Поэты и писатели
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Михайлова Алёна Николаевна

Цель: формировать грамматический строй и развивать навыки связной речи через расширение представлений о профессиях «поэт и писатель».

Задачи:

1.      Развивать навыки построения грамматически правильного предложения из набора слов и связного рассказа из набора предложений;

2.      Развивать слуховое восприятие и анализ услышанной речи;

3.      Формировать представление о «рифме», развивать умение слышать рифму, рифмовать слова.

 

Ход занятия

- Ребята, буду ли я права, если скажу, что мы все любим читать? Читать сказки, энциклопедии, истории, стихотворения? (ответы детей). Но без кого чтение было бы невозможно? (ответы детей).

- Действительно, без поэтов и писателей нам бы нечего было читать! И сегодня мы с вами попробуем себя в роли авторов, чтобы узнать поближе эту профессию. Как вы думаете, что должен делать писатель? (ответы детей). А поэт? Чем они отличаются? (ответы детей). Вы совершенно правы, писатели описывают истории или придумывают их, чтобы люди могли прочесть и узнать что-то новое, получить знания и приятно провести время. А поэты делают это, используя рифму. Вы готовы попробовать себя? (ответы детей).

- Но прежде, чем мы телепортируемся в страну писателей, нам нужно прочесть магическое заклинание:

- В волшебство чтобы попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, волшебство, Ура!»

- Вот мы и попали в страну писателей, и сейчас мы поупражняемся быть поэтами, придумывая рифмы на разные слова. Напомню, рифма — это слова, окончания которых звучат одинаково. Например: оса – лиса, Иринка – мандаринка.

Игра с мячом. «Поймай рифму на звук [Р]». Я буду кидать мяч, и называть слово, а вы должны заменить первый звук в этом слове на звук [Р] и назвать, новое слово. Например, хобот. А со звуком [Р], будет – … робот. Получилась рифма: хобот – робот. (слова для игры: козы – розы, мак - рак, пугать -ругать, Тома – Рома, мука – рука, кот – рот) 

- Как здорово, вы большие молодцы! А теперь, усложняем задачу: рифму нужно будет придумать самостоятельно. У каждого из вас будет картинка и вам нужно будет придумать рифму на это слово. (раздаются картинки, проводится упражнение)

- Но стихотворения – это непросто набор рифм, это связанные по смыслу предложения. Это сложный и долгий труд. И сейчас мы переключимся на профессию писателя и попробуем составлять связные предложения в прозе, т.е. без рифмы.

- Давайте поупражняемся в составлении предложений из набора слов. 

1. Идти весна к нам. (К нам идет весна!)

2. Начать снег таять (Снег начинает таять.)

3. Ручеек проталинки появиться и. (Появляются ручейки и проталинки.)

4. Запускать по ручей кораблик Коля и Света. 

     (Коля и Света запускают по ручейку кораблик) 

5. Нравится, а весна тебе (А тебе нравится весна?)

- А теперь из получившихся предложений нам нужно составить с вами рассказ. (составление рассказа из предложений). У каждого произведения есть название, давайте и мы с вами придумаем название к нашему рассказу. (выслушать варианты детей)

- Здорово получилось! Вы большие молодцы. А теперь рассаживайтесь за столы, и мы попробуем с вами записать рассказ с помощью схем предложений. Прежде чем начать записывать рассказ, нам нужно записать название. Название мы запишем не с помощью букв, а с помощью звукового анализ. Приготовьте карандаши и проведите, пожалуйста, звуковой анализ слова «ВЕСНА». (выполняют фонематический анализ). Проверим, что получилось. Ваня, запиши пожалуйста схему звукового анализа. 

- Хорошо. А теперь я продиктую вам получившийся рассказ по предложениям, а вы будете записывать предложения с помощью схем. (выполняют схематический диктант).

- Вот так! Сейчас я попрошу по очереди некоторых ребят записать схемы на доске, и мы с вами проверим, так ли и у всех ли получилось? 

- Вы большие умницы! Получилось очень здорово! Теперь вы тоже прикоснулись к писательству и может кто-то из вас в будущем захочет стать автором, но помните, для этого нужно много трудиться и проявлять внимание и усердие. 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература для детей 6-7 лет по разделам: "Произведения поэтов и писателей России"; "Произведения поэтов и писателей разных стран".

Сборник текстов художественных произведений для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе по прогамме "От рождения до школы" по разделам: "Произве...

Литературная гостиная "Поэты и писатели ХМАО-Югры"

Цели мероприятия: 1) познакомить педагогов с произведениями наиболее известных писателей и поэтов Югры, помочь почувствовать национальную самобытность и оригинальность их творчества, понять их эстетич...

Картотека поэтов и писателей 1 часть

Картотека поэтов и писателей....

Картотека поэтов и писателей 2 часть

Продолжение картотеки...

Картотека поэтов и писателей 3 часть

Заключительная часть картотеки....

Проект «Поэты и писатели детям»

Цель проекта:Познакомить детей с детскими поэтами и писателями ,  жанрами сказок: русских народных, разных народов и авторскими. Приобщить детей к высокохудожественной литературе. Формировать у н...

Проект «Поэты и писатели детям»

Цель проекта:Познакомить детей с детскими поэтами и писателями ,  жанрами сказок: русских народных, разных народов и авторскими. Приобщить детей к высокохудожественной литературе. Формировать у н...