Презентация на тему "Воспитание любви к Родине у детей дошкольного возраста средствами художественных произведений"
презентация к уроку по художественной литературе (средняя группа)
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, т.к. были знакомы с книгой с раннего возраста, и уже отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к Родине, природе – просто не возможно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_rodine_sredstvami_hudozhestvennyh_proizvedeniy._piskunova_m.s.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как приобщить ребенка к книге – сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро. Как известно, наши современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Все это способствует разложению нравственных качеств у детей. А вот книга формирует нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение, которые в дальнейшем позволят детям самостоятельно принимать правильные решения в будущем, в различной жизненной ситуации.
В связи с этим данная проблема становится одной из актуальных в воспитании патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакомая детям с самого раннего возраста, особенно в детском учреждении, становится неотъемлемой частью познавательного процесса. Литературные произведения формируют у детей не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, т.к. были знакомы с книгой с раннего возраста, и уже отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к Родине, природе – просто не возможно.
Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. В работе с детьми нужно использовать литературу самого разного объема и стиля. Стараться подбирать произведения на определенные темы: рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках и о их взаимоотношениях. Знакомить детей с подвигами солдат. Дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, к нападениям на мирных жителей.
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов нужно использовать наглядные пособия, иллюстрации в книгах, фотографии по теме. Традиционные национальные ценности успешно познаются дошкольниками через народные сказки, песни, пословицы и поговорки, приметы и легко входят в их память и жизнь. Русские народные волшебные сказки полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка.
Читаем русские народные сказки, в которых рассказывается о героях – богатырях: «Соловей-разбойник»; «Финист – Ясный сокол»; «Змей Горыныч»; «Руслан и Людмила» и другие.
Читаем рассказы и стихотворения о России и о родном городе. Это отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край.
Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – ученые, военные, пожарные и т.д. З нания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей.
Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то самая красивая, если это родная страна, то самая большая. Для подтверждения этих чувств подбираем соответствующий материал: стихи о маме, о Родине. (Татьяна Волгина «Наступает мамин праздник»).
Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, М. М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
Стихи о ВОВ – являются важной составляющей патриотического воспитания. Мы читаем и разучиваем стихи Андрея Усачева «Что такое день победы», Тимофея Белозерова «День победы», Нина Найденова «Пусть будет мир», Ирина Гурина «Военный праздник».
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, к родной земле.
Совместные усилия педагогов и родителей дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Проводим с родителями консультации о важности чтения художественных произведений в воспитании детей, о важности патриотизма в воспитании детей. Проводим выставки рисунков детей по русским народным сказкам. Так как русские народные сказки, полные чудесного вымысла, противостояния добра и зла, не только развлекают детей, но и закладывают основы нравственности.
С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине. Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Очень важны визуальные впечатления, опора на наглядный материал.
Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу.
Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в дошкольном возрасте можно считать – приобщение дошкольника к Отечеству, формирование личностных идеалов, уважение, любовь к добру и с праведливости, проявление чувств и гордости за свою страну. Ведь нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут проявиться самостоятельно. Данные качества формируются по мере накопления и конкретных фактов, и зависит от того, какие средства и методы воспитания были использованы в работе воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к Родине у детей дошкольного возраста
Статья об использовании музыкального искусства в воспитании любви к своей Родине у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей: "Роль художественной литературы в воспитании любви к Родине у детей дошкольного возраста"
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребен...
«Воспитание любви к Родине у детей дошкольного возраста»
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...
Воспитание любви к Родине у детей дошкольного возраста
В статье раскрывается смысл работы по воспитанию любви к Родине у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами ...
Обобщение опыта по теме: «Формирование патриотизма и любви к Родине у детей дошкольного возраста через образ матери и материнства, воплощённый в народной тряпичной кукле»
В статье представлен опыт формирования патриотизма детей дошкольного возраста через образ матери и материнства, воплощённый в народной кукле.Приобщение детей к истокам народной культуры одна из ...
Воспитание чувства любви к Родине у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребёнка, это период начальной социализации личности, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отноше...
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании любви к Родине у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании любви к Родине у детей дошкольного возраста"...