Проект мини-музей "Волшебная страна сказок"
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Баширова Татьяна Альбертовна
Актуальность проекта заключается в приобщение детей к общечеловеческим ценностям, в активном взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_1.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:


Проект

Мини – музей 

«Волшебная страна сказок»

 Воспитатель МБДОУ №278

Баширова Татьяна Альбертовна

г.Красноярск

Пояснительная записка

   Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами и пользуется огромной любовью у детей. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубину своей души. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника - воспитывать в ребенке человечность. Благодаря сказкам идет огромный интерес к волшебным предметам. Поэтому в условиях детского сада есть необходимость к созданию мини-музея. Наглядно увидеть волшебные предметы, а также сплотить родителей в сборе этих предметов. На сегодняшнем этапе жизни данная тема актуальна.

Актуальность проекта

   Актуальность проекта заключается в приобщение детей к общечеловеческим ценностям, в активном взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

   Цель данного проекта - формировать у детей интерес и любовь к сказкам.

Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • знакомить детей с различными видами сказки (народная, авторская);
  • обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
  • развивать речь детей, воображение, фантазию;
  • воспитывать интерес к коллективной работе;
  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
  • включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.          

 Принципы организации мини-музея следующие:

  • Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
  • Ребенок –активный участник оформления экспозиции музея.
  • Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
  • По продолжительности проект является долгосрочным и его реализация проходит через все возрастные периоды.

       

      Данный проект строится в двух основных  моделях  организации  образовательного  процесса: совместная деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная деятельность ребенка.

    Совместная  деятельность  взрослого  и  ребенка осуществляется  в  ходе  организации различных видов детской деятельности  (игровой,  коммуникативной,  познавательно-исследовательской, трудовой,  продуктивной  и  т.п.). Непосредственно-образовательная  деятельность реализуется  через  организацию различных  видов   детской  деятельности  и  их  интеграцию  с  использованием  разнообразных  форм  и методов  работы,  выбор  которых  осуществляется  педагогами  самостоятельно    в  зависимости  от  контингента  детей. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

    Самостоятельная  деятельность  ребенка прослеживается в специально созданной предметно-развивающей среде: игра-драматизация с  использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.),настольно-печатные игры, подвижные и хороводные игры , сюжетно-ролевые игры, индивидуальные игры.

Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.

Приоритетная образовательная область«Речевое развитие».

Образовательные области в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально –коммуникативное развитие»«Познавательное развитие».

Вид проекта: открытый (в контакте с семьей), групповой, информационно-творческий, долгосрочный.

Основные формы реализации проекта:

  • чтение литературных произведений;
  • продуктивная деятельность;
  • дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры;
  • беседы;
  • рассказывание, пересказ, разыгрывание и драматизация;
  • экскурсия в библиотеку;
  • рассматривание разных видов книг, иллюстраций в книгах, фотографий;
  • досуг;
  • работа с родителями.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание

  1. Подготовительный
  1. -Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
  2. -Консультация для родителей «Мини-музей в детском саду» Экскурсия в библиотеку Мультимедийное знакомство детей с книгами древних лет (летописи, наскальные рисунки. Библия, пергамент, береста)

-Опрос детей «По страницам сказок»;

- Определение темы, целей, задач, содержания проекта;

-Прогнозирование результатов;

-Обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

.

  1. Практический
  1. -Создание «Уголка сказок» в группах, опираясь на помощь родителей (картины, портреты писателей, кубики, пазлы с героями сказок и др.)
  2. - Проведение «Конкурса чтецов» (средние, старшие, подготовительные группы)
  1. -Совместное творчество родителей и детей – создание сказочных атрибутов или героев своими руками.
  2. -Организация в группах выставки детских работ «Мой любимый литературный герой» (изготовленных из любого материала, в том числе бросового.)
  3. -Создание картотеки игр по сказкам;

-Беседы с детьми «Какие сказки я знаю»;

-Рассматривание иллюстраций к сказкам;

-Организация и проведение занятий по лепке по данной теме;

- Организация и проведение занятий по рисованию по данной теме;

- Инсценировка сказок

С родителями:

-консультации: «Роль сказки в воспитании детей», «Как сказка помогла», «Значение театрализованной деятельности», «Все мы были детьми…», «Воспитание сказкой», «Речь ребёнка и различные виды театра», «Театр в семье», Построение среды для театрализованной деятельности», «Театр и родители!».

