Картотека пальчиковых игр на основе сказки.
картотека по художественной литературе
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_na_osnove_skazki.docx | 493.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр на основе сказки.
Подготовила: воспитатель
Несмачная Маргарита Евгеньевна
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры по мотивам сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия:
«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
«Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;
«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
«Бородка» - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;
«Коза» - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;
«Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения;
«Маятник» - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;
«Кнопочки» - кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
«Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;
«Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
«Коготки» - прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки» - ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
«Бутон» - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;
«Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
«Зимовье зверей»
Звери однажды избу срубили («Молоточки»)
Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь («Колечки»)
Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли
Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)
Петух кукарекал («Клювики»), бык в бок забодал («Коза»)
Кот с печки зафыркал («Волны»), ну а свинья
Хрюкала с визгом: - Здесь хата моя. («Лучики»)
Волк с перепугу выскочил прочь.
Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)
А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)
«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
«Рукавица»
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).
А в лесу в той рукавице («Колечки»), звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)
Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).
«Заюшкина избушка»
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны»),
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй»)
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).
«Дождь прошел»
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»),
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы…(«Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»),
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки».
«Птичий двор»
Цикл пальчиковых игр, которые позволяют не только закреплять знания детей о домашних животных, но, кроме того, могут быть использованы в работе по автоматизации и дифференциации звуков.
«Петушок»
У цыпляток папа – важный петушок («Лучики»)
На головке у него красный-красный гребешок («Гребешок»),
Под головкою бородка, он трясет ей очень ловко («Бородка», шевелить согнутыми пальцами),
Хвост красивый и большой,
Перья выгнулись дугой («Колечки»)
-Ку-ка-ре-ку! – он кричит («Клювики»),
Просыпаться всем велит. («Лучики»)
«Курица»
Курица по саду ходит, целый день цыпляток водит («Колечки»)
Учит зернышки клевать («Бутон», стучать соединенными в «бутон» пальцами о левую ладонь),
Червячков в земле искать. («Бутон», стучать соединенными в «бутон» пальцами о правую ладонь)
«Гуси»
Гусь с гусынею идут, за собой гусят ведут. («Колечки»)
Все гогочут: - Га-га-га, мы ходили на луга («Клювики»),
Там щипали всю траву, потом плавали в пруду («Лучики»).
«Утки»
Утки крякают: - Кря – кря - кря! («Клювики»)
У нас дружная семья («Здравствуй»),
У утяток мама – утка, папа – селезень, друзья («Колечки»).
«Индюк»
Индюк очень важный («Замок»), трясет бородой («Бородка»),
Ведет идюшат с прогулки домой («Колечки»).
А мама – индюшка стоит у ворот («Замок»),
Она уж давно («Колечки») индюшат своих ждет («Лучики»).
За грибами
Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)
За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.)
Три лукошка принесли. (показать три пальца)
Фигурки из палочек
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.
Игра
Выложить горохом по нарисованному контуру.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони "разъезжаются", и между пальцами образуются зазоры.
Грибы на поляне
Кто тут спрятан на картинке?
Помогите, пальчики!
Вы по контуру бегите,
Узнать картинку помогите.
Груздь
Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Чудесный мешочек
Найти грибок среди нескольких различных игрушек.
Пальчиковому театру придают большое значение, так как это упражнение:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения;
знакомит с элементарными математическими понятиями.
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр на основе сказки.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики с...
Картотека пальчиковых игр на основе сказки.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики с...
Картотека пальчиковых игр на основе сказки.
Картотека пальчиковых игр...
Картотека пальчиковых игр на основе сказки.
Картотека пальчиковых игр на основе сказки....
Картотека пальчиковых игр на основе сказки
картотека пальчиковых игр на основе сказки...
Картотека пальчиковых игр на основе сказки.
Картотека пальчиковых игр на основе сказки....
Картотека пальчиковых игр на основе сказки
Картотека пальчиковых игр на основе сказки...