«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Цель: Продолжать формировать у детей чувство патриотизма. Воспитывать любовь и уважение к родителям, стране, малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/system/temporary/filefield_paths/kospekt_2.docx | 446.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей».
Цель: Продолжать формировать у детей чувство патриотизма. Воспитывать любовь и уважение к родителям, стране, малой Родине.
Задачи:
- Обучающие: систематизировать знания детей о символике государства. Продолжать обогащать и расширять активный словарь.
- Развивающие: развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы. Продолжать развивать интерес к окружающему миру.
- Воспитательные: воспитывать в детях интерес к родной стране, формировать чувство гордости за свою Родину.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: глобус, герб, флаг, книга «Моя Родина – Россия», символы матрёшка, берёзка.
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание книги «Моя Родина – Россия»;
3. Беседа с детьми о государственных символах России – флаг, герб, гимн, их значение для страны;
4. Знакомство детей с глобусом;
5. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, рассматривание фотографий, пейзажей;
10. Драматизация по рассказу А. Гайдара "Поход"
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, мне подарили необычную коробку, давайте вместе с вами посмотрим, что в ней спрятано, но перед этим, послушайте внимательно загадку и отгадайте, о чем говорится в ней?
Шар земной передо мной
Не такой он уж большой.
Я его верчу рукой.
Сразу край нашла лесной.
Рядом с ниточкой рекой.
Точка - город мой родной. (Глобус)
Воспитатель: правильно, ребята. Это глобус, модель планеты Земля.
Какая она удивительная. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. А интересно, что я смогу найти в нашей коробке, давайте вместе в нее заглянем и увидим, что в ней спрятано, посмотрите здесь глобус. Он круглый и на нем изображено много стран.
Мы с вами живем в самой прекрасной стране на планете Земля. Ребята, а вы знаете, как называется наша страна?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: правильно, наша страна называется - Россия.
Страна Россия славится своей красивой природой, в которой живут замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
А теперь давайте снова откроем коробку, ой, смотрите, что это я нашла? Ребята, что это? (показывает флаг России)
Дети: это - флаг.
Воспитатель: правильно, а ответьте на такой вопрос, какую страну символизирует этот флаг?
Дети: Россию.
Воспитатель: - Смотрите! Это наш ФЛАГ! Какого же он цвета?
(Ответы детей)
Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба.
- Действительно в нашей стране много белого цвета – конечно же, это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира.
- А синий цвет? Это голубое небо, реки и озера.
- А что же тогда означает красный цвет? - Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.
Воспитатель: А что же лежит в этом конверте? (открывает и достает иллюстрацию герба России.) Это, ребята, герб России.
Да. У нас красивый ГЕРБ, на нём изображён необычный, а двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. А двуглавый он потому, что солнце восходит на востоке, а садится на западе, поэтому одна голова повернута на восток, а другая на запад. Внутри герба, на груди орла, расположен щит, на щите всадник на коне. Это Георгий Победоносец (святой, который считается защитником добра на земле, отечества) он пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле.
Обратите внимание, какого цвета конь (белого), плащ у всадника (синего), сам щит (красного) – что напоминают вам эти цвета (цвета флага).
Воспитатель: на нашей планете много разных стран, людей и народов. Но у каждого народа есть своя Родина. Ребята, а кто из вас знает стихи о Родине?
Что мы Родиной зовем?
Дети:
- Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
- Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Так что же такое – Родина?
3. Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Родина – это то место, где мы с вами родились и живем. Ребята, скажите, а что или кого еще можно назвать Родиной?
(Дети перечисляют: это места в нашей стране, где мы любим бывать, наш дом, лес, речка, улица, это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дети и т.д.).
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
(Предполагаемые ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, город, край, поселок).
Итак, все, что мы называем родным, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица).
Воспитатель: В нашей стране очень много разных городов – очень больших и маленьких, а кто знает какой главный город нашей страны? (Москва)
В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.
Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.
Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
Москва – столица нашей Родины. А кто мне скажет, как называется село, в котором мы живем.
Дети: Бичура
Воспитатель: Молодцы ребята. Я предлагаю поиграть в игру: «Назови улицу». (Дети называют улицы села Бичуры).
У нашего народа есть много пословиц и поговорок, предлагаю их вспомнить:
- Нет земли краше, чем Родина наша!
- Береги землю любимую, как маму!
- Кто за Родину горой, тот защитник и герой!
Воспитатель: Молодцы ребята, все эти мудрые слова о добре и любви, о защите нашей страны от врагов. А как мы с вами можем защищать нашу страну?
(Ответы детей: расти большими и сильными; совершать хорошие поступки; быть честными и справедливыми).
И сейчас вспомним одно произведение, с которым познакомились на прошлой неделе и попробуем его театрализовать.
Как зовут главного героя рассказа?
Куда ушел отец Альки?
Что хотел сделать Алька? Что сказала мама?
Как Алька стал готовиться к походу?
