки безошибочного,выразительного чтения;
закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение;
учить давать характеристику главным героям; воспитание уважительного
отношения к маме.
Весна
Н. Сладков «Весенние ручьи»
Цель: содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.
В. Бианки «Три весны»
Цель: развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения; привлечь внимание к выразительным средствам (образным словам и выражениям, эпитетам, сравнениям: «ледяные укрепления зимы», «золотые солнечные стрелы», «Будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед).
И. Соколов-Микитов «Ранней весной»
Цель: способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды; способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.
Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Цель: учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения; делать выводы, рассуждать (почему произведение является сказкой, чему учит сказка)
Е. Серова «Подснежник»
Цель: продолжать формировать умение запоминать и выразительно
рассказывать стихотворение; пополнять знания о растительном мире; закрепить представления о весне; расширять и активизировать словарный запас;
воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Профессии
В. Маяковский «Кем быть?»
Цель: познакомить детей с новым литературным произведением. Продолжать совершенствовать умение вести беседу по содержанию литературного произведения. Подвести к пониманию нравственного смысла, к мотивированной оценке поступков и характера героев. Воспитывать добрые чувства, желание слушать, закрепить знание о различных профессиях.
Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремесла?»
Цель: познакомить детей со стихотворением, помочь понять
содержание стихотворения, смысл, заключенный в названии стихотворения.
Продолжать формировать интерес к произведениям художественной литературы.
Активизировать в речи детей слова, обозначающие названия профессий.
С. Я.Маршак «Почта»
Цель: закрепить знаний детей о работе почты и профессии почтальона в форме повторения произведения С. Я. Маршака «Почта»
Армянская сказка «Заказчик и мастер»
Цель: познакомить детей со сказкой; пробудить познавательную активность;
расширять кругозор детей, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам.
С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
Цель: расширить и конкретизировать представления детей о строительных профессиях, строительных инструментах, разных строительных материалах, их назначении; развивать речь детей, активизировать словарный запас., закреплять умение отвечать на вопросы, развивать пространственное, логическое мышление.
Рыбы
И. Крылов «Лебедь, рак и щука»
Цель: продолжать учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнять представления о жанровых особенностях басни; развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Н. Носов «Карасик»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром «рассказ»;
учить оценивать поступки героев, понимать нравственный смысл изображаемых
событий. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать любовь и
интерес к литературным произведениям.
Е. Пермяк «Первая рыбка»
Цель: формировать умение пересказывать литературный текст, используя
авторские выразительные средства по заданному плану; совершенствовать
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании
произведения.
Р.н.с. «По щучьему веленью»
Цель: продолжать учить воспитанников давать оценку поступкам персонажей сказок; воспитывать интерес к русскому народному творчеству; развивать речь, умение обобщать, делать выводы, память, желание поделиться впечатлением от прочитанного, умение вести диалог.
Насекомые
И. Крылов «Стрекоза и муравей»
Цель: познакомить детей с басней, с её жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни.
В. Бианки «Приключение муравьишки»
Цель: учить детей бережно относиться к миру природы, расширять знания о мире природы; учить детей передавать свои эмоции, впечатления от прочитанного произведения.
Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Цель: воспитывать общечеловеческие духовные ценности; учиться отличать положительные отрицательные моменты произведения, давать оценку произведению и героям.
Д. Мамин – Сибиряк «Сказка о Комаре Комаровиче»
Цель: актуализировать и расширять знания о сказках писателя; развивать
представления об окружающем мире и характерах людей; развивать понимание
значимости взаимопомощи.
Н. Сладков «Домашняя бабочка»
Цель: расширять и систематизировать знания детей о жизни насекомых; закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.
Космос. Наша планета
В. Степанов «Юрий Гагарин»
Цель: Помочь понимать стихотворные произведения. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию. Развивать интерес к космонавтам, чувство гордости за них.
Ю.А. Гагарин «Вижу землю»
Цель: познакомить с рассказом Ю. Гагарина, где он рассказал о своей жизни, о том, как стал космонавтом, как совершил полет. Воспитывать чувство гордости за первого в мире космонавта.
Н.Носов « Незнайка на луне»
Цель: расширять читательский кругозор детей; продолжать формировать умения: анализировать произведение, находить описание внешности героя, продолжать прививать интерес к книге, к слову; умение выразить в слове свои впечатления.
В. Бороздин «Первый в космосе»
Цель: закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин
России Юрий Гагарин. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом
может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный
человек. Воспитывать чувство гордости, патриотизма за родную страну, которая
стала первой в освоении космоса
Миф «Дедал и Икар»
Цель: познакомить детей с героями мифа «Дедал и Икар»; раскрыть символический образ Икара.
Хлеб
Укр.н.с. «Колосок»
Цель: учить определять главную мысль, анализировать прочитанный текст, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы; воспитывать нравственные качества: доброту, взаимовыручку, взаимопомощь, трудолюбие, бережное отношение к хлебу.
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Цель: познакомить детей с рассказом; продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль; умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа.
Ю. Круторогов «Дождь из семян»
Цель: расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, дать представление о различных хлебных злаках; воспитать бережное отношение к хлебу; дать представление о с/х технике (комбайн и др.)