-наглядно-информационное сотрудничество: «Какие сказки читать ребёнку на ночь?», «Как правильно читать с ребёнком сказки», «11 способов, как превратить чтение в удовольствие».

  1. Заключительный
  1. Проведение  детско-родительской викторины «Сказка ложь, да в ней намёк…» 
  2. Занятие по развитию речи «Волшебная страна сказок»

повторный опрос детей;

-анализ полученных результатов.

Результат организации мини-музея следующие:

  • Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
  • Ребенок –активный участник оформления экспозиции музея.
  • Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
  • По продолжительности проект является долгосрочным и его реализация проходит через все возрастные периоды.

   Участники проекта: дети, педагоги, родители.

 

   Роль родителей в реализации проекта:

-        Чтение, рассматривание иллюстраций.

-        Помощь в организации соответствующей предметно-развивающей среды.

-        Разучивание скороговорок, чисто говорок, стихов.

-        Участие в проведении спектаклей, гостиных, досугов, праздников, развлечений, экскурсий

-        Совместные семейные проекты

    Залог успешного и востребованного мини-музея – его интерактивность в нашем детском саду. Дети становятся активными участниками. Вначале дети принимают роль слушателей, рассматривают игрушки, картины, наряжаются в костюмы – они чувствуют себя причастными к процессу. Позже самостоятельно выступают в роли экскурсоводов для детей других возрастных групп, педагогов и родителей, тем самым развивая связную речь  

Мини-музей «Волшебная страна сказок» содержит несколько разделов:

1.Раздел «Волшебные сказки».(библиотека)

Здесь собрано много книг с волшебными сказками. Это и большие, красиво оформленные книги, и книжки-малышки, и тоненькие книжечки времен наших мам и пап. Оформлены альбомы: «Загадки о сказках и сказочных героях», «Художники-иллюстраторы сказок». В музее находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним. Для прослушивания и просмотра имеется сборник «Сказочник», сборник советских мультфильмов-сказок с дисками.

2.Раздел «Волшебный театр сказок».

В нашем музее на время можно стать артистом. Для этого в данном разделе имеется настольный театр, пальчиковый театр, театр из бросового материала и ниток, кукольный театр, шапочки и атрибуты к разным сказкам для самостоятельной детской драматизации сказок.

3.Раздел «Мы – сказочники». (игротека)

В нашем музее можно поиграть. Здесь представлены пазлы по сказкам «Маша и медведь», «Малыш и Карлсон», «Белоснежка и семь гномов», «Алеша Попович», «Красная шапочка», настольные игры «Колобок», «Маша и медведь», парные картинки «Двойняшки» разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок. Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями. Дидактические игры «Угадай сказочного героя», «Из какой сказки волшебный предмет», «Найди отличия», «Расскажи сказку по картинкам», «Что сначала, что потом», «Отгадай по картинкам название сказки», лабиринты.

4.Раздел «Музейная мастерская» (сами своими руками)

Здесь собраны экспонаты сделанные руками детей, родителей и воспитателей (рисунки, поделки): петушок-золотой гребешок, золушка, баба-яга костяная нога, царевна-лягушка, конек-горбунок, курочка Ряба. Имеется материал для самостоятельной деятельности в мастерской: «Сделай сам сказку» (вырежи и наклей), раскраски, бросовый и природный материал для изготовления поделок, альбом для рисования «Моя любимая сказка». Изготовление книжек в технике оригами по сказке: «Колобок», «Теремок».

Мини-музей получился таким интересным, познавательным и ярким благодаря помощи детей и их родителей.

Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Котом в Сапогах, Бабой Ягой, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.


Результат проекта:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

Список используемой литературы:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

3. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007.

4. КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2012г.

5. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2014.

6. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 2004.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ на тему: «Страна сказок» в старшей группе

Наш коллектив очень заинтересовался такой проблемой, как знакомство детей с разнообразием сказок, не только народных, но и авторских. Мы решили организовать с детьми проектную деятельность, посвящённу...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Цель:  Спроектировать совместную деятельность педагогов, родителей и детей для создания условий и творческого осуществления проекта по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:1....

Педагогический проект "Путешествие в страну сказок"

Проект "Путешествие в страну сказок" первая младшая группа...

Проект «Путешествие в страну сказок»

Развитие свободной творческой личности детей дошкольного возраста, активизация творческого потенциала, художественных способностей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...

Проекты «Путешествие в страну сказок Чуковского»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...