Что помешало ему отправиться в поход? Кто вернулся домой?
Что сказал отец сыну?
Чему учит этот рассказ?
Воспитатель: Постойте, что-то еще у меня есть на столе .
Воспитатель показывает детям матрешку.
- Ребята, кто мне скажет, что это за игрушка?
Ответы детей (матрешка, символ России). Воспитатель: правильно ребята. Это русская матрешка, расписанная вручную. Предлагаю вам послушать стихотворение про матрешку.
Ах, матрёшечка – матрёшка. Хороша, не рассказать! Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щёчки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
Воспитатель; Ребята , а какие вы еще знаете символы России?
Дети ( Березка)
Воспитатель; все верно –Березки. Посмотрите какие они красивые . а ка вы думаете про березу стихи есть ?
Дети : Да .
Воспитатель; Давайте послушаем
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками!
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и чем занимались: говорили о нашей стране, России, и ее символике; читали стихи и пословицы; играли в игры.
Ребята, любите нашу страну Россию– старайтесь, больше узнать о ее истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Гордитесь тем, что живете в самой большой, сильной и самой доброй и красивой стране мира - России!
Сегодня мы с вами послушаем рассказ Аркадия Гайдара о маленьком, как и вы, мальчике, который, хотел вместе с отцом пойти в поход
Чтение рассказа с последующим обсуждением
Как зовут главного героя рассказа?
Куда ушел отец Альки?
Что хотел сделать Алька? Что сказала мама?
Как Алька стал готовиться к походу?
Что помешало ему отправиться в поход? Кто вернулся домой?
Что сказал отец сыну?
Чему учит этот рассказ?
Физминутка
Наши воины идут-раз-два, раз-два, (ходьба на месте)
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та («барабан»)
Наши пушки точно бьют: бух, бах! («бокс»)
Нашей армии - салют! (поднимают руки вверх)
Ура! Ура!
Последующее чтение рассказа с установкой на пересказ
Пересказы детей
Итог занятия: что мы слушали сегодня на занятии? Чем занимались, какой праздник приближается к нам? Чему научил вас этот рассказ (быть ответственными, поступать мудро, ценить свою Родину и уважать семейные ценности).
Аркадий Гайдар «Поход»
Ночью красноармеец принёс повестку. А на заре, когда Алька ещё спал, отец крепко поцеловал его и ушёл на войну — в поход.
Утром Алька рассердился, зачем его не разбудили, и тут же заявил, что и он хочет идти в поход тоже. Он, вероятно бы, закричал, заплакал. Но совсем неожиданно мать ему в поход идти разрешила. И вот для того, чтобы набрать перед дорогой силы, Алька съел без каприза полную тарелку каши, выпил молока. А потом они с матерью сели готовить походное снаряжение. Мать шила ему штаны, а он, сидя на полу, выстругивал себе из доски саблю. И тут же, за работой, разучивали они походные марши, потому что с такой песней, как «В лесу родилась елочка», никуда далеко не нашагаешь. И мотив не тот, и слова не такие, в общем эта мелодия для боя совсем неподходящая.
Но вот пришло время матери идти дежурить на работу, и дела свои они отложили на завтра.
И так день за днём готовили Альку в далёкий путь. Шили штаны, рубахи, знамёна, флаги, вязали тёплые чулки, варежки. Одних деревянных сабель рядом с ружьём и барабаном висело на стене уже семь штук. А этот запас не беда, ибо в горячем бою у звонкой сабли жизнь ещё короче, чем у всадника.
И давно, пожалуй, можно было бы отправляться Альке в поход, но тут наступила лютая зима. А при таком морозе, конечно, недолго схватить и насморк или простуду, и Алька терпеливо ждал тёплого солнца. Но вот и вернулось солнце. Почернел талый снег. И только бы, только начать собираться, как загремел звонок. И тяжёлыми шагами в комнату вошёл вернувшийся из похода отец. Лицо его было тёмное, обветренное, и губы потрескались, но серые глаза глядели весело.
Он, конечно, обнял мать. И она поздравила его с победой. Он, конечно, крепко поцеловал сына. Потом осмотрел всё Алькино походное снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: всё это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжёлых боев и опасных походов будет и впереди на этой земле ещё немало.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок»
Конспект
«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников»
(старшая группа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей.
Художественная литература активно воздействует на чувство и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоцианальность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка, приводят к искусственном...
«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей» Консультация для воспитателей
«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей»Консультация для воспитателей(из опыта работы воспитателей 2-й...
Статья "Роль детской литературы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Статья опубликована в сборнике Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, 2016г....
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Статья о роли художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Статья полезна как для педагогов, так и для родителей. В статье представлена подборка детских литературн...
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников
Патриотизм - это не только привязанность к родной стране, но и чувство уважения, гордости и преданности ей. Это любовь к родине, которая проявляется в стремлении прославить ее и принести пользу. Патри...
Выступление на методическом часе "Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Выступление на методическом часе...