М. Глинская «Хлеб»
Цель: воспитание у детей уважения к хлебу и к труду людей его выращивающих.
Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»)
Цель: воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу и к труду людей его выращивающих , любовь к родной земле.
Наш край. Наш посёлок.
З. Александрова " Родина" Цель: Формировать понятие «Родина». - Обогащать и активизировать словарный запас по теме. Развивать наблюдательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.
2. С. Баруздин «Страна, где мы живём». Цель: Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям.
3. Чтение стихов Истринских поэтов о родном крае, городе. Цель: Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, способствовать развитию творческих способностей детей, воспитывать любовь к родной природе.
4. З. Александрова «Родина». Цель: Познакомить со стихотворением «Родина». Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине. Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм.
5. К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок)
Цель: Познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине; формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность.
Животные весной
Г. Скребицкий «на лесной полянке»
Цель: учить анализировать, делать выводы; развивать положительно-
эмоциональное отношение к ознакомлению с окружающим; воспитывать любовь
к природе.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цель: создавать условия для формирования бережного отношения к природе;
способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство
сострадания, заботливое отношение ко всему живому.
И. Соколов-Микитов «Весна в лесу»
Цель: Познакомить детей с рассказом, раскрыть главную мысль произведения, закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, закрепить знания о диких животных и птицах.
В. Бианки «Как звери и птицы весну встречают»
Цель: формировать представление о жизни животных в весенний период;
стимулировать бережное отношение к природе.
Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»
Цель: Через знакомство с произведением показать важность правильного взаимоотношения человека и природы. Воспитывать у детей любовь к природе, к животным.
Птицы весной
В. Жуковский «Жаворонок» (в сокр.)
Цель: способствовать представлению детей о характерных признаках, особенностях перелётной птицы – жаворонка, развитию поэтического вкуса; пониманию и воспроизведению образного языка. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам, закладывать основы экологического мышления.
Фольклор народов мира Песенки. «Ой, зачем ты, жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака
Цель: воспитывать любовь к устному народному творчеству; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения песенок.
А. Майков «Ласточка»
Цель: Формировать представления детей о перелетных птицах, воспитывать любовь к родной природе.
Н. Сладков «Птицы весну принесли»
Цель: развивать интерес к жизни птиц, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Н. Сладков «Грачи прилетели»
Цель: активизировать словарь по теме. Развивать логическое мышление -
устанавливать причинно- следственные связи между событиями в рассказе;
развивать слуховое внимание и память. Воспитывать интерес к природе и
доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
День Победы
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
Цель: Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину
В.Н. Орлов «Парад», «Салют».
Цель: расширить представления детей о событиях Великой Отечественной войны и празднования юбилейной даты Победы.
Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»
Цель: познакомить с произведением «Памятник советскому солдату»; воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны
А. Митяев «Землянка»
Цель: расширить представления детей о жизни солдат на фронте, показать их сноровку, умение, ловкость, привлечь к трудностям фронтовой жизни; показать человеческие качества бойца, его обаяние, юмор, простоту.
М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»
Цель: воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу
страну в войне против фашистских захватчиков; формирование представлений о
храбрости и самоотверженности воинов, сражавшихся на фронте.
Народная культура и традиции
Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка». (Ушакова,136; Гавриш 156)
Цель: Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна лягушка».
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). (Затулина, 50)
Цель: Учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.
Чтение глав из книги Т. Александровой «Домовёнок Кузя».
Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Предложить ребятам придумать новые приключения домовенка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь
Чтение: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
Цель: Учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение.
Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка». (Ушакова ,138; Затулина,26; Гавриш, 160)
Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Первоцветы. Признаки поздней весны
Песенки «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»
Цель: систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний
А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»)
Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве
А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное
содержание стихотворения
И. Суриков «На лугу»
Цель: расширять представления детей о цветах, знакомить с их особенностями.
Н. Пронина «Мать-и-мачеха»
Цель: формировать знания о том, почему так названы цветы «Мать-и-мачеха».
С. Маршак «Ландыш»
Цель: организовать первичное восприятие стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш», воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Школа. Школьные принадлежности.
В. Берестов «Читалочка»
Цель: выучить с детьми стихотворение; вызвать у детей желание научиться читать; развивать память, внимание и речь.
Л. Воронкова «Подружки идут в школу»
Цель: расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе; стимулировать познавательную активность.
Л. Толстой «Филлипок»
Цель: воспитывать лучшие качества личности - чуткость, сопереживание, доброту, трудолюбие, терпение, целеустремлённость, желание учиться.
А. Барто «В школу»
Цель: познакомить с новым стихотворением А. Барто; формирование представления о здоровом образе жизни, о роли режима дня в жизни школьников.
С.Я. Маршак «Первый день календаря»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
СТАРШАЯ ГРУППАТема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)1. Е. Благинина «Одуванчик».2. А.К. Толстой «Колокольчики».3. В...
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ И ВОЗРАСТАМ...
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам в подготовительной группе
Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво, Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в ...
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам в старшей группе
Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в старшей группе...
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
СТАРШАЯ ГРУППА...
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ...
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